Елизавета Шевченко
Выступление на педагогическом совете «Психологические основы игры дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Психологические основы игры дошкольника".
Подготовила: педагог-психолог Шевченко Е. Г.
Дошкольный возраст – короткий, но важный период становления
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Психологические основы игры дошкольника“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Психологические игры
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
полноценной личности. В данное время дошкольник получает первые и начальные знания об окружающей среде и жизни вообще. У ребенка формируются в данном возрасте позитивное или негативное отношение к людям, к труду, начинают зарождаться навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности дошкольников - это конечно же игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: внимание, память и воображение, дисциплинированность и ловкость. Игра приносит ребятишкам радость, вызывает множество чувств и переживаний. Игра является интересной и доступной для ребенка формой познания и творческого воображения впечатлений об окружающей действительности. (Слайд 2)
Влияние игры на личность ребенка.
Детки дошкольного возраста в игре получают первые навыки поведения в обществе. Через игровые действия детки знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых, эти действия в следствии становятся шаблоном для его собственного поведения, зараждаются навыки взаимодействия с другими детьми. В игре дошколята вступают с друг другом в различные игровые отношения. Приобретают умение договариваться и объединяться для осуществления общих игровых замыслов, считаться с интересами своих партнеров по игре.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать поступки своих товарищей и свои собственные. (Слайд 3)
Игровая деятельность влияет на формирование произвольных психических процессов.
В игре у деток зараждается и развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в на занятиях, когда деток заставляют выполнять упражнений. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
- Почему в игре произвольные психические процессы лучше развиваются?
Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления в жизни с личным опытом. В игровой деятельности ребенок учится замещатьпредметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители,
так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. (Слайд 4)
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи.
Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. (Слайд 5)
В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными
правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.
В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
В игре происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. Все это делает игру незаменимым средством воспитания и формой организации жизни и деятельности детей. (Слайд 6)
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели помогает воспитывать целенаправленность. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует
развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события в жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для них более понятным.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия - это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.
Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер - развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать
свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.
В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом, чувства дружбы, согласование действий при достижении цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. (Слайд 7)
Итак, игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования.
Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка. Можно также говорить о том, что игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом. (Слайд 8)