Выступление на родительском собрании «Читающие родители — читающие дети»

Екатерина Черноусова Фефилова
Выступление на родительском собрании «Читающие родители — читающие дети»

Сегодня мы поговорим об устной и письменной речи.

В дошкольном возрасте формируется устная речь, а в школьном – письменная.

Устная и письменная речь взаимосвязаны, чем выше уровень развития устной речи, тем успешнее формируется и письменная.

Для успешного формирования письменной речи у ребенка к началу обучения должны быть сформированы:

- фонематическое восприятие (различение на слух звуков);

- звукопроизношение (до начала обучения необходимо устранить все недостатки звукопроизношения);

- пространственные представления;

- графические навыки;

- мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение).

7 лет – это критический период в речевом развитии ребёнка, т. к. в это время начинает формироваться письменная речь и для того, чтобы у детей не было отклонений в поведении, нервного напряжения и неудач в учёбе, мы должны до школы устранить все недостатки в устной речи ребёнка, т. к. наличие даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к дисграфии – это нарушения письма и дислексии – нарушения чтения.

Понятно, что если у ребенка нарушен речевой слух, то ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь?

Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

Все недостатки в развитии грамматического строя речи отразятся на письме: это и согласование прил. с сущ., числ. с сущ., правильное употребление падежных конструкций, предлогов и т. д.

При этом ребёнок может успевать по другим предметам, но урок русского языка станет самыми трудным и нелюбимым.

В группу риска входят и дети, имеющие недостатки в звукопроизношении.Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает. ”, – их называют “мямлями”. Нечеткая речь влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Итак, при дисграфии детис трудом овладевают письмом: их диктанты, упражнения содержат множество ошибок.

Они путают, переставляют местами и пропускают в словах буквы и слоги, не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк.

Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.

Детис дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов.

Нарушается при этом возможность различения близких звуков: Б–П, Д–Т, К–Г, С–З, Ж–Ш.

Такие детиочень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

Поэтому мы должны перед школой устранить недостатки устной речи: исправить звукопроизношение, грамматический строй и связную речь, фонематическое восприятие.

И сегодня мы поговорим об общении с книгой, котрое не только восполняет потребность ребёнка в новой информации и развивает мышление, но и формирует устную речь.

Сейчас родители не читают детям книги, модным стало общение не с книгой, а с компьютером.

Но ведь после прочтения рассказа или сказки, можно позаниматься с ребёнком над развитием устной речи,выполняя следующие задания:

- задаём вопросы;

- прочитайте предложения из тескта и попросите назвать предлоги (маленькие слова);

- можно пересказать отрывок или весь рассказ;

- пересказывать текст можно по цепочке: мама – папа – ребёнок;

- можно придумать продолжение рассказа или начало.

При ответах на вопросы и пересказе ребёнок учится правильно составлять предложения, использовать предлоги в речи, при этом у него развивается память, воображение, мышление, автоматизируются поставленные звуки, формируется грамматический строй речи.

Публикации по теме:

Рекомендации по составлению рабочих программ. Часть 3: тематический план Тематический план. По желанию педагога можно составить перспективно-тематический или календарно-тематический план. 1. Раскрывается последовательность.

Занятие по речевому развитию «Живая речь» Программное содержание; сформировать у детей представление о некоторых особенностях устной речи; закрепить понятие о двух формах речи; активизировать.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Выступление на родительском собрании «Читающие родители — читающие дети»
Опубликовано: 5 января 2015 в 12:40
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 октября. Международный день музыки

1 октября, в Международный день музыки – праздник, отмечаемый с 70-х годов ЮНЕСКО, есть прекрасный повод поздравить наших дорогих и уважаемых музыкальных руководителей! А, если посмотреть шире, то этот...

30 сентября. День молочного коктейля

«Белое, а не белило, жидкое, а не вода» — отгадкой этой загадки может быть не только молоко, но и молочный коктейль, которому посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой...

Подборка стихотворений для детей в возрасте от 4 до 11 лет на тему «Сказочная...
Я тоже был маленьким и любил сказки. Всем взрослым иногда так хочется чуда, но. Большинство взрослых сами становятся волшебниками и творят чудеса для детей и...
Фото отчет рисования иллюстраций по русской народной сказке «Гуси — лебеди» в...
Фото отчет рисования иллюстраций по русской народной сказке «Гуси – лебеди» Автор: Шелехина Нина Сергеевна. Цель: Научить, детей иллюстрировать сказку....
Мастер-класс изготовления панно из ткани, цветной бумаги и картона «Золото осеннего...
Дарит осень чудеса, Да ещё какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. М. Геллер Материал будет интересен воспитателям, педагогам...