Получи документы

Выступление на педсовете «Cистемно-деятельностный подход в условиях введения стандарта дошкольного образования»

Ермолова Ольга Георгиевна
Выступление на педсовете «Cистемно-деятельностный подход в условиях введения стандарта дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

" Cистемно-деятельностный подход в условиях введения стандарта дошкольного образования».

Единственный путь, ведущий к знанию, –

это деятельность.

Б. Шоу

Дошкольный период – важный этап становления личности ребёнка. На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребёнком, с человеком на всю жизнь.

Публикация «Выступление на педсовете „Cистемно-деятельностный подход в условиях введения стандарта дошкольного образования“» размещена в разделах

Формирование личностных качеств детей начинается с создания в группе атмосферы доброжелательности, такой образовательной среды, в которой обеспечивается потребность ребёнка в «общении, любви и принадлежности» (Р. Маслоу).

Цель дошкольного образования на современном этапе в соответствии с ФГОС – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Этому в полной мере способствует системно-деятельностный подход.

В системно-деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания детей были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять детьми, развивать их познавательную деятельность. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.

Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: “Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод”. Но Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Именно стандарт нового поколения помогает научить учиться, научить “ловить рыбу”, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть.

Системно-деятельностный подход, реализующийся в практике работы педагогов дошкольных учреждений, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Именно в действии порождается знание.

В основе системно-деятельностного подхода лежит ряд дидактических принципов:

- принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;

- принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;

- принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;

- принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;

- принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;

- принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов при организации образовательного процесса;

- принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.

Золотые правила деятельностного подхода :

• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;

• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

• Учи анализировать каждый этап работы;

• Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Основная цель системно — деятельностного подхода в обучении : научить не знаниям, а работе.

Для этого педагог ставит ряд вопросов:

— какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

— какие методы и средства обучения выбрать;

— как организовать собственную деятельность и деятельность детей;

— как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Структура с позиций системно — деятельностного подхода состоит в следующем :

— педагог создает проблемную ситуацию;

— ребенок принимает проблемную ситуацию;

— вместе выявляют проблему;

— педагог управляет поисковой деятельностью;

— ребенок осуществляет самостоятельный поиск;

— обсуждение результатов.

Основная педагогическая задача:

- Чему учить?

- Ради чего учить?

- Как учить?

Полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности, и предполагающим организацию педагогом образовательного процесса как предоставление ребенку всего разнообразия присущих ему видов деятельности, а так же из понимания деятельности как активной (субъектной) позиции ребенка, действующего по собственной воле и желанию

В стандарте дошкольного образования выделяют 9 видов деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, коммуникативная, самообслуживание и элементарный труд, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы, конструирование.

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность. В моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного учреждения : воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.

Гармонично выстроенная воспитателями предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением. это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Таким образом можно сказать, что системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.

Публикации по теме:

«Семейное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского дома через игру» — выступление-презентация на педсовете Семейное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского дома через игру слайд 1 Как бы хорошо не было в детском доме, каждый.

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОССистемно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена.

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ I. Общее приложение 1.1. Настоящий федеральный.

Анкета для проверки знаний педагогов Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования Анкета для проверки знаний педагогов по содержанию ФГОС ДО ФИО педагога Должность 1. Расшифруйте принятые во ФГОС сокращения: ДОУ, НОУ,.

Деятельностный подход в развитии творческих способностей Определение сущности творчества неразрывно связано с пониманием деятельности и развития. Творчество – это процесс, который может включаться.

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе. Дидактическая игра «Волшебные квадраты» Пример игры, адаптированной для решения задач познавательного развития дошкольников в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ. Хочу.

ФГОС ДО «Системно-деятельностный подход» В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту.

Результаты, проблемы и перспективы введения ФГОС дошкольного образования Москвичева О. В., заведующий МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области» Результаты, проблемы и перспективы введения.

Системно-деятельностный подход к обучению дошкольников. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому -и я научусь»- китайская мудрость. Системно- деятельностный.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС  Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО Цель: Формирование.

Автор публикации:
Выступление на педсовете «Cистемно-деятельностный подход в условиях введения стандарта дошкольного образования»
Опубликовано: 31 января 2018 в 12:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на педсовете «Cистемно-деятельностный подход в условиях введения стандарта дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Ермолова Ольга Георгиевна (УИ 1429843) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД