МААМ-картинки

Выступление на родительском собрании «Читающие родители — читающие дети»

Екатерина Черноусова Фефилова
Выступление на родительском собрании «Читающие родители — читающие дети»

Сегодня мы поговорим об устной и письменной речи.

В дошкольном возрасте формируется устная речь, а в школьном – письменная.

Устная и письменная речь взаимосвязаны, чем выше уровень развития устной речи, тем успешнее формируется и письменная.

Для успешного формирования письменной речи у ребенка к началу обучения должны быть сформированы:

- фонематическое восприятие (различение на слух звуков);

- звукопроизношение (до начала обучения необходимо устранить все недостатки звукопроизношения);

- пространственные представления;

- графические навыки;

- мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение).

Публикация «Выступление на родительском собрании „Читающие родители — читающие дети“» размещена в разделах

7 лет – это критический период в речевом развитии ребёнка, т. к. в это время начинает формироваться письменная речь и для того, чтобы у детей не было отклонений в поведении, нервного напряжения и неудач в учёбе, мы должны до школы устранить все недостатки в устной речи ребёнка, т. к. наличие даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к дисграфии – это нарушения письма и дислексии – нарушения чтения.

Понятно, что если у ребенка нарушен речевой слух, то ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь?

Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

Все недостатки в развитии грамматического строя речи отразятся на письме: это и согласование прил. с сущ., числ. с сущ., правильное употребление падежных конструкций, предлогов и т. д.

При этом ребёнок может успевать по другим предметам, но урок русского языка станет самыми трудным и нелюбимым.

В группу риска входят и дети, имеющие недостатки в звукопроизношении. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает. ”, – их называют “мямлями”. Нечеткая речь влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Итак, при дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, упражнения содержат множество ошибок.

Они путают, переставляют местами и пропускают в словах буквы и слоги, не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк.

Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов.

Нарушается при этом возможность различения близких звуков: Б–П, Д–Т, К–Г, С–З, Ж–Ш.

Такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

Поэтому мы должны перед школой устранить недостатки устной речи: исправить звукопроизношение, грамматический строй и связную речь, фонематическое восприятие.

И сегодня мы поговорим об общении с книгой, котрое не только восполняет потребность ребёнка в новой информации и развивает мышление, но и формирует устную речь.

Сейчас родители не читают детям книги, модным стало общение не с книгой, а с компьютером.

Но ведь после прочтения рассказа или сказки, можно позаниматься с ребёнком над развитием устной речи, выполняя следующие задания:

- задаём вопросы;

- прочитайте предложения из тескта и попросите назвать предлоги (маленькие слова);

- можно пересказать отрывок или весь рассказ;

- пересказывать текст можно по цепочке: мама – папа – ребёнок;

- можно придумать продолжение рассказа или начало.

При ответах на вопросы и пересказе ребёнок учится правильно составлять предложения, использовать предлоги в речи, при этом у него развивается память, воображение, мышление, автоматизируются поставленные звуки, формируется грамматический строй речи.

Публикации по теме:

Рекомендации по составлению рабочих программ. Часть 3: тематический план Тематический план. По желанию педагога можно составить перспективно-тематический или календарно-тематический план. 1. Раскрывается последовательность.

Занятие по речевому развитию «Живая речь» Программное содержание; сформировать у детей представление о некоторых особенностях устной речи; закрепить понятие о двух формах речи; активизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на родительском собрании «Читающие родители — читающие дети»
Опубликовано: 5 января 2015 в 12:40
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД