Папки-передвижки

Специфика деятельности детского сада по формированию предпосылок функциональной грамотности

Громова Анна Юрьевна
Специфика деятельности детского сада по формированию предпосылок функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на РМО воспитателей на тему «Специфика деятельности детского сада по формированию предпосылок функциональной грамотности»

Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени с проникновением в повседневную жизнь информационных технологий. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Задача педагога помочь дошкольникам с легкостью воспринимать их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.

Публикация «Специфика деятельности детского сада по формированию предпосылок функциональной грамотности» размещена в разделах

Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Актуальна ли функциональная грамотность для дошкольного образования? Бесспорно – ДА!

В сложнейший мир познания дети входят через игру. Играя, они не подозревают, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Не секрет, что многие дети относятся к занятиям без энтузиазма. Причин тому много, но главная - отсутствие у детей интереса к учёбе, им просто скучно заниматься. Решением проблемы становятся игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые и др).

Дидактическая игра это такая коллективная, целенаправленная учебная

деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены

решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по

имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Но, если участник дидактической игры не овладевает знаниями, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

В Большеказариновском детском саду две разновозрастные группы. Предлагаю вашему вниманию дидактические игры по математической грамотности :

- «Разложи по цвету» – упражнять в различении предметов по цвету. Одно и то же задание в разных группах отличается. В старшей группе можно эту игру усложнить и раскладывать предметы по двум, трем признакам (цвет, форма, размер). Не забывайте, что в младшей группе дети знают 4 цвета, в старшей практически все.

- «Сосчитай и назови» - упражнять в счёте предметов. В младшей группе до пяти, в старшей до 10, подготовительной до 20, плюс обратный счёт и счет не с единицы, как у малышей, а с любого числа и опора на цифру.

- «Подбери фигуру» - закрепить умение различать геометрические фигуры. В старшей группе ещё и различать плоские и объёмные фигуры (Младшая – треугольник, квадрат, круг; Старшая -.овал, ромб, четырехугольник)

- Дидактическая игра: «Части суток» - упражнять детей в различении частей суток.

-Дидактическая игра: «Встань на место» - упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

В младшей группе «Домики для медвежат» - развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

«Подбери дорожки к домикам»- развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий. В старшей группе можно соединить два признака – длину и ширину.

- «Засели домики» - знание состава числа

- «Графический диктант» – упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

- Уникуб Б. П. Никитина, блоки Дьёнеша, палочки Кюизенера, настольные игры «Лото» и «Домино».

- игры-бродилки (бросаешь кубик и делаешь столько ходов, сколько выпало, различные прописи по математики, лабиринты, «Соедини по числам», «Обведи по точкам» и многое другое.

Дидактические игры по развитию читательской грамотности в старшей группе:

«Ворота»

Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

«Подними нужную карточку»

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Произношу согласный звук – синюю карточку поднимают, гласный – красную.

"Распознай звук"

При изучении нового звука, я произношу различные слова. Например, мы учим звук А. Если дети слышат в слове этот звук, то хлопают, если нет - то топают.

«Назови слова»

Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком. Играем постоянно и на улице и в спортзале.

«Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

Предлагаю детям закончить фразу.

Пересказ, ответь на вопросы, «Что сначала, что потом», «Составь рассказ по картине», «Составь рассказ, используя мнемотаблицы», различные театры (настольный, пальчиковый, кукольный, масочный) - развитие связной речи, заучивание стихотворений, пословицы, поговорки на определенную тему.

«К какому слову подходит схема» - упражнять в умении делать звуковой анализ слова

Для младшей группы:

«Что звучит» - учить вычленять и узнавать звуки отдельных инструментов. Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить вычленять и узнавать их.

"Кто как говорит" - учить детей голосом подражать звукам животных, птиц, насекомых.

"Громко - тихо" - учить детей менять силу голоса: говорить то тихо, то громко.

"Сдуй пёрышко"- развивать речевое дыхание. Активизация мышц губ.

"Назови ласково"- расширение и активизация словарного запаса детей.

"Помоги найти маму"- закрепить правильное произношение звуков. Упражнять в формировании грамматического строя речи.

«Кто что делает?» - познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологии (естественнонаучная грамотность) мы учим детей распознать всё, что происходит вокруг нас. И чтобы детям было интереснее и легче воспринимать полученные знания, я использую следующие игры в старшей группе:

«Угадай, что в мешочке?» -учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

«Что из чего сделано?» - учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

«Воздух, земля, вода» - закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

«Живое – неживое» - закреплять знания о живой и неживой природе.

«Закончи предложение» - учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Проводим опыты, которые можно показать в стенах садика (например, изучая воду, говорим, что она прозрачна, хорошо растворяет соль, сахар, при минусовой температуре вода превращается в лед, если лед нагреть, то он превратится в воду).

В детском саду имеется подзорная труба и микроскоп, которые используются в работе.

В младшей группе на развитие экологической направленности я использую следующие игры:

«Чей домик?» -развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.

«Кто что ест?» - формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

«Четвертый лишний» - уточнять и закреплять знания детей о классификации разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

«Когда это бывает?» - уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Дидактические игры по социально-коммуникативной грамотности для детей старшей группы:

Настольно-печатная игра «Собери фигуру» - формирование уважительного, толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.

Игра «Определи настроение» - формирование основ внимательного, заботливого отношения к сверстникам, близким людям, животным.

Игра «Правильно — неправильно» - формировать дифференцированные представления о качествах настоящих мальчиков; способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении, соответствующем собственной половой принадлежности;

«Кто больше назовет вежливых слов»

Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.

Игра «Уроки этикета»

Цель: актуализировать использование полученной информации

в игровой деятельности.

Дидактические игры по социально-коммуникативной грамотности в младшей группе:

Игра «Кому что нужно» - познакомить с основными характеристиками таких профессий, как доктор, парикмахер, пекарь; формировать позитивное отношение к трудовой деятельности.

Игра «Да или нет» - воспитывать бережное отношение к здоровью; учить управлять своим поведением, понимать какие поступки правильные.

«Про кого я говорю» - развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

«Покажем Кате, как умеем себя вести за столом» - культура поведения за столом.

«Добрые слова» - развивать умение употреблять в речи добрые слова

Дидактические игры по финансовой грамотности в старшей группе:

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», «Магазин», настольно-печатная игра «Монополия».

Оценивая роль дидактической игры, Александр Владимирович Запорожец писал: "Дидактическая игра является не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствует общему развитию ребенка, служит формированию его способностей".

Использование дидактической игры повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Систематическое применение дидактических игр дает значительное улучшение формированию навыков функциональной грамотности детей дошкольного возраста и помогает им воспринимать все происходящее вокруг с легкостью, адаптироваться в любых ситуациях и идти к поставленной цели с желанием победить.

Из опыта своей работы могу сказать, что практически на каждом занятии, в режимных моментах, на прогулке мы используем элементы функциональной грамотности. Примеры: на днях работала в младшей группе и в период, когда дети играли, решила показать им сказку теремок, т. к. наткнулась на театр из кубиков по этой сказке. Показала, пока рассказывала, спрашивала, кто как говорил? Что отвечали звери? (речь- читательская грамотность, посчитали сколько зверей жили в домике, сколько деревьев – математическая грамотность, вспомнили какие деревья растут в лесу – социально-коммуникативная).Ещё пример. Делаем по утрам зарядку. Детям очень нравится музыкальная «У жирафа пятна» (Части тела показываем – социально-коммуникативная, кто где живет говорим, чем питается; сколько лап у котенка, жирафа, сколько хвостов, сколько полосок у зебры (много) – математическая, как ухаживать за котом - экологическая).

На последок, несколько слайдов о том, какой методической литературой пользуемся при работе по формированию функциональной грамотности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика деятельности детского сада по формированию предпосылок функциональной грамотности
Опубликовано: 6 ноября 2024 в 17:03
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика деятельности детского сада по формированию предпосылок функциональной грамотности» (включая файлы) размещена пользователем Громова Анна Юрьевна (УИ 1474082) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД