Выступление на РМО для педагогов раннего возраста «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Наталья Аникина
Выступление на РМО для педагогов раннего возраста «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

1. Значение изучения анатомии, физиологии и гигиены для правильной организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ и для охраны здоровья детей

Анатомия и физиология – важнейшие науки о строении и функциях человеческого организма. Знание педагогом закономерностей роста и развития организма растущего человека, вооружение необходимыми сведениями и умениями в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены является одним из условий выполнения высоких требований, которые предъявляются к подготовке специалистов по воспитанию детей дошкольного возраста. Для создания наилучших условий роста и развития ребенка, для правильного его воспитания и обучения надо знать особенности его организма; понимать, что полезно для него и что вредно, какие меры следует принимать для укрепления здоровья и поддержания нормального развития.

Анатомия человека (от греч. аnatome – рассечение, расчленение) изучает строение тела, отдельных его органов, их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Возрастная анатомия изучает человеческий организм в различные периоды жизни в различных условиях влияния внешней среды, начиная от зарождения и формирования органов и систем у зародыша и плода

Физиология (от греч. рhysis – природа, logos – наука) изучает жизненные процессы, протекающие в организме, функции как отдельных органов, так и всего организма в целом. На основе достижений физиологии были разрешены многие вопросы, связанные с правильной организацией питания и общим оздоровлением условий жизни детей дошкольного возраста.

Анатомия и физиология изучают строение и функции тела человека по частям, вначале – отдельные его органы, системы и аппараты органов и в конечном итоге – целостный человеческий организм. Большое внимание в анатомии и физиологии уделяется детскому возрасту – периоду быстрого роста и развития человеческого организма.

Дошкольная гигиена — наука об охране и укреплении здоровья детей до 7 лет. Она изучает взаимодействие организма дошкольника с внешней средой с целью разработки гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья ребенка, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма. Изучение гигиенической роли факторов внешней среды помогает воспитателю укреплять здоровье детей. Дошкольная гигиена предлагает научно обоснованные гигиенические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и питанию детей дошкольного возраста, оборудования, планировке и благоустройству ДОУ.

Возрастная анатомия, возрастная физиология и гигиена выявляют и стараются смягчить или полностью устранить все, что вредит здоровью ребенка, подбирают такие условия, которые благоприятствуют росту и развитию дошкольника, укрепляют его здоровье.

Знание особенностей строения и функций организма ребенка дошкольного возраста необходимо педагогам ДОУ, поскольку при непредвиденных обстоятельствах может возникнуть необходимость оказания помощи пострадавшему дошкольнику: остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание.

Педагоги ДОУ занимаются не только воспитанием дошкольников, но и несут ответственность за состояние их здоровья. Поэтому мероприятия ДОУ должны быть направлены на оздоровление дошкольников и на создание соответствующих условий окружающей среды и учебно-воспитательного процесса. Воспитатель прививает детям гигиенические навыки для повышения санитарной культуры в быту. Педагогическая эффективность воспитания и обучения зависит от того, в какой мере учитываются анатомо- физиологические особенности организма дошкольника, периоды развития, для которых характерна восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Зная физиологические и анатомические особенности организма дошкольника, воспитатель может правильно организовать учебный процесс. Изучение возрастной физиологии необходимо для понимания возрастных особенностей психологии дошкольника. Объективное изучение функций мозга детей дошкольного возраста позволяет выявить механизмы, определяющие специфику осуществления психических и психофизиологических функций. У детей дошкольного возраста необходимо установить те периоды, в которые они наиболее чувствительны к корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие внимания, восприятия информации, познавательных потребностей.

2. Сердце дошкольника. Строение, функции

Сердце – полый мышечный орган конусовидной формы, который нагнетает кровь в артерии и принимает венозную кровь. Оно расположено в грудной полости между легкими в нижнем средостении. Приблизительно 2/3 сердца находится в левой половине грудной клетки и 1/3 – в правой. Сердце расположено в околосердечной сумке – перикарде, которая ограничивает его от соседних органов. Перикард состоит из двух листков – наружного – пристеночного (париетального) и внутреннего – висцерального (эпикарда). Границы сердца изменяются в зависимости от возраста, пола, конституции и положения телаУ двух-трехлетних детей преобладает косое положение сердца

Если сердце у новорожденного ребенка весит 20-25 грамм, то к 2 годам жизни ребенка линейные размеры сердца увеличиваются в 1,5 раза, к 7 годам – в 2 раза. Масса сердца утраивается к 2-3 годам, к 6 годам возрастает в 5 раз. К концу второго года жизни масса миокарда левого желудочка становится вдвое больше, чем у правого. Эти соотношения сохраняются и в дальнейшем. К 7 годам увеличивается и сила сердечных сокращений. Форма сердца в виде удлиненного овала и расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Сердце ребенка растет наиболее быстро в течение первых 2 лет жизни, затем – с 5 до 9 лет. Рост сердца в длину идет быстрее, чем в ширину. Длина сердца удваивается к 5-6 годам жизни ребенка. У детей различных возрастов определяются разные границы сердца. Большие изменения происходят в 6 лет во внутреннем строении сердца; дифференцируется структура сердечной мышцы, его нервного аппарата. В 7 лет в основном заканчивается развитие иннервационного аппарата, регулирующего деятельность сердца.

На поверхности сердца видны межжелудочковые борозды: впереди, сзади, и поперечная венечная борозда, расположенная кольцеобразно. Вдоль этих борозд проходят собственные артерии и вены сердца. Бороздам соответствуют перегородки, разделяющие сердце на 4 отдела: двух предсердий и двух желудочков.

Правое предсердие представляет собой полость, по форме напоминает куб, расположено у основания сердца справа и сзади аорты и легочного ствола. В него входят верхняя и нижняя полые вены, венечный синус и наименьшие вены сердца. Правое предсердие отделяется от левого межпредсердной перегородкой и соединяется с правым желудочком при помощи правого предсердно-желудочкового отверстия

Правый желудочек имеет форму пирамиды с верхушкой, направленной вниз, расположен справа и спереди левого желудочка, занимает большую часть передней поверхности сердца. Правый желудочек отделяется от левого межжелудочковой перегородкой, большая часть которой состоит из мышечной, меньшая – из перепончатых частей.

При сокращении мускулатуры желудочка створки смыкаются, удерживаясь в таком состоянии сухожильными хордами, и не пропускают кровь назад в предсердие.

Непосредственно над отверстием легочного ствола находится клапан легочного ствола. Он состоит из передней, левой и правой задних полулунных заслонок, расположенных по кругу. При сокращении мускулатуры желудочка полулунные заслонки током крови прижимаются к стенке легочного ствола и не препятствуют току крови из желудочка. При расслаблении желудочка, когда давление в его полости падает, обратный ток крови заполняет карманы между стенками легочного ствола и каждой из полулунных заслонок и раскрывает заслонки, их края смыкаются и не пропускают кровь в желудочек сердца.

Левое предсердие имеет форму неправильного куба, от правого предсердия отделено межпредсердной перегородкой; спереди имеет левое ушко. В заднем отделе верхней стенки предсердия открываются 4 легочные вены, по которым течет кровь, обогащенная кислородом в легких.

Левый желудочек имеет форму конуса, основанием направлен кверху. В передневерхнем отделе его находится отверстие аорты, через который желудочек соединяется с аортой. В месте выхода аорты из желудочка расположен клапан аорты, который имеет правую, левую (переднюю) и заднюю полулунные заслонки.

Стенка сердца состоит из трех слоев: внутреннего – эндокарда, среднего – миокарда и наружного – эпикарда. Эндокард выстилает полости предсердий и желудочков, он покрыт тонкими, плоскими эндотелиальными клетками. Миокард образован сердечной мышечной тканью – кардиомиоцитами. В стенках предсердий миокард более тонкий, состоит из двух мышечных слоев. В стенках желудочков миокард более толстый, трехслойный, особенно у левого желудочка, из которого выходит аорта. Миокард предсердий и желудочков не переходит друг в друга. Между мышечными пучками этих отделов сердца находятся фиброзные кольца, которые отделяют предсердия от желудочков и служат местом прикрепления клапанов сердца.

Кардиомиоциты миокарда соединены плотно друг с другом с помощью вставочных дисков, которые обеспечивают механическую прочность мышечной оболочки сердца, а также осуществляют быстрое проведение возбуждения к каждой отдельной мышечной клетке. Проведение возбуждения в миокарде сразу ко всем кардиомиоцитам выполняет проводящая система.

Миокард обладает свойствами возбудимости, проводимости, сократимости. Благодаря наличию проводящей системы сердце способно сокращаться. Сердце сокращается ритмически, под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце. Эту особенность сердечной мышцы называют автоматизмом.

Начав сокращаться, сердечная мышца не может отвечать на другие воздействия до тех пор, пока в ней не начнется процесс расслабления. Отрезок времени, в течение которого сердечная мышца не отвечает ни на какие импульсы, называют периодом абсолютной рефрактерности (невозбудимости) сердечной мышцы. Это свойство позволяет сердечной мышце энергично и быстро сокращаться, не испытывая утомления.

Сердце и кровеносные сосуды образуют замкнутую систему, по которой кровь движется благодаря ритмичным сокращениям сердечной мышцы. Кровеносные сосуды представлены артериями, несущими кровь от сердца, венами, по которым кровь течет к сердцу, и микроциркуляторным руслом в органах и тканях

Усиленный обмен веществ у ребенка требует повышенной доставки кислорода, что обеспечивается увеличением минутного объема сердца за счет ускорения пульса. Пульс дошкольника отличается большой неустойчивостью и индивидуальными колебаниями. Чем младше ребенок, тем чаще у него частота сердечных ударов: в 2 года – 100-120 ударов/мин, в 3 года – 100-110 ударов/ мин, 4-5 лет – 80-100 ударов/мин, в 6-7 лет – до 85-90 ударов/мин

Артериальное давление с возрастом имеет тенденцию к повышению, но оно ниже, чем у взрослых. Для ориентировочного расчета кровяного давления можно пользоваться следующей формулой: для систолического давления – 90 + 2 n, для диастолического – 60 + n, где n – возраст в годах.

Сокращаясь ритмично, сердце своими выбросами крови в аорту поддерживает различное давление крови в артериях и венах. Остановка сердца приводит к выравниванию давления, и ток крови в кровеносных сосудах прекращается. Сердце работает подобно насосу. Наличие клапанов, которые закрываются автоматически под давлением крови, обеспечивает ток крови в одном направлении – от сердца в артерии, по венам – к сердцу. При этом последовательно чередуются сокращение сердца (систола) и его расслабление (диастола)

Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Хорошо развита капиллярная сеть. Кровообращение (1 круговорот крови) у дошкольника совершается быстрее, чем у взрослых: например, в 3 года – за 15 сек, а у взрослого – за 22 сек.

В процессе роста ребенка изменяются взаимоотношения кровеносных сосудов с органами, которые растут и увеличиваются в объеме. Изменяются уровень отхождения артерий от магистральных стволов, углы ветвления артерий и уровни слияния вен. Микроскопическое строение кровеносных сосудов наиболее интенсивно изменяется в раннем детстве (от 1 года до 3 лет). В это время в стенках сосудов усиленно развивается средняя оболочка. Большое значение в положении сердца имеет положение диафрагмы, которая меняется в зависимости от фазы дыхания. В момент вдоха сердце опускается вместе с диафрагмой, при выдохе – поднимается диафрагмой. Размеры сердца зависят от размеров тела, а также от интенсивности обмена веществ.

Жизненно важная роль, которую играет сердце в организме, требует с раннего возраста принимать все меры к тому, чтобы уберечь сердце дошкольника от чрезмерных нагрузок и инфекционных заболеваний.

Литература

1. Самусев Р. П. Анатомия человека. – М.: ОНИКС Мир и Образование, 2008.

2. Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования – 5-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 384 с.

3. Сапин М. Р., Брыскина З. Г. Анатомия человека. – М.: Академия, 2006.

4. Федюкович Н. И., Гайнутдинов И. К. Анатомия и физиология человека: Учебник – изд. 19-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 510 с.

5. Хрипкова А. Г. Возрастная анатомия и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Царица Гигиена и ее помощники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №18 г. Кировска» Конспект занятия на тему:.

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста. Консультация для педагогов Дидактическая игра как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста Период раннего и младшего дошкольного возраста.

Для педагогов — психологов. Конспект родительского собрания с родителями воспитанников раннего возраста Родительское собрание для родителей детей раннего возраста «Особенности адаптационного периода» План. I. Вводная часть II. Основная часть.

Гигиена начинается с семьи Для правильно и полноценного развития ребенка необходимо создавать благоприятную среду в которой он воспитывается и растет. На родителях.

Конспект совместной НОД детей и педагогов раннего возраста по сказке «Репка» Цель: Учить детей узнавать персонажей из сказки «Репка»; закрепить последовательность прихода персонажей; воспитывать навыки драматизации.

Конспект совместной образовательной деятельности детей раннего возраста и педагогов «В гости к бабушке» Цель: Закрепить знания детей об овощах как результате труда людей на огороде. Повторить названия знакомых овощей, учить узнавать их в натуре.

Консультация для педагогов «Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов у детей раннего возраста» Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов у детей раннего возраста. Здравствуйте! Формирование сенсорных процессов у детей.

Консультация для родителей «Гигиена ребенка» Консультация для родителей «Гигиена ребенка». Воспитание детей в гигиенических условиях, привитие им соответствующих навыков- залог сохранения.

Методические рекомендации для педагогов «Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Методические рекомендации для педагогов: Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Подготовила.

Выступление на педсовете «Профессиональная компетентность педагогов в области освоения ФГОС дошкольного образования» С 1января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который был утверждён.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Выступление на РМО для педагогов раннего возраста «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Опубликовано: 16 марта 2016 в 15:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
Осеннее развлечение «Происшествие в огороде у козы»
Дети входят в зал по музыку Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы очень рады, что вы пришли сегодня к нам на праздник Осени. За чудесным, озорным летом пришла...
Фотоотчет «День именинника»
Что такое День Рожденья? Это радость и веселье Это песни, шутки, смех День который лучше всех И не зря наш детский сад Праздник отмечает С Днем рождения...