Папки-передвижки

Выступление на педагогическом совете «Развитие речи ребенка в игре»

Людмила Николаевна Балина
Выступление на педагогическом совете «Развитие речи ребенка в игре»

1 слайд

Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.

Публикация «Выступление на педагогическом совете „Развитие речи ребенка в игре“» размещена в разделах

2слайд

Известно, что ребенок овладевает речью за какие-нибудь два-три года. В год он произносит примерно 10 слов, в 2 года-300-400, а к трем годам в его активном словаре уже от 1500 слов и более. Осваивая речь, ребенок овладевает мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением. Дети учатся с помощью слова выражать свои желания и стремления, а также понимать других, договариваться.

Дети очень любят играть. И именно игровая деятельность является ведущей в развитии речи детей.

3 слайд

На родительском собрании обратила внимание родителей на недостаточно развитую речь у детей впервые пришедших в детский сад, помочь детям в развитии речи при помощи разной игровой деятельности. Для повышения знаний и информации для родителей по данной теме были оформлены: папки – передвижки «Увлекательные прогулки летом», «Осенние прогулки с малышом»; буклеты «В гости к нам пришла матрешка», «Носовые платочки для сына и дочки», «Советы для заботливых пап», «Рождественские каникулы с пользой», «Увлекательные игры на кухне», «пальчиковые игры для малышей»; ежемесячно меняется информация на стенде «Для вас родители»

4 слайд

Предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребенка и всех видов детской деятельности. В группе мы стараемся пополнять предметно – развивающую среду разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом. И родители нам помогают (куплен ковер, сконструировали стенд, кормушку для птиц, полку на веранде, приобретены дидактические игры, оформлен уголок безопасности, сделаны руками родителей и педагога игры : «Чудесный мешочек», «Солнышко», «Игры с прищепками», «Сухой бассейн для рук»; театральные маски, пальчиковый театр «Репка», дидактическая матрешка, светофор, книжки малышки по пдд, пб. по сказкам и стихам)

5 слайд

Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому в своей работе по развитию речевой активности детей раннего возраста я использую разные виды игр, передающие детям определё нные знания и умения: сюжетно - отобразительные, дидактические, подвижные, пальчиковые, народные, музыкальные игры - забавы, где игровые действия заранее предусмотрены правилами игры.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

С малышами работа над дыханием проводится только в игровой форме по подражанию. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом. В своей работе я использую множество разных дыхательных упражнений в игровой форме: «Самолёт», «Часики», «Каша кипит», «Мыльные пузыри», «Султанчики» «Подуем на снежинку» и др Ежедневно проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме: «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка».

6 слайд

Большое значение подвижная игра имеет для умственного развития. В играх обогащается кругозор детей, уточняются, закрепляются имеющиеся у них знания, представления об окружающем, о свойствах предметов. Особенно ценно, что малыши не только уточняют, обогащают свои представления об окружающем, но и развивают воображение, речь, инициативу, сообразительность (действуют, изображая зайчика, медведя, мышку, самолет и т. д.) «Зайка», «Курочка и цыплята», «Лохматый пес», «У медведя во бору»

7 слайд

Пальчиковые игры стимулируют процесс речевого развития ребенка, С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. Нравятся малышам пальчиковые игры, записанные с музыкальным сопровождением «Машина», «Вот маленькая мышка», «Маленькая Катя», «Коза рогатая», «Зайка», «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Капуста», «Паучок» и другие.

Так же в своей работе использую разнообразный материал для развития у детей мелкой моторики пальцев рук это и прищепки, массажные мячи, карандаши (для самомассажа кистей и пальцев рук ребенка). Например, играем с детьми в игры такие как: «Разноцветный мячик», «Покатай мячик в ладонях», «Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех» (катание мячика в ладонях) «Удержи мячик» (удерживать мячик двумя пальцами). Пока индивидуально начали массаж с помощью шариков – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

8 слайд

На музыкальных занятиях детям очень нравятся игры под музыку. Мы их запоминаем и повторяем в течение дня.

9 слайд

Игры со строительным материалом очень интересны и увлекательны для малышей, они также незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка.

Дети учатся устойчиво ставить кубики, кирпичики, играть с постройкой, понимать и произносить слова «кубик», «кирпичик», «поставить», «построить». Учимся с детьми делать «дорожку», «башенку», «скамейку для зайки», «кроватку для куклы». Учим детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий и т. д. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь детей, расширяется их словарный запас.

10 слайд

Образовательная деятельность

При обучении детей раннего возраста рисованию и лепке активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка при помощи различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональными комментариями, используя стихи, загадки и т. д.

11 слайд

Чрезвычайно важно как для накопления пассивного словарного запаса ребенка, так и для развития грамматически правильного строя речи совместное чтение детских книг и рассматривание иллюстраций. Читаем детям, показываем картинки, называем персонажей и их действия, побуждаем малышей повторять слова и показать книгу кукле.

12 слайд

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

• игры с предметами, игры забавы,

• настольно-печатные,

• словесные игры, игры потешки, хороводные игры.

Игры детей с предметами, например, игра «Сухой бассейн для рук». Эту игру мы оформляли вместе с родителями и детьми (собирали мелкие предметы и бочонки из-под киндеров, наполняли их гречневой крупой, обклеивали самоклейкой) дети поочереди ищут предмет, спрятанный среди бочонков, называют его.

13 слайд

«Чудесный мешочек», игры на магнитах «Чудесная корзинка» и «Запасливый ежик» взаимосвязаны. Сначала дети собирают в корзинку грибы, яблоки, осенние листья, затем дарят их ежику.

14 слайд

«Мозаика», «Собери пирамидку», развивающие кубики

15 слайд

Игры-забавы: «Собери матрешку», юла, игра с магнитами «Укрась елочку», кукольный театр

16 слайд

Настольно - печатные игры: «Собери картинку», «Подарки для матрешки», «Собери светофор», «Мойдодыр», «Большой – маленький», «Чей малыш», «Найди пару», развивающие кубики и другие активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

17 слайд

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок золотой гребешок… или : Киска, киска, киска брысь

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. При умывании: Водичка – водичка умой моё личико, при причё сывании: Расти, коса, до пояса

Наши дети очень любят хороводные игры. С удовольствием играют в такие игры, как «Карусели», «Раздувайся пузырь», «Каравай». Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова стихотворений, приятные телесные ощущения – все это располагает детей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт.

18 слайд

Игры драматизации: дети инсценируют стихи и потешки.

Сюжетно – отобразительные игры. В своих играх дети подражают маме, помощнику воспитателя, врачу, шоферу, парикмахеру, лишь копируя отдельные действия; так, например, гладят белье, собирают игрушки для мытья, одевают куклу, причесывают друга и т. д.

Это, в основном, ряд игр с куклой: «Кукла Маша обедает», «Покатаем куклу Машу», «Оденем Ваню на прогулку». Во многих из этих игр содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Дети, действуя в воображаемой ситуации, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный речевой материал.

19 слайд

«Здравствуй, кукла Катя», «Кукла заболела»

20 слайд

«Угостим куклу», «Погладим для куклы», «Помощники»

Игра «У меня зазвонил телефон» стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Обратила внимание детей на игрушечный телефон, позвонив доктору Айболиту, приглашая его в гости. Очень рада, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, говорит, что со мной хочет поговорить его мама (папа, бабушка).

21 слайд

На прогулке продолжаем играть «Рыбалка» ( спрашиваю детей: какую рыбку поймал, «Кукла гуляет» (коляска одна, гулять с дочкой многие хотят, чтобы не ссориться предлагаю детям роли: мамы и бабушки, мамы и папы); «Ремонт машины» (опять задаю детям наводящие вопросы, побуждая присоединиться к ремонту других детей); «Отправимся в путешествие» (во время прогулки предлагаю детям отправиться в путешествие, предлагаю выбор: на поезде, корабле, на машине, обыгрываем ситуацию). Дети во время игр общаются друг с другом и с воспитателем.

22 слайд

Игры с песком с самого детства дети сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность, создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

23 слайд

Вывод: Таким образом, развитие речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах игровой деятельности.

Публикации по теме:

Адаптация в детском микроклимате младших дошкольников. Отчет на педагогическом совете (24.11.2015)Тема пед совета:Значение и роль адаптационного периода в успешном развитии воспитательно-образовательного процесса детей дошкольного.

Доклад для выступления на педагогическом совете «Пальчиковые игры» Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать мелкую моторику. Благодаря.

Доклад на педагогическом совете «Последовательность и особенности освоения мнемотехники в детском саду» Последовательность и особенности освоения мнемотехники в детском саду. Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания,.

«Организация НОД в форме совместной партнерской деятельности». Выступление на педагогическом совете Выступление воспитателя Шестаковой Татьяны Павловны на педагогическом совете № 1 «Организация НОД в форме совместной партнерской деятельности».

Сообщение на педагогическом совете «Здоровый ребенок — здоровое общество» Уважаемые коллеги, вашему вниманию я предлагаю свою презентацию на тему: Здоровый ребенок– здоровое общество. Своё сообщение я хочу начать.

Выступление на педагогическом совете «Обновление предметно-развивающей среды» Обновление предметно – развивающей среды. Организация жизни и воспитание. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей.

Выступление на педагогическом совете «К ФГОС дошкольного образования: шаг за шагом» Выступление на педагогическом совете «К ФГОС ДО: шаг за шагом».«Педагогическая площадка по вопросам реализации ФГОС ДО». Цель: Обеспечение.

Выступление на педагогическом совете «Как я помогаю ребенку овладеть грамматически правильной речью» Выступление на педагогическом совете на тему «Как я помогаю ребенку овладеть грамматически правильной речью» Грамматика – это наука о строе.

Выступление на педагогическом совете «Наблюдение как наглядный метод ознакомления детей дошкольного возраста с природой» Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней.

Выступление на педагогическом совете. «Современные технологии эффективной социализации дошкольника. Клубный час» Выступление на педагогическом совете. Тема: «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педагогическом совете «Развитие речи ребенка в игре»
Опубликовано: 28 февраля 2016 в 19:39
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД