МААМ-картинки

Мастер-класс на тему «Загадки»

Надежда Травникова
Мастер-класс на тему «Загадки»

Выступление на педсовете: Мастер – класс на тему : «Загадки».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Цель нашего мастер – класса – познакомить вас с одной из форм работы по развитию способности воображения. Мы постараемся представить вам материал, для работы с детьми 5 – 7 лет, позволяющий лучше развивать и использовать воображение ребенка для познания окружающего мира, развития его личности, улучшения настроения. Надеемся, что он будет полезен, интересен и в дальнейшем использован вами в практической деятельности с обучающимися.

Публикация «Мастер-класс на тему „Загадки“» размещена в разделах

Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения.

Педагог, работающий с детьми по развитию воображения, сам должен обладать достаточно высоким уровнем развития этой способности. Попробуем оценить ваш уровень?

Участникам предлагается ответить на вопросы теста «Определение уровня развития воображения» (Приложение1)

Некоторым повезло, у них воображение высокоразвито с первых дней жизни, у других подобные навыки приобретаются лишь с возрастом, с опытом. Однако не стоит отчаиваться, если возможности вашего воображения еще не достигли должного уровня, никогда не поздно заняться его развитием. Конечно, желательно начинать с дошкольного возраста, когда ребенок не обременен заботами и наиболее полно открыт для восприятия новой информации, познания окружающего мира.

Воображение – одно из самых известных и вместе с тем непонятных психологических явлений, нуждающегося в особой заботе в плане развития. А развивается оно особенно интенсивно в возрасте от 3 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Загадка как эффективное средство развития воображения у старших дошкольников

В нашей работе с дошкольниками мы широко используем загадки.

Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку - “грушу, которую нельзя скушать”, и ножницы, у которых “два конца, два кольца, посередине гвоздик”.

На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас. Они развивают чувство юмора. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело.

Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой в развитии его мышления, воображения, в литературном развитии.

Загадки – это благодатный материал способствующий формированию способности воображения.

В традиционной работе с загадкой отыскивается один единственный правильный вариант отгадки и дети думают, что другие ответы – это ошибка – неверный ответ. Но есть загадки, при отгадывании которых, можно вывести ребят на несколько отгадок, в зависимости от идеи, заложенной в варианте отгадки. Старшие дошкольники с удовольствием не только отгадывают, но и придумывают загадки.

Технология работы с загадками, имеющими несколько вариантов отгадок:

- Знакомство детей с загадкой. Самостоятельное отгадывание (выделяют свойства, признаки, устанавливают взаимосвязи, подбирая отгадку).

- Обсуждение результатов самостоятельной работы. Выявление трудности (противоречия, заложенного в загадке;

- Обсуждение способа проверки отгадки (что используем при проверке);

- Фиксация неизменяемых условий, заложенных в загадке;

- Проверка отгадок на соблюдение условий и реальность.

Приложение 1

Тест “Определение уровня воображения”

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов. На них надо отвечать либо "да" -2 балла, либо "нет"-1 балл.

1. Интересуетесь ли вы живописью?

2. Часто ли вы скучаете?

3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя?

4. Инициативны ли вы на работе, в школе?

5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге?

6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом?

7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки?

8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней?

9. Любите ли вы писать длинные письма?

10. Видите ли вы иногда цветные сны?

11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам?

12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино

Итак, подсчитайте очки.

14-17 очков: у Вас богатое воображение. Если Вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От Вас и только от Вас зависит, сумеете ли Вы развить его.

5-8 очков: Вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому есть над чем поработать…

Приложение 2.

Рассмотрим данную технологию на конкретном примере. Попробуем вместе с вами отгадать загадку : «Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь?»

Знакомство детей с загадкой. Самостоятельное отгадывание.

Загадка : «Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь?»

Что надо учитывать, когда отгадываешь загадку?

Это называется условием загадки.

Какое условие у нашей загадки? (условие загадки фиксируется на доске, для дошкольников лучше фиксировать в виде рисунка-схемы)

– Назовите свои варианты отгадки.

Как же нам разобраться, какие отгадки подходят, а какие нет?

Проверка версий детей.

Давайте проверим ваши версии. Является ли отгадкой мяч?

По размеру, можно сказать, что он маленький?

Значит не мяч, а мячик.

По форме мячик кругленький?

А за хвост его поймаешь?

Можем мы принять эту отгадку?

Почему?

Какие условия нарушены?

– Какой вариант, из предложенных вами, похож на вариант мяч?

В чем их схожесть?

Давайте проверим следующую отгадку.

Подходит эта версия?

Проверяем версию кошка. Походит эта отгадка?

Таким образом, отвергаются все версии, меняющие хотя бы одно условие.

Давайте проверим версию колобок.

Соблюдаются условия загадки?

Колобок – это реально существующий герой?

Проверяем версию мышка.

Условия соблюдаются?

А почему ее за хвост не поймаешь?

Принимаем эту версию? Почему?

Какие еще варианты подходят под эту идею – быстрый, ловкий?

Объясните, почему вы так считаете.

Версии, имеющие другие идеи.

Проверяем версию:

Условие загадки соблюдается?

– А почему его не поймаешь за хвост?

– Значит, ежика не поймаешь, потому что это опасно, а кто еще подходит под эту идею – опасно?

А разве змея маленькая и кругленькая?

Проверяем следующую версию. Клубок.

Условие загадки соблюдается?

Значит, клубок не поймаешь, потому, что взяв за нитку, сам клубок не возьмешь.

Остался еще один, предложенный вами вариант – солнце.

Проверяем версию на соблюдение условий загадки.

А, что можно считать его хвостом? Принимаем эту версию?

Какие еще варианты подходят под эту идею – не могу схватить из-за того, что очень далеко.

Удалось нам решить задачу?

Сколько идей у нас получилось и какие версии им соответствуют?

Варианты ответов: Мяч, яблоко, колесо, шарик, лимон, груша, кошка, мышка, зайчик.

то, что в ней говорится…

маленький

кругленький

за хвост не поймаешь…

Варианты отгадок детей:

Мяч, яблоко, колесо, шарик, лимон, груша, кошка, мышка, зайчик, рыбка, птичка, колобок, солнце, клубок ниток, ветер, ежик, змея…

надо смотреть на условие и сравнивать его с отгадкой

Версия 1: мяч.

мяч может быть большим, мячик – маленький

да, мячик круглый

нет, у мячика нет хвоста

нет, не можем

не все условия выполняются

было нарушено условие – маленький, но мы, изменили на мячик и это условие стало соблюдаться, не соблюдается третье условие – у мячика нет хвоста. Поэтому мячик не подходит.

колесо, шарик

и мяч, и колесо – круглые по форме, но по размеру не маленькие и нет хвоста

Лимон (груша)

Нет, лимон по форме не круглый.

Нет. Кошка не маленькая и не кругленькая.

Колобок маленький и кругленький. Эти условия соблюдаются, но у него нет хвоста. Это условие нарушается.

Нет – это сказочный герой, а наша отгадка должна быть реальной. Значит, колобок нам тоже не подходит.

Да. Мышка маленькая, кругленькая и хвост есть.

Ид. 1: Она очень быстрая, ловкая.

Да. Условия загадки соблюдаются, это может быть в жизни.

Зайчик, рыбка, птичка.

Версия – Ид. 2 – опасно. Ежик (змея).

Ежик, когда свернется в клубок – маленький и кругленький и у него есть маленький хвостик.

Он может уколоть. Это опасно.

Змея. Она может ужалить.

Змея, когда свернется в клубок, становится круглой формы, бывают маленькие ядовитые змейки.

Ид. 3 – не поймаешь сам предмет. Клубок.

Да. Клубок кругленький и маленький. За хвост его не поймать, потому что, потянешь за нитку, а сам клубок не возьмешь.

Условия соблюдаются.

Ид. 4 - Солнце круглое, по размеру оно большое, но видим мы его маленьким, а за хвост его не поймать, потому что оно очень далеко.

Солнечные лучи.

- Да.

Это звезды, комета, др. планеты…

Удалось.

Ид. 1: - Она очень быстрая, ловкая (мышка)

Ид. 2: – опасно. Ежик (змея).

Ид. 3: – не поймаешь сам предмет. (Клубок)

Ид. 4: – не могу схватить из-за того, что очень далеко (солнце, звезды)

Загадка : Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без парусов плывут.

Давайте рассмотрим рисунки. Перед вами на столах лежат квадратики зелёного и красного цвета. Красный квадратик вы будете поднимать в том случае, если отгадка не подходит на ваш взгляд, и зелёные, если отгадка подходит. Маша, я вижу у тебя «Шарики» (ребёнок из сл. подгруппы). Ребята, поднимите, пожалуйста, квадратики. Яна (ребёнок из силь. подгруппы, ты подняла красный квадратик, почему?

Машенька, ты согласна с этим?

А у Коли «Мячики» (реб. из сл. подгруппы).

Прокомментируют рисунок Серёжа (из сильной подгруппы) и Маша (из слабой подгруппы) – у вас красные квадратики.

У Кати «Осенние листья». А какие квадратики поднимут дети?

Коля, почему ты поднял красный квадратик?

Катя, попробуй объяснить сама, почему ты подняла зелёный квадратик и нарисовала осенние листья?

Хорошо. Ребята, значит мы можем принять Катину отгадку «осенние листья»?

У Пети нарисованы красивые «Снежинки».

У всех детей я вижу красные квадратики, даже у самого Пети? Петя, выходит ты не принимаешь свою отгадку?

Молодец, Петя, ты правильно понял, что в отгадке должны быть все признаки загаданного предмета.

А у Яны и Серёжи (сильная подгруппа) нарисованы облака. Ребята, покажите квадратики.

Хорошо. Коля (слабая подгруппа, почему ты поднял зелёный квадратик?

Ребята, сколько отгадок получилось у этой загадки? И какие?

3 этап. Подведение итогов.

Сегодня мы с вами узнали много интересного о загадках. Сколько может быть отгадок?

А любые отгадки могут быть в загадке и любые ли мы можем принять за правильный ответ?

Петя (слабая подгруппа, а почему в первой и второй загадке оказалось по две отгадки?

А ещё мы узнали, что отгадку можно не только сказать, но и нарисовать. Я вижу, что все ребята сегодня старались, всем спасибо. Дети рисуют отгадки. (Нарисованы мячики, шарики, осенние листья, снежинки, облака).

«Мячики», «Шарики» - выделены не все признаки, и установлены не все возможные связи; «Осенние листья» - произведён синтез признаков; «Снежинки» - выделены не все признаки объекта; «Облака» - произведён синтез признаков и сделан вывод.

Дети поднимают разные квадратики. (Большинство красные.)

Яна: я думаю «Шарики» не совсем подходят, потому что они летят и плыть могут, а вот бежать никак не могут.

Да, «Шарики» не подходит.

Дети поднимают квадратики. (Тоже большинство красные).

Мячики тоже могут лететь, плыть, скакать, прыгать, а бежать не могут. Значит, эта отгадка не подходит.

Дети поднимают квадратики. (Большинство зелёные, один красный).

Потому что мне кажется, что листья не умеют бегать.

А я думаю, что если дует сильный ветер и срывает с деревьев листья, то они могут не только лететь по ветру, но и бежать по дороге и плыть в лужах.

Принимаем.

Дети поднимают квадратики. (Все красные).

Я теперь понял, что нарисовал неправильную отгадку «Снежинки», ведь они могут только лететь, а вот бежать и плыть не могут. (Ребёнок фиксирует признак и переносит на новый предмет.)

Дети поднимают квадратики. (Все зелёные).

Потому что облака могут и бежать и лететь и плыть по небу. (Ребёнок понял принцип синтеза.)

Две отгадки: осенние листья и облака.

Маша (слабая подгруппа) : может быть одна, а может быть и несколько.

Яна (сильная подгруппа) : мы можем принять только те, в которых есть все признаки загаданного предмета.

Потому что обе отгадки подошли под заданные условия. (Если ребёнок слабой группы затруднится с ответом, то воспитатель или дети сильной подгруппы помогают с ответом.)

Прежде чем провести такое занятие с детьми, педагог сценирует его, т. е. прописывает все возможные варианты ответов детей и с помощью вопросов умело подводить их к выдвижению новых идей и соответствующих им версий. Это творческая и интересная работа. После проведения занятия сценарий дополняется.

Хочется пожелать вам творческих успехов в воспитании нового поколения мыслящих, думающих, творящих личностей. Очень хочется, чтобы сбылись все ваши мечты, желания, оправдались все надежды. Творите, дерзайте, придумывайте чтобы «невозможное стало возможным!»

Публикации по теме:

Детский мастер класс по аппликации на тему «Животные»Детский мастер класс по аппликации на тему «Животные» Уважаемые коллеги,предлагаю вашему вниманию мастер класс по аппликации от моих воспитанников. Сейчас занятий нет, лето, но мы с моими деть.

Мастер-класс на тему «Музыкально-дидактические игры» Основное назначение музыкально-дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой форме. Также способствовать.

Мастер-класс на тему «Сказкотерапия в логопедической работе» Мастер- класс «Сказкотерапия в логопедической работе» Сказкотерапия — это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил.

Мастер-класс на тему «Весна. Веточка мимозы»Мастер-класс на тему «Весна. Веточка мимозы» Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению весенней открытки из салфеток «Ветка мимозы». Данный мастер-класс рассчитан на.

Мастер-класс по изготовлению открытки на тему «Лето»Мастер-класс по изготовлению открытки на тему «Лето» Сегодня, вашему вниманию я хочу предложить мастер-класс по изготовлению открытки из бумаги на тему "Лето".Лето, лето расписное,Лето, лето.

Мастер-класс по лепке на тему «Цветущий кактус»Мастер-класс по лепке на тему «Цветущий кактус» Мастер-класс по лепке на тему «Цветущий кактус»Цель: создание творческой работы – цветущего кактуса; Задачи: -знакомить с особенностями.

Мастер-класс по элементарному музицированию для дошкольников «Загадки волшебных звуков»Мастер-класс по элементарному музицированию для дошкольников «Загадки волшебных звуков» Мастер - класс по элементарному музицированию для дошкольников «Загадки волшебных звуков» Цели и задачи: - обучать дошкольников простейшим.

Загадки для детей на тему «Цветы»Загадки для детей на тему «Цветы» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Я решила продолжить сочинять загадки для детей и сегодня выбрала необыкновенно красивую тематику "Цветы".

Загадки для детей на тему «Насекомые» Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и дождались мы с вами тепла! Скоро наступит настоящее жаркое лето - пора веселья, развлечений и отдыха.

Загадки на тему «Семья» Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная. (семья) Днем работает она, Вечером она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс на тему «Загадки»
Опубликовано: 12 октября 2018 в 14:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД