Елена Дёмина
Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников.
Я. А. Каменский говорил:
«Видеть звезды, слушать музыку –большое счастье.
Но чтобы постичь его, надо научиться читать книжку.
А это большой труд».
Публикация «Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества, а значит и внедрение их в образовательный процесс.
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сенситивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей.
Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение и родители.
Последовательное усвоение понятий «слово», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у детей осознание речи, ее произвольность.
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Поэтому применение информационно – коммуникационных технологий в своей работе по обучению грамоте,я считаю актуальным и эффективным.
Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.
Учёными установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Это значит,что лучше всего человек запомнит материал, который увидит, услышит и "потрогает", т. е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т. п., применит на практике.
Кроме того, развитие моторики способствует ещё и активизации речевых центров, что необходимо для успешного обучения ребенка. Поэтому важно во время занятия постоянно предоставлять дошкольникам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу.
Мною разработан проект «Как хорошо уметь читать»
Цель моей работы по обучению грамоте –развитие у дошкольников устойчивого интереса к изучению родного языка как к средству общения и обмена информацией
Задачи:
-Развивать фонематическое восприятие
- Научить плавному слоговому чтению с постепенным переходом целыми словами.
-Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь.
-Познакомить с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков
-Развивать мелкую моторику рук, формировать элементарные графические умения.
-Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышления
Наряду с традиционными методами обучения,я включаю в свою работу эффективные методы подготовки к обучению грамоте - компьютерные приложения «Игры для маленького гения» и «Логомер-2», а также готовые презентации для занятий,построенные в рамках календарно-тематического планирования.
В презентации включены различные дидактические игры и упражнения,в том числе авторские,отвечающие задачам и целям образовательной деятельности.
С их помощью я формирую у детей ориентацию в звуковой стороне слова, закрепляю умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняю и активизирую словарь, совершенствую звуковую культуру речи, развиваю связную речь.
Эффективность усвоения материала хорошо прослеживается в блоке «Игры с буквами»
В этом блоке представлены игровые упражнения разного уровня сложности. Самые простые упражнения помогают познакомить детей с буквами. Более сложные задания ориентированы на читающих детей.
-Запоминание букв- названия,начертание и последовательность букв в алфавите.
-Определение места буквы в слове.
- сопоставление картинок и подписей. Если ребенок не читает,но знает буквы, то он может выполнить задания,ориентируясь на картинки и первые буквы слов-названий предметов.
- Составление слов из букв.
Если ребенок не читает,но знает буквы,то он может выбрать первую букву названия этого предмета.
-Составление слов из слогов. Ребенку предлагают назвать предмет,а уже затем составить слово из слогов.
Компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Использование компьютерных приложений делает процесс образования продуктивным и занимательным как для воспитателя, так и для детей. Объяснение материала с использованием интерактивной доски позволяет сделать выступление красочнее, информативнее и увлекательнее, ускоряется темп занятия и вовлекаются в него все дети группы, помогает преодолеть страх и стеснение, легко вовлекает их в процесс усвоения знаний.
Разумное сочетание традиционных и современных информационно-коммуникационных средств при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у детей и, в конечном счёте, повысить эффективность усвоения программного материала и создать условия для успешной социализации личности.