Елена Спатарь
Выступление на первом городском турнире по шахматам среди детских садов
▼ Скачать + Заказать документы
город Актобе Казахстан
«Умная игра».
(выступление воспитателя Спатарь Е. В, на первом городском шахматном турнире по шахматам среди детских садов, май 2014г)
Изучением шахмат наш детский сад занимается уже второй год. Есть хорошие результаты, которые дают нам возможность проводить турнир на таком уровне. Но для того, чтобы добиться таких результатов, проводилась огромная и трудоёмкая работа. Одним из видов этой работы – это исследование. Первым этапом исследования стала диагностика обследования уровня развития умений и навыков детей. А также, анкетирование родителей. Были определены следующие критерии: (приложение №1)
Публикация «Выступление на первом городском турнире по шахматам среди детских садов» размещена в разделах
После обработки итогов диагностики получены следующие результаты:
Уровень Высокий Средний Низкий
Процентное отношение 1% 30% 69%
Далее было проведено анкетирование родителей по теме «Шахматы в жизни ребенка». В анкетировании приняло участие 20 родителей. Им было предложено ответить на 6 следующих вопросов. Анкеты были именные и закрытые. Были предложены следующие варианты ответов: «Да», «Нет», «Не знаю».
После обработки ответов респондентов получены следующие результаты:
Вопрос Положительно ответило Отрицательно ответило Ответило «Не знаю»
1. Умеет ли ваш ребенок играть в шахматы? 2% 98%
2. Есть ли желание у вашего ребенка играть в шахматы? 30% 30% 40%
3. Считаете ли вы, что шахматы положительно влияют на интеллектуальное развитие? 50% 20% 30%
4. Считаете ли вы необходимым учить детей дошкольного возраста игре в шахматы? 30% 30% 40%
5. Необходима ли вам помощь педагогов в обучении игре в шахматы? 30% 70%
6. Необходим ли шахматный кружок? 30% 30% 40%
Исходя из результатов анкетирования родителей, сделал вывод, что родители не имеют представления об игре в шахматы и ее значения для умственного развития детей дошкольного возраста.
Эффект игрового метода изучения шахмат велик. Сказки, истории воспитатели и родители могут придумать сами, здесь не нужны литературные шедевры. Не очень складный, но зато яркий, образный рассказ о героической пешечке, пробившейся сквозь преграды к заветному полю превращения в ферзя, даст гораздо больше, чем сухое объяснение «официальных» правил. Главное, чтобы все игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают. Постепенно ребенок заинтересуется шахматами, и в обучении наступит новый этап – от азов к основам теории.
Сам процесс обучения шахматам должен быть облечен в форму увлекательной игры. Для этого можно предложить сказки, где действующие герои – ровесники дошколят, стихи, загадки, эстафету на быструю и правильную расстановку пешек и фигур, придумывание самими детьми шахматных загадок, отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки» и т. д. Методы и приемы варьируются, но основным остается игра. На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть сразу всеми фигурами.
Объяснения должны быть доступными, лаконичными. Но все же некоторые дети могут не понять того или иного материала. Такие дети, как правило, утрачивают интерес к игре, начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, становятся рассеянными, мешают заниматься другим. В этом случае повторное объяснение (если ошибка не типична для всех ребят) вовсе не обязательно. Просто кого-то можно пересадить, чтобы он (она) поиграл с другим ребенком. Иногда рекомендуется дать задание хорошо играющим детям позаниматься в свободное время с отстающим товарищем.
Перед игрой нужно провести беседу об общих правилах поведения во время шахматных поединков, например: «Дети, в шахматы играют не торопясь, спокойно, тихо, чтобы можно было придумать самый хороший и сильный ход. Нельзя спорить друг с другом, громко разговаривать, так как этим вы будете мешать себе и другим».
С чего следует начинать обучение шахматной игре в детском саду? Существует много разнообразных приемов, с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры. С чего начать? Конечно, же, с игры. Но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам.
Попробуйте начать играть, например, в «ладью». Расскажите о ней сказку, покажите на шахматной доске, где ее «домик», нарядите ее и начните за ней охотиться – и ваш ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи. И так со всеми фигурами
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, методику необходимо постоянно менять. Наибольшего эффекта можно добиться, когда вся группа детей делится на две подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними отдельно. Подбираются пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего, приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы.
Некоторые воспитатели недооценивают значение шахмат в жизни ребенка.
Между тем, педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:
а) образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т. п. ;
б) воспитательная – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;
в) эстетическая – играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;
г) физическая – среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.
Все дети изначально талантливы. Но знакомя с элементарными правилами игры, ребенку-дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.
Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. В детском саду и шахматной секции можно использовать гигантские шахматы. Мы используем костюмированные шахматы, когда дети на себя примеряют образы тех или иных шахматных фигур.
Ребёнок должен запомнить, как называется каждая из фигур, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые фигуры, с удовольствием по-своему играют в них.
Не все дети сразу же способны запомнить названия конкретных шахматных фигур. Даже не всегда можно проверить, усвоил ли ребёнок это. Ведь если напрямую спросить названия фигур, он может и не ответить. Это ему скучно! Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур он запомнил, и закрепить пройденный материал лучше всего в игре. На выбор поиграем с детьми в следующие игры-задания:
“Волшебный мешочек”.
“Шахматный теремок”.
“Шахматный колобок”.
“Шахматная репка”.
“Белые и чёрные”.
“Пирамида”.
“По росту”.
“Догонялки”.
“Прятки”.
“Кто быстрее?”.
“Над головой”.
“На стуле”.
“Убери такую же”.
Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия достаточно занимательным.
Для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: “Волшебный мешочек”, “Шахматный теремок”, “Шахматный колобок”, “Шахматная репка”, “Запретная фигура”, “Угадайка”, “Пирамида”, “Прятки”, “Догонялки”, “Школа”, “Полна горница”.
При проведении групповых занятий можно порекомендовать игры-задания: “Кто быстрее?”, “На стуле”, “Над головой”, “Ряд”, “Белые и чёрные”, “Что общего?”, “Большая и маленькая”, “Запретная фигура”, “Волшебный мешочек”, “Шахматный теремок”, “Шахматный колобок”, “Шахматная репка”.
Как правило, двух-трех занятий по 15–25 минут достаточно, чтобы все дети в возрасте 3,5–5,5 лет усвоили названия шахматных фигур.
После реализации в практике работы дошкольного учреждения системы мероприятий по интеллектуальному развитию старших дошкольников через игру в шахматы, провели повторную диагностику обследования уровня интеллектуального развития детей и навыков игры в шахматы, которая показала следующие результаты:
Уровень Высокий Средний Низкий
Процентное отношение 50% 50%
Далее было проведено повторное анкетирование родителей по теме «Шахматы в жизни ребенка». В анкетировании приняло участие 20 родителей. Им было предложено ответить на 6 следующих вопросов. Анкеты были именные и закрытые. Были предложены следующие варианты ответов: «Да», «Нет», «Не знаю».
После обработки ответов респондентов получены следующие результаты:
Вопрос Положительно ответило Отрицательно ответило Ответило
«Не знаю»
1. Умеет ли ваш ребенок играть в шахматы? 50% 30% 20%
2. Есть ли желание у вашего ребенка играть в шахматы? 80% 10% 10%
3. Считаете ли вы, что шахматы положительно влияют на интеллектуальное развитие? 90% 10%
4. Считаете ли вы необходимым учить детей дошкольного возраста игре в шахматы? 100%
5. Необходима ли вам помощь педагогов в обучении игре в шахматы? 100%
6. Необходим ли шахматный кружок? 70% 10% 20%
Исходя из результатов анкетирования родителей, сделал вывод, что родители имеют представления об игре в шахматы и ее значения для умственного развития детей дошкольного возраста, родители проявляют заинтересованность
Заключение:
Таким образом, использование элементов шахматной игры в развитии логического мышления дошкольников способствует:
• обобщению, систематизации и апробации методов и приемов развития логического мышления;
• повышению уровня подготовки дошкольников к усвоению математических знаний;
• формированию умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.
Данная работа отражает инновационные подходы повышения эффективности развития логического мышления дошкольников с использованием нетрадиционных форм, а именно через обучение элементам шахматной игры.
Новизна опыта состоит:
• в раннем обучении игре в шахматы в непринужденной игровой форме;
• в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности) по обучению игре в шахматы.
А результат работы – на лицо: оба участника шахматного турнира нашего сада заняли призовые места.
Владимиров Вова - 2 место, Хамидуллин Ильсур - 3 место.
Поздравляем!