Выступление на РМО «Роль и место дидактических пособий в предметно-развивающей среде групп раннего возраста»

Оксана Гуркова
Выступление на РМО «Роль и место дидактических пособий в предметно-развивающей среде групп раннего возраста»

Тема: «Роль и место дидактических пособий в предметно-развивающей среде групп раннего возраста».

Ранний возраст-важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности.

Этот бурный процесс развития не происходит сам собой, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей.

В работе с детьми раннего возраста воспитателю необходимо создать предметно-пространственную. среду соответствующую этому возрасту.

Важную роль в предметно-развивающей среде занимают дидактические пособия и игры.

Дидактика (др. греч. – получающий)[/i] – раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирование убеждений, определяет объем и структуру содержания образования.

Дидактическое пособие – издание, предназначенное для помощи в обучении, развитии, воспитании, и реабилитации детей.

Дидактическая игра – активная образовательная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задания ребенку предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами. Учатся культуре общения друг с другом.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая. классификация дидактических. игр:

-с. игрушками. и предметами;

-настольно-печатные;

- словесные

В группе должны быть разнообразные дидактические игры и пособия, и их содержание должно соответствовать возрасту детей.

Игры с предметами и игрушками

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

Расширять и уточнять знания детей;

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация);

Совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; правильно произносить звуки речи);

Воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно- дидактические игры и игры-инсценировки

Для развития координации мелких движений организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. В таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Среди дидактических игр для детей раннего возраста преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (два яблока, две варежки и т. п.).далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (например: найти две машины, из которых одна легковая, а другая грузовая)

Так же к настольно-печатным играм относятся игры – лото, где ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика таких игр очень разнообразна

Еще к настольно печатным играм относятся игры домино. В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика. домино. охватывает. разные. области действительности: «Игрушки», «Транспорт», «Ягоды», «Герои сказок» и др.

Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти. игры способствуют развитию. логического мышления, сосредоточенности, внимания.

Словесные игры

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции (например: «У медведя во бору», «Ладушки», «Про сороку», «Коза рогатая»).

С помощью дидактических игр знакомим детей с цветом, формой, величиной. Для этого предлагаю игры: «Лото- цвета», «Подбери чашки к блюдцам по цвету», «Что бывает такого цвета?», «Цветные кубики», «Геометрическая мозаика», «Вкладыши», «Найди такой же» и др. Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка». Я стараюсь постоянно разнообразить дидактический материал. Использую игры-самоделки: «Подбери пару», «Разноцветные странички», «Сосчитаем дырки в сыре». «Разноцветные колпачки», «Город цветных человечков» «Воздушные шары», «Подарим куклам бусы», «Нарядим солнышко», «Дождик для тучки», и др., с помощью которых развивается не только сенсорное восприятие, но и память, внимание, мышление, речь.

Публикации по теме:

Лэпбук в развивающей предметно-пространственной среде детского сада «Лэпбук» в развивающей предметно-пространственной среде детского сада Петрова Варвара Ильинична воспитатель МБДОУ ЦРР-Детский сад №26.

Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС ДО Дата проведения анализа: сентября 2016г Характеристика.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде Подготовила Е. К. Пономарёва - воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №8 «Звёздочка» города Няндома. «Требования к развивающей.

Региональный компонент в предметно-развивающей средеРегиональный компонент в предметно-развивающей среде Региональный компонент в предметно-развивающей среде. Мы живём в Ростовской области. Наш край богат историей живших здесь казаков. Так хочится.

Фотоотчет о предметно-развивающей среде в нашей группеФотоотчет о предметно-развивающей среде в нашей группе Предметно-развивающая среда в нашей подготовительной группе "Ягодка"Направление деятельности и развитие ребенка зависит от того, как устроена.

Презентация «Дидактические свойства игр и игрушек в предметно-развивающей среде»Презентация «Дидактические свойства игр и игрушек в предметно-развивающей среде» Дидактические свойства игр и игрушек в предметно-развивающей среде. Подготовила : Романова Г. А воспитатель раннего возраста. Дидактические.

Роль и место дидактических игр и пособий в предметно-развивающей среде группы раннего возраста Роль и место дидактических игр и пособий в предметно-развивающей среде группы раннего возраста Ранний возраст- важнейший период жизни человека.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование дидактических игр и пособий «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование дидактических игр и пособий» Маленький ребенок познает окружающий мир через.

Требование к развивающей предметно-пространственной среде Требования к развивающей предметно-пространственной среды (ФГОС) Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день.

Творческий подход к предметно-развивающей средеТворческий подход к предметно-развивающей среде В группе предметно - пространственная развивающая среда оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Она отвечает интересам и потребностям.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • День Святого Валентина
Автор публикации:
Выступление на РМО «Роль и место дидактических пособий в предметно-развивающей среде групп раннего возраста»
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 13:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
23 января. День ручного письма

День почерка или день ручного письма — красивому почерку посвящен этот праздник. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, помогающих подготовить детскую руку к письму и научить красиво...

23 января. День морозных узоров на МААМ

Всю страну сейчас радуют и заставляют одеваться потеплее Крещенские морозы (19-25 января). Самое время поговорить с детьми о чудесном творении природы – морозных узорах, а также организовать для ребят...

Конспект НОД по конструированию в технике бумагопластика «Зайка беленький» в младшей...
Программные задачи Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги — сминание бумаги. Закреплять знания и представления о диких животных – зайце....
Групповой творческий конкурс «Макет по сказке «Морозко»
Зима – одновременно суровое и прекрасное время года. Как только на землю опускаются первые снежинки, природа погружается в зимнюю сказку. Белоснежный...
Мастер-класс изготовления ёлочных украшений «Пряники»
Мастер-класс изготовления ёлочных украшений "Пряники" Добрый вечер, уважаемые коллеги, педагоги, друзья и просто гости моей странички! Очень хочу...