МААМ-картинки

Выступление на педсовете ДОУ «Эффективность работы с семьей по формированию позитивной полоролевой идентификации дошкольника»

Гульнара Федянина
Выступление на педсовете ДОУ «Эффективность работы с семьей по формированию позитивной полоролевой идентификации дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система государства должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).

Публикация «Выступление на педсовете ДОУ „Эффективность работы с семьей по формированию позитивной полоролевой идентификации дошкольника“» размещена в разделах

Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных, индивидуальных и полоролевых особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, стать настоящим мужчиной и женщиной в будущем. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка определенного пола в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

В 2009 году, набрав группу малышей, мы сразу стали строить работу с родителями, конкретизировав проблему взаимодействия детского сада и семьи по теме «Гендерное воспитание детей посредством преемственности семьи и ДОУ». Опыт формировался в нашем Томаровском детском саду. Наш детский сад является единственным дошкольным образовательным учреждением в поселке, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, культурно-развивающим и досуговым центром для дошкольников.

Наше ДОУ, как и все образовательные учреждения не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей, в том числе и гендерного. Педагог ДОУ – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Отношения ДОУ с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, которые мы и используем в своей работе.

В Программе воспитания и обучения детей рекомендуется: «Работники детского сада обязаны систематически и активно распространять педагогические знания, помогать семье, правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между общественным и семейным воспитанием».

Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время. Все больше педагогов стало задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, начиная уже с дошкольного детства. В дошкольном возрасте у ребенка формируется эмоциональное отношение к жизни, к людям, к себе, как к личности определенного пола и оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Современные требования индивидуального подхода к формированию личности определенного пола не могут быть выполнены без учета специфики пола, то есть гендерного подхода. Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, в которых размываются границы между женскими и мужскими социальными ролями, гендерная социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания. Стирание гендерных различий приводит к нарушению взаимоотношений полов, традиций гендерной дифференциации.

Учет сформированности полоролевого поведения дошкольников во многом зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений в области гендерного воспитания детей. Среда ДОУ недостаточно содействует гендерной социализации мальчиков и девочек, недостаточно содержит элементов, способствующих проявлению ими мужских и женских способов поведения. (В ДОУ работают одни женщины). Перспективы воспитания начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек все чаще волнуют современное образование. И если проблема воспитания девочек не стоит так остро, то формирование будущих мужчин, становление их физических и личностных качеств, все чаще вызывает тревогу. Как следствие, у детей отсутствуют специфические черты, характерные для пола. В исследованиях психологов отмечается, что мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, стремления к мирному разрешению конфликтов, а девочки нежности, терпимости, женственности. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин.

Ребенок подражает всему: формам поведения, которые являются полезными для окружающих и стереотипам поведения взрослых, относящихся к вредным социальным привычкам (курение, брань, распитие пива). Ребенок вносит их в сюжет игры, подражая увиденному.

Целью гендерного воспитания является создание условий для раскрытия и самореализации способностей мальчиков и девочек, что требует изменения и разработки новых способов, форм и методов.

Основные трудности и проблемы

Преимущественно женский состав педагогов ДОУ лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. Мальчики «привыкают» подчиняться женщине. Что приводит либо к робкому, неуверенному, послушному поведению, либо к протестующему «разбойному» поведению, выражаясь в протесте к подчинению, либо обижая девочек. Женщины – педагоги резко ограничивают двигательную активность мальчиков, что противоречит физиологическим потребностям организма ребенка и особенно тяжело переносится мальчиками. Мы рекомендуем родителям записать ребенка в какую-либо спортивную секцию для реализации двигательной активности. На прогулке в ДОУ не ограничиваем двигательную активность детей и проводим «Минутки крика».

Становление позитивной полоролевой идентичности у детей возможно, если учитывать психологические особенности детей разного пола. Важны знания этих особенностей для воспитания мальчиков и девочек и в ДОУ и в семье. Родители тоже знакомятся с этими особенностями.

Зная психологические особенности мальчиков и девочек, закономерности их полоролевого развития можно найти наиболее адекватные способы педагогического взаимодействия с детьми разного пола. Организуя полоразвивающую работу, важно знать уровень полоролевого развития каждого ребенка.

Но мужественность и женственность в личности человека не должны противопоставляться, необходимо разумно сочетать маскулинные и феминные черты.

На осознание себя с позиции пола и полоролевого поведения влияют культурные и этические традиции социума, которые формируют систему личностных ценностей, мотивацию действий, характер. В этом и проявляется участие родителей. Поведение родителей и другого окружения ребенка закладывает эмоциональную установку и комплекс представлений о стереотипах половых ролей, о «мужском» и «женском» в поведении человека.

От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают, что-то новое о родителях. Важнее другое, – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих мам и пап, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки.

Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и просто поучится.

Несомненная ценность этого взаимодействия – упрочение связи с семьей, расширение социального опыта детей, инициирование активности и творчества сотрудников детского сада и родителей, что влияет и на рост авторитета дошкольного учреждения.

Используя в своей работе научные идеи выдающихся педагогов и психологов, разработала план работы с семьей, занятия и игры с дошкольниками. Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ведется по 4 направлениям:

1. Информационно-аналитическое.

2. Познавательное.

3. Наглядно-информационное.

4. Досуговое.

1. Информационно-аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами проводилось анкетирование «Социальный паспорт семьи», «Театрализованная деятельность», «Трудовые обязанности в семье», «Изучение правил дорожного движения», «Поощрения и наказания в семье», «Правовая культура родителей», «Какие качества воспитываем у сыновей и дочерей» и другие.

Получив реальную картину, на основе собранных данных были проанализированы особенности, структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выявление лидера и авторитета в семейной структуре, выработали тактику общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Наблюдая активность участия родителей в мероприятиях группы и ДОУ (собрания, субботники, ремонт, детские праздники, смотры и выставки) выделила такие качественные показатели участия родителей в жизни ДОУ:

- инициативность;

- ответственность;

- отношение к продуктам деятельности детей и продуктам совместной деятельности детей и родителей.

На этой основе выделилось 3 группы родителей:

1. Родители – лидеры (активисты) – которые умеют и с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы ДОУ, доверяют авторитету педагога, его опыту, знаниям.

2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации, или не желающие отстать от других.

3. Родители – критические наблюдатели – те, кто и сами не хотят ничего делать и критикующие других, живущие по принципу «меня воспитывали так же», «мы выросли без этого».

В связи с этим и подход к родителям стали строить дифференцированный. Убеждение и вовлечение самых стойких наблюдателей в сторону исполнителей и активистов.

2. Познавательное направление

Обогащение родителей знаниями по вопросу воспитания детей. С этой целью использовались различные формы и методы работы :

- групповые и подгрупповые собрания;

- консультации;

- папки-передвижки;

- выставки семейных работ;

- оформление фотовыставок;

- подготовка к совместным мероприятиям с родителями;

- создание предметно-развивающей среды;

- создание развивающей среды на участке ДОУ;

- работа с родительским комитетом и активом родителей

И многое другое.

В результате повысился уровень воспитательной деятельности родителей, что способствовало их творческой инициативе. Все виды работ проводились в интересной форме, чтоб заинтересовать, активизировать и задуматься, сделать выводы. На собраниях создается доверительная атмосфера, доброжелательный тон, родители откровенно говорят о проблемах, (запретных тем нет) и получают компетентные советы и рекомендации. С интересом родители знакомятся с материалом на стендах. К каждому собранию готовится практический материал: детские работы, индивидуальные тетради, Книги, игры, наиболее важные для данного возраста. На каждом собрании и любом мероприятии выражаем благодарность родителям, уделяющим внимание проблемам и развитию своего ребенка и совместно работающим с педагогами группы. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им говорятся слова благодарности и вручаются грамоты с комментариями об их талантах:

«Родители у нас – народ прекрасный. Смысл воспитания для них предельно ясен. Ведь только творчество и труд, нам личность в будущем дадут».

«Спасибо вам за труд большой, за все, что сделано с душой!»

Родители за 2 года общения стали активными участниками всех дел в группе, научились взаимодействовать друг с другом в различных ситуациях, обмениваться опытом семейного воспитания.

В период эпидемической ситуации родители поддержали педагогов во всех оздоровительных и закаливающих мероприятиях: приносили лук, чеснок, домашний мед и лимон, для лимонного напитка. Всем детям сделали чесночные бусы, приносили одноразовые платки и полотенца. Благодаря совместным усилиям в группе все время высокая посещаемость и низкая заболеваемость. После открытого занятия по физкультуре многие родители записали детей в спортивные секции (мальчиков, на плаванье, дзюдо; а девочек на танцы.

Мы видим, что воспитательный опыт родителей обогащается и повышается семейный опыт воспитания мальчиков и девочек. Совместные мероприятия сближают нас с родителями и детьми. Благодаря тесному сотрудничеству некоторые семьи сблизились и подружились. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей «открылись» скрытые таланты, о которых они не подозревали, удивили и себя и других.

3. Наглядно-информационное направление

- Родительские уголки,

- папки с информацией специалистов,

-фотовыставки «На Белгородчине модно вести здоровый образ жизни»;

«Моя мама и бабушка самая красивая, добрая»

«Мой папа и дед был солдатом»

«Мы со спортом дружим»;

- выставки поделок «Семейная игрушка моих родителей»

«Новогодняя игрушка моей семьи»

«Пасхальное яйцо»

«Семейная газета ЗОЖ»

И многое другое

Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично об обязанностях и ответственности родителей, привлечь внимание к проблеме.

4. Досуговое направление

Это направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, но и трудным в организации. Ведь любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Родителями была организована и показана сказка «В гостях у елочки». Родители подготовили для детей сюрприз – праздничное выступление – показ сказки с активизацией детей. Сказка была очень интересна для детей и родителей, ведь артисты в ней – мамы и папы. После сказки дети получили развивающие игры в группу от Деда Мороза и сладкий стол. Это был настоящий праздник для детей и родителей. (Есть видеоматериал) На этом мероприятии присутствовала старший воспитатель ДОУ.

При подготовке к праздничным мероприятиям родители привлекаются к изготовлению атрибутов, подборке и пошиву костюмов, подготовке отдельных номеров. Родители являются участниками утренников как участники. (Папин праздник. Мамин праздник).

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросе детско-родительских отношений. Очень важная составляющая в этой работе – привлечение пап и дедушек для участия в мероприятиях ДОУ, путем включения их в совместную деятельность, обогащая отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости»

Праздник в детском саду – радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ним танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания, гордость друг за друга!

К собранию «Оздоровительная работа в ДОУ» зал был оформлен семейными газетами, лозунгами по теме. Родители смотрели занятие по физкультуре (руководитель Мушенко Т. В., послушали консультацию и в торжественной части, родителям были вручены грамоты. У нас в группе принято каждое мероприятие заканчивать словами благодарности.

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, труда, времени. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому мы решили – пусть такие встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Мы поддерживаем тесный контакт и с братьями и сестрами воспитанников, и со старшими членами семей (бабушками, дедушками, что обогащает эмоционально родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.

Дети любят и ждут семейные праздники, где они учатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Коллектив группы мы пытаемся сплотить, создать атмосферу общности интересов: учим мальчиков быть внимательными к девочкам, защищать, опекать их, пользоваться вежливой формой обращения друг к другу, быть доброжелательными; у девочек стараемся развивать нежность, заботливость, эстетический вкус.

Родители являются активными участниками жизни группы: приобретена и подарена мебель для уголков: «Салон красоты», «Магазин», «Уголок ряжения»; подарены игры «Конструктор», «Набор инструментов», настольно-печатные и дидактические игры по возрасту. Совместные игры объединяют детей по интересам, учат быть терпеливыми, уступать друг другу, помогать в игре, распределять роли и обязанности.

Цель всей этой работы – укрепление детско-родительских отношений, формирование гендерной идентичности дошкольников. В результате у детей воспитывается внимание к близким, трудолюбие, аккуратность, уважение к труду мужчин и женщин. А это начало патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из любви к своей семье.

После бесед с детьми, где дети делились своими тайнами «Я мечтаю …»

Родители удивились, что их дети, оказывается, мечтают не об игрушках, а об очень реальном счастье семейном. «Мечтаю о братике, сестричке»; «Мечтаю, чтобы папа и мама не ссорились»; «Чтобы мы всегда все были вместе»

Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять разговорам «по-душам» с ребенком, постараться изменить некоторые привычки.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя-бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы делаем это при любом удобном случае и родители, с огромной радостью это принимают (они нуждаются в этом не меньше детей).

В современных условиях детскому саду трудно обойтись без поддержки родителей. Именно благодаря им у нас облагорожен участок, каждый год завозится песок в песочницу, делается ремонт в группе, приобретаются игры и игрушки в группу. Мы, вместе с родителями стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Родители, получая консультации, советы и дома стараются создать уголки игр для ребенка в зависимости от половых и возрастных отличий.

Любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована. Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Организация взаимодействия с семьей работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека определенного пола в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Постепенно уходят непонимание и недоверие родителей.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитывать будущих созидателей жизни – мужчин и женщин. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Список литературы:

1. «Взаимодействие ДОУ и семьи»/ Сост. О. И. Бочкарева, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 – 112с.

2. «Детский сад – семья : аспекты взаимодействия» / С. В. Глебова, - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007 – 111 с.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Полезные ссылки «Образовательные ресурсы сети интернет» Образовательные ресурсы сети интернет http://www.mon.gov.ru Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педсовете ДОУ «Эффективность работы с семьей по формированию позитивной полоролевой идентификации дошкольника»
Опубликовано: 25 июля 2013 в 21:57
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на педсовете ДОУ «Эффективность работы с семьей по формированию позитивной полоролевой идентификации дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Федянина (УИ 117610) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД