Папки-передвижки

Выступление на педагогическом совете «Познавательно-исследовательская деятельность»

Зинаида Окотэтто
Выступление на педагогическом совете «Познавательно-исследовательская деятельность»

В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит в число специфически детских видов деятельности. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения совместной деятельности педагога и ребенка.

Публикация «Выступление на педагогическом совете „Познавательно-исследовательская деятельность“» размещена в разделах

В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира — его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Это важно еще и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования — наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей особое внимание уделяется организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ. Для реализации ФГОС ДО необходимо создать условия для исследовательской активности ребенка. Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности состоит в том, что ребенок познает объект в ходе действий с ним, а для этого необходимо иметь под рукой нужные материалы. Их условно можно разделить на три части:

• приспособления для экспериментов;

• материалы, при помощи которых фиксируются результаты эксперимента (блокноты, карандаши, стикеры с надписями, концентрические круги);

• пособия для визуализации (картинки, схемы, таблицы, слайды, фильмы). Подбирая пособия, следует руководствоваться таким правилом: у детей должно быть все необходимое и ничего лишнего. Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении педагогом важного условия-стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент.

Основной метод работы в ходе познавательно-исследовательской деятельности – самостоятельное экспериментирование как способ разрешения проблемной ситуации. Чтобы сделать это, ребенок должен актуализировать свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями.

В своей деятельности педагоги опираются на ведущие принципы развития дошкольников.

• Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);

• Природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);

• Активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность).

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют педагоги – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы.

Итак: деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Исследовательское поведение для дошкольника-главный источник получения представлений о мире. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материалов; при доведении полученного продукта до логического завершения –представления результатов, полученных в исследовании. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Китайская пословица гласит: «Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай опробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот это является основой познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Выступление на педагогическом совете «Создание лэпбука «Водные ресурсы Выксунского края, водоросли» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Выступление на педагогическом.

Выступление на педагогическом совете «Родители — непосредственные участники воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» Тема: «Родители - непосредственные участники воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» С введением Федеральных Государственных Образовательных.

Выступление на педагогическом совете «Формирование гражданской позиции воспитанников» Тема: «Лучшее время, чтобы посадить дерево было 20 лет назад. Следующее лучшее время - сегодня». китайская поговорка Нельзя не согласиться,.

Выступление на педагогическом совете «Агрессивные дети-работа с трудными семьями» Слайд 1 Выступление на педагогическом совете на тему: «Агрессивные дети – работа с трудными семьями» Слайд 2 Цель: повышение педагогической.

Выступление на педагогическом совете «Ознакомление с правилами дорожного движения детей дошкольного возраста». Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш по своим.

Выступление на педагогическом совете по теме «Диагностика обучения татарскому языку» В детском саду обучение татарскому языку ведется в соответствии с УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку, детей татарской.

Выступление на педагогическом совете «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению» Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению Добротворская Елена Владимировна Слайд 1: Титульный лист.

Выступление на педагогическом совете «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Выступление на педагогическом совете:Тема: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Актуальным направлением модернизации системы.

Выступление на педагогическом совете «Психологические основы игры дошкольника» Выступление на педагогическом совете. Тема: "Психологические основы игры дошкольника". Подготовила: педагог-психолог Шевченко Е. Г. Дошкольный.

Презентация «Выступление заведующего на педагогическом совете в 2017–2018 учебном году» Ф. 1. Приветствую Вас на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад № 393». Ф. 2. Представляю вашему вниманию повестку заседания педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педагогическом совете «Познавательно-исследовательская деятельность»
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 13:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД