Лучший педагог года

Выступление на родительском семинаре-практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Елена Зайцева
Выступление на родительском семинаре-практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Выступление на родительском

семинаре - практикуме

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Выполнила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Зайцева Елена Васильевна

«Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю»

Конфуций

Публикация «Выступление на родительском семинаре-практикуме „Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников“» размещена в разделах

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству.

Словесно-логическое мышление детей формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить, полученные действенным путем, результаты сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.

Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н. Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.

Как доказал Н. Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Игровая деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Поэтому в своей работе с детьми использую исследования, эксперименты и опыты. Благодаря, этому дети постоянно находятся в творческом поиске. Для этого в своей группе мы вместе с детьми создали центр экспериментирования «Хочу всё знать!», где находятся необходимые предметы для творческого экспериментирования. В нашей группе между взрослыми и детьми существуют доброжелательные, дружеские, партнерские отношения, что является необходимым фактором в работе с детьми по ФГТ.

Проводя совместные эксперименты, дети учатся уважать мнение других детей, согласовывать свои действия, добиваться результата, радоваться совместным успехам.

В разных видах деятельности, ставим с детьми проблемы, дети выдвигают гипотезы их решения, самостоятельно их решают, используя, полученные ранее знания, делают выводы. Дети раскрепощены, заинтересованы, для этого я использую сюрпризные моменты. Своими эмоциями и загадочностью я вовлекаю детей в сказочный необычный мир.

В соответствии с ФГОС ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать. К этому можно прийти, если общаться с ребенком на равных, доверяя ему, помогая ему советом.

Используя в работе с детьми метод исследования и экспериментирования, я разработала конспект Непосредственно Образовательной Деятельности «Бусы для белочки», и поделилась своим педагогическим опытом работы с педагогами детского сада и родителями детей группы.

Я поставила перед собой цель - создание условий для расширения представлений детей о свойствах льда: тает в тепле, превращаясь в воду, на морозе вода – замерзает, превращаясь в лед.

При подготовке к непосредственно образовательной деятельности провела большую предварительную работу. Вместе с детьми проводили опыты и эксперименты с водой: «Текучесть воды», «Живительная сила воды», «Круговорот воды в природе» и многое другое.

Беседовали о временах года, сезонных явлениях природы, о домашних и диких животных. Проводили дидактические игры: «Кто где живет», «Кто, чем питается», «Узнай животного по описанию» и другие. Создали модель зимнего леса. Расставили ели, покрытые снежинками, которые вырезали дети с родителями. Под деревом расположили медвежью берлогу, разложили заячьи следы, ведущие под елку, где спрятался заяц.

Для экспериментирования создали «Ледяную мастерскую», приготовили необходимые материалы для экспериментирования: на подносах прозрачные стаканчики с водой, формочки для бус, розетки с гуашевыми красками, мерные ложки, салфетки.

Непосредственно образовательную деятельность я построила в форме сказочного путешествия в зимний лес.

Для решения воспитательных, развивающих и образовательных задач использовала проблемы, которые вставали перед детьми:

«Кто потерял ледяные бусы?»

«Где можно носить ледяные бусы?»

«Как пройти в зимнем лесу, по глубокому снегу?»

«Как помочь белочке?»

«Как получить ледяные бусы?».

Дети рассуждали, выдвигали гипотезы, находили решения проблем. Предлагали свои версии, например, сделать цветные ледяные бусы, добавив в воду цветные краски; заморозить воду на морозе или в морозильной камере.

В процессе «путешествия по зимнему лесу» развивали речь детей: научились выделять и называть свойства льда, подбирать описательные прилагательные к существительному во множественном числе, упражнялись в четком произношении текста стихотворения, научились самостоятельно вести беседу.

В работе с детьми использовала художественное слово:

1. стихотворения:

«Рано утром я, ребята, в детский сад сегодня шла…»,

«Вся земля в снегу, я на лыжах бегу…», «Снеговик»,

2. сюрпризные моменты: «Ледяные бусы», «Заяц под елкой», «Белка в гнезде (гайне) на елке», «Волшебный клубочек», «Цоканье белочки» (аудиозапись, «Угощение от белочки».

В ходе непосредственной образовательной деятельности дети меняли виды деятельности: дидактические игры и упражнения: «Какие бусинки?», «Чьи следы?», беседы: «Почему заяц белый?», «Где медведь?», «Для чего белке пушистый хвост?», подвижная игра «Лыжники», игровое упражнение «Снеговик», проводили эксперимент в «Ледяной мастерской», выполняли трудовые поручения: раскладывали раздаточный материал на столы, наливали воду в стаканчики, убрали свое рабочее место.

Итогом непосредственно образовательной деятельности стали результаты:

- научились самостоятельно решать проблему,

- делать выводы,

- самостоятельно экспериментировать,

- изготовили цветные ледяные бусы, путем экспериментирования,

- получили эмоциональное удовлетворение от оказанной помощи и от экспериментальной деятельности.

Публикации по теме:

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Организация театрально-игровой деятельности в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Организация театрально-игровой деятельности в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО» Семинар – практикум для воспитателей ДОУ. Тема семинара - практикума : «Организация театрально – игровой деятельности в ДОУ в условиях.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников «Расскажем Незнайке о свойствах веществ» Тема: «Расскажем Незнайке о свойствах веществ» Цель. Развивать у дошкольников познавательную активность, совершенствовать исследовательские.

Отчет о проведенном семинаре-практикуме «Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста» Название мероприятия: «Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста». Место проведения: МАОУ ДОД «Центр детского технического.

Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства бумаги» Цель: Продолжать формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем. Задачи: • Формировать представление.

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.

Познавательно-исследовательская деятельность. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников (фотоотчет)Познавательно-исследовательская деятельность. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников (фотоотчет) Подготовительная группа № 4 «Ласточка» БОУ Школа № 875 СП «Сказка» Воспитатель: Чернышова Ирина Анатольевна, Москва - 2015 Подготовили.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Проект «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» дошкольников» Цель проекта: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами.

Проектная деятельность в подготовительной группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства воды» Продолжительность: кратковременный: 5 недель – с 14.09.15 г. по 16.10.15 г. : Актуальность: На сегодняшний день в системе образования ДОУ.

Здоровье через движение. (Выступление на семинаре — практикуме)Здоровье через движение. (Выступление на семинаре — практикуме) Наблюдая за детьми, я отметила, что в последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Именно поэтому так возрастает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на родительском семинаре-практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Опубликовано: 17 декабря 2015 в 21:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД