Наталия Леонова
Выступление на педагогическом совете на тему «Эколого-краеведческая деятельность как средство воспитания патриотизма»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете на тему :
«Эколого – краеведческая деятельность как средство воспитания патриотизма».
Национальная доктрина образования в РФ, а также Федеральная программа развития образования называют в числе основных задач общества патриотическое воспитание через экологическую и краеведческую работу.
Публикация «Выступление на педагогическом совете на тему „Эколого-краеведческая деятельность как средство воспитания патриотизма“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Уникальность экологического краеведения заключается в том, что оно знакомит дошкольников с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в родном крае.
Нравственно- патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
В новом ФГОС в содержании дошкольного образования задачи нравственно - патриотического воспитания направлены на формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения и реализуется через социально – коммуникативное и познавательное развитие.
Мы живем в интересное и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к прошлому и настоящему нашей малой родины (Тамбовщины). Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, чем живем сегодня мы и, что передадим своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности, сохранить и приумножить богатство родного края.
Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Исследования педагогов, психологов (В. Д. Колесников, В. И. Гарбузов, С. А. Козлова, М. В. Муратов, Л. А. Мишарина, В. А. Горбунова и др.) показали, что наиболее эффективным средством патриотического воспитания дошкольников является применение в учебно-воспитательном процессе ДОУ местного краеведческого и экологического материала, так как данные сведения более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.
Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является понимание всеми педагогами ДОУ значимости проблемы и необходимости содержательного педагогического сотрудничества и эффективного взаимодействия с семьей. Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников будет достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно, увлекательно.
Воспитателями нашего ДОУ разрабатываются конспекты НОД по краеведению для старших дошкольников, где дети знакомятся с:
1. окружающей природой тамбовского края (животный мир, растительный, полезные ископаемые, водные оъекты);
2. особенностями своего города («Географические особенности родного края», «Знакомство с картой», «Люди каких национальностей проживают в Тамбове», «Мой детский сад и район, где я живу», «Символика г. Тамбова»);
3. культурой и искусством родного края («Знаменитые люди, прославившие тамбовскую область», «Художественные промыслы, фольклор, архитектура на Тамбовщине»).
Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами являются активными участниками, где широко применяется наглядность, поэтому в системе патриотического воспитания должны использоваться разные виды детской деятельности, проводиться (проводятся) мероприятия эколого-краеведческого характера :
-экскурсии и прогулки(«Достопримечательные места г. Тамбова», «По улицам города», «Наш микрорайон», «Вечный огонь» и др.);
- тематические занятия в детской библиотеке № 10 им. А. П. Гайдара (проводимые совместно с воспитателями ДОУ и работниками библиотеки, встречи с известными людьми нашего города и области);
• игры (игры, игровые обучающие ситуации, игровые упражнения);
• моделирование, конструирование;
• изобразительное творчество;
• работа с книгой;
• досуги и развлечения.
Не менее важным условием работы по патриотическому воспитанию дошкольников является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей:
-совместные прогулки по городу к памятным местам родного края,
-посещение музеев,
-просмотр к/ф о земле тамбовской,
-экскурсии с детьми на природу в свободное время(«маршруты выходного дня»,
- помощь в изготовление коллажей о семье, о бережном отношении к природе, к братьям нашим меньшим,
- использование на занятиях фото и видеоматериалов о семьях воспитанников, их традициях,
-помощь в оформлении альбомов о растениях и животных тамбовского края, занесённых в «Красную книгу».
Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе помогают нетрадиционные формы. Это выставки поделок из природного материала, участие в акциях милосердия, природоохранных акциях (озеленение участков детского сада, участие в праздниках природы, проводимых, как в нашем ДОУ, так и на базе учреждений, с которыми мы сотрудничаем).
Вся эта работа учит не только чуткости, доброте, отзывчивости, но и развивает познавательные способности детей, учит понимать и любить природу малой родины.
Накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе, регионе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Академик Д. С. Лихачё в писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».