МААМ-картинки

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)

Татьяна Сергеева
Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Всё хорошее в людях - из детства

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем,

Удивиться, узнать, полюбить.

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души. (1 слайд).

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Вот колокольчик, ласково и напевно шепчущий что-то в зелёной траве; а вот божья коровка, (2-ой слайд) ползёт по ладошке и слушает уже не в первый раз песенку: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба, черного или белого, только не горелого…», а вот одуванчик, сначала жёлто - золотой, и сразу пушисто - белый, дунешь на него - и полетят во все стороны маленькие парашюты, будущие одуванчики, и ещё… тысячи чудес, которые остаются в нас с детства щемящими душу воспоминаниями.

Как сохранить это восторженное чувство любви к природе? Как передать его детям и научить их не только восхищаться её красотой, но и заботиться о природе, беречь её? Как с помощью природы воспитать у детей умение сочувствовать, сопереживать всему живому?.

Маленький ребёнок – это великое чудо, это вечная загадка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. О светлом ребячьем демократизме писал Януш Корчак: «Близки ему собака и птицы, ровня – бабочка и цветок, в камушке и ракушке он видит братьев!» И не мы ли, взрослые, часто разрушаем это светлое отношение к живому, запрещая ребёнку брать в руки червяка или лягушку, ругая бродячую собаку или бездомную кошку. А ведь именно это воспитывает у наших детей доброе отношение к природе, к людям. Мир природы бесконечно богат и разнообразен, интересен, красив и неповторим! Прямо с порога детского сада начинаются уроки познания, уроки доброты, которые щедро нам дарит матушка-природа. Важно не пропустить, вовремя подсказать, ввести ребёнка в этот прекрасный мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. То, что мы заложим в детях в детстве, то и увидим в них в юности и во взрослой жизни. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Поэтому забота о природе есть, забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. (Слайд).

В настоящее время важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми. В нашем детском саду «Солнышко» г. Усмани есть все условия для работы с детьми по воспитанию экологических знаний и экологической культуры. Целенаправленная углубленная работа по этому направлению успешно ведётся уже более 5 лет. Территория детского сада богата растительностью. На участках детского сада растут следующие деревья: ива, берёзки, тополя, вязы, клён, каштан, туя, рябинка. В этом году посадили дубки, кустарники: сирень, калина. Все площадки озеленены, много трав, а где травы, там и насекомые, цветники. Кроме этого, для более углубленного общения с природой в нашем детском саду создана экологическая тропа «Тропинка в природу» - специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория. Экологическая тропинка в детском саду – новая форма работы с детьми и родителями, один из методов экологического образования. Она выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. Экологическая тропа обеспечивает разностороннее развитие детей по основным направлениям: познавательно-речевому, физическому, социально-личностному, художественно-эстетическому.

Специально для работы с детьми на экологической тропе в нашем ДОУ педагогами разработана дополнительная общеразвивающая программа «Прикоснись к природе всем сердцем!», которая рассчитана на 2 года обучения (старшая и подготовительная группы). Цель программы – приобщение детей к природе родного края, формирование эмоционального и бережного отношения к ней, умение образно воспринимать и любить окружающим мир, оздоровление дошкольников.

Основными задачами при работе с детьми на экологической тропе являются :

• развитие познавательных способностей детей, участие в опытно – исследовательской деятельности, трудовой деятельности по уходу за растениями, формирование системы экологических знаний и представлений;

• уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды нашего края;

• приобщение к эстетическому восприятию природы, её красоты и неповторимости;

• формирование высокой экологической культуры поведения в природной среде: воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия;

• повышение экологического просвещения родителей; участие детей и родителей в природоохранной деятельности по охране и защите природы.

• сохранение и укрепление здоровья детей.

Основными формами работы на экологической тропе являются :

• Занятия. Обзорные и целевые экскурсии. Наблюдения за природными объектами.

• Дидактические игры. Труд в природе. Беседа. Обсуждение и проигрывание ситуаций.

Экспериментально-опытная деятельность. Проектная деятельность. Экологические праздники. Спортивно-оздоровительные мероприятия.

Хозяином экологической тропы стал живой ёжик «Пых». История его появления такова. В детском саду ремонтировали теплотрассу. Рабочие копали траншею, и в эту траншею попал ёжик. Рабочие вытащили его, и подарили детям. (Слайд)

Дети поступили гуманно: налюбовавшись ёжиком, решили отпустить его «домой». После окончания работ по ремонту теплотрассы у участка за садиком, появился неухоженный заброшенный вид. Всё это, а главное – дети с ёжиком, натолкнули нас, педагогов, на разработку экологической тропы, хозяином которой стал наш ёжик «Пых». Ёжик прижился на территории детского сада. В дальнейшем ёжик «Пых» посылал детям письма - задания, за выполнение которых оставлял на своей тропе сюрпризы: яблоки, печенье, конфеты. Иногда, он появлялся, когда дети приходили на экологическую тропу, «наблюдал», как дети трудились на огороде, проводили эксперименты, участвовали в праздниках. Появление ёжика было большим стимулом для детей, а для тех, кто получал приз от ёжика, становилось настоящим праздником. (Слайд).

Для оборудования тропы мы нарисовали план-схему объектов, заказали баннер и таблички для объектов. (Слайд). Потом принялись за их разработку.

Объекты нами выполнялись с учётом, чтобы они соответствовали местной природе, были информационно содержательными, доступными, эмоционально насыщенными. Вместе с детьми мы разработали правила поведения на тропе:

• с маршрута можно «вынести» новые знания, впечатления;

• двигаться по маршруту спокойно, слушать и наблюдать внимательно;

• помнить, что природе необходима страна под названием «Тишина»;

• не загрязнять маршрут мусором, не оставлять следов «путешествия»;

• не рвать листья, плоды, цветы, не ломать ветки.

Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность. Если, дети сами участвуют в исследовании окружающих объектов природы: учатся наблюдать, рассуждать, анализировать, высказывать предположения, делают выводы; то успех в последующем обучении им обеспечен. Это и есть способ познания окружающего мира. Только при условии тесной связи с природой, с её явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобрести новые знания. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Приобщая ребёнка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Для проведения экспериментальной работы в огороде мы запланировали с детьми и родителями экологический проект «Маленькие огородники», в процессе которого дети самостоятельно узнали, как выращивают овощи. Основной проблемой нашего проекта стало узнать, откуда берутся овощи? Оказывается, если маленькое семечко посадить в землю, полить водой и ухаживать за ним, то вырастут овощи. (Слайд). Вот и весь секрет! С каким нетерпением дети ждали первых всходов, потом первых листочков, первых цветочков, завязей, и, наконец, первых плодов! Сколько радости и ликования вызвали первые огурчики, салат, горох, выращенные своими руками. А еще на нашем огороде выросли лук, свекла, петрушка, укроп, морковь! Вот такой богатый урожай мы получили в этом году! (Слайд).

Есть у нас и сектор лекарственных трав, где растут лекарственная ромашка, шалфей, зверобой, календула, подорожник, огуречная трава, мята. Здесь, непосредственно в природе, проходят встречи с героями сказок, мультфильмов, которые помогают детям узнать о пользе лекарственных трав, об их применении. Как, например, вот эта встреча с «Карлсоном», у которого заболело горло, и дети предложили ему полоскать горло календулой.

Есть у нас и водоем!

Здесь очень нравится отдыхать детям! Они с интересом наблюдают за водными растениями и растениями вокруг водоема. А теперь - полюбуйтесь на нашу «Альпийскую горку». Это – дружба цветов и камней.

Очень красивая! Дети ухаживают за цветами, наблюдают за цветением разных цветов!

А здесь мы в этом году разбили можжевеловую рощу. Пока кустарники маленькие, но ребята оберегают их, поливают, ухаживают, наблюдают.

Дальше у нас «Цветник». (Слайд). Проект «От семечка до семечка» позволил ребятам узнать много интересного о цветах. Дети сами выращивают цветы, начиная с семечка, росток, потом рассаду высаживаем в цветник, пропалывают сорняки, поливают, рыхлят почву, наблюдают за ростом и цветением. Каждодневная работа в цветнике расширяет знания детей, способствует развитию наблюдательности, заставляет над многим задуматься.

Потрудились мы не зря, я и все мои друзья!

У нас выросли цветы небывалой красоты!

Вот такая красота - к 70-летию Победы!

Объект «Деревья» - здесь дети узнают новое о деревьях, наблюдают, экспериментируют. В этом году в старшей группе был реализован проект «Наши зеленые друзья», где не только дети, но и родители узнали много нового и интересного о деревьях.

А это наша «Метеостанция», где дети наблюдают за силой ветра, измеряют осадки. (Слайд).

Воспитателями создан и волшебный объект - наше «чудо – озеро голубое»! Где живет аист и сама «Лягушка – царевна»! (Слайд).

А это, пожалуй, самое любимое место детей - место отдыха! Здесь они получают подарки от ежика, отдыхают, делятся впечатлениями! (Слайд).

Во время путешествия по экологической тропе : дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки и мини-скульптуры объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!

В нашем дошкольном учреждении стало традицией проводить экологические акции в течение всего года.

В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в них участвуют. (Слайд).

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. (Слайд).

Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода стараемся вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию. В защиту природы мы подготовили и провели с детьми праздники и развлечения: (Слайд).

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). (Слайд).

Ещё одна форма работы с семьёй : папки-передвижки для родителей, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Родители принимают активное участие во всех наших мероприятиях, участвуют в фотоконкурсах, помогают в оформлении фотогазет, являются непосредственными участниками трудовых десантов, экологических акций, проектов, праздников.

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод о том, что построенная система по созданию условий для формирования у детей экологического сознания и экологической культуры, а также представлений об уникальности и самоценности природы, привела к тому, что экологические знания детей приобрели новое качество – они стали результатом:

- заметно изменилось отношение детей к природным объектам (бережное);

- овладели навыками безопасного поведения в природе;

- сформировалось стремление к экспериментально-исследовательской деятельности;

- закрепились представления о животных и растениях региона, навыки ухода за ними.

ДОУ принимает активное участие во всех экологических конкурсах района и области, где занимает призовые места.

Так, участие нашего садика в областном конкурсе на лучшую постановку экологического воспитания в дошкольных учреждениях «Детский сад – устойчивое развитие» 2012г., где мы заняли второе место в номинации «Лучшее дошкольное учреждение по экологическому воспитанию». В 2014 году вышла книга «Берегите родную природу» составитель Н. В. Пешкова, где был напечатан материал из опыта работы по экологическому воспитанию в нашем садике. В этом году отправили материал на конкурс на лучшую постановку экологического воспитания дошкольников на экологической тропе ДОУ. Ура! Мы заняли 1-ое место в области!

Природа, и это, пожалуй, главное, даёт человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Чтобы стать другом Природы, он должен стать добрым. А быть добрым нам помогает улыбка, подаренная друг другу, солнцу, ветру, цветам, птицам, берёзке, бабочкам (Слайд).

Спасибо за вниманье! (Слайд).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Пояснительная записка к семинару "Как прекрасен этот мир" Замечательный педагог В. И. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся.

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» 6 лет я работаю над темой «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». В настоящее время нас не может не тревожить духовное состояние.

Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников»Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 «СКАЗКА» Из опыта работы Тема: «Экологическое.

Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников» Думаю, что всем нам тревожно за то, что творится вокруг нас и в жизни и в природе: не храним, что имеем, ` не щадим, не жалеем, ни за что.

Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников» (продолжение) Дидактическая игра «Вода не вода» демонстрирует степень распространения воды в природе и ее необходимости. И хотя на глобусе дети видят.

Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Объяснительная записка педагогического опыта работы. 1 слайд Тема семинара: «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников». «Любовь.

Трудовое воспитание дошкольников  (из опыта работы) Трудовое воспитание дошкольников - это очень интересный вопрос. Однажды о трудовом воспитании дошкольников я услышала уникальную передачу.

Экологическое воспитание (Из опыта работы) Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радость и переживания, оставляет в них неизгладимые.

Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС до (из опыта работы воспитателя) «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» из опыта работы воспитателя младшей разновозрастной группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 26 сентября 2016 в 20:48
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сергеева (УИ 666205) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД