Анна Вахрушева
Выступление на родительском собрании «Речевая готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 1) Добрый вечер уважаемые родители! Тема моего выступления «Речевая готовность ребенка к школе».
Что такое речевая готовность?
(Слайд 2) Это Полноценное всестороннее речевое развитие ребенка. Усвоение родного языка как средства общения.
Коротко обсудим основные критерии речевой готовности :
Публикация «Выступление на родительском собрании „Речевая готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
(Слайд 3) 1. Сформированность звуковой стороны речи.
Ребенок владеет правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Речевая готовность— это, прежде всего, звуковая культура речи.
Ребенок при поступлении в школу правильно произносит все звуки родного языка. Если по какой то причине звуки отсутствуют, необходимо обратиться за консультацией к учителю-логопеду, который составит индивидуальный маршрут коррекции звуковой стороны речи для вашего ребенка.
(Слайд 4) Работа по коррекции звукопроизношения начинается с подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков, то есть выполнения артикуляционной гимнастики.
(Слайд 5) Для закрепления правильного произношения звуков применяется речевой и картинный материал. (Слайд 6) В этом нам помогут чистоговорки, скороговорки, печатные игры и пособия для автоматизации звуков у детей.
(Слайд 7) 2. Сформированность фонематических процессов. Умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
(Слайд 8) Поиграем. Повторите за мной (Игра «Послушай-повтори»)
(Слайд 9) Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). В норме он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не пропускает, не добавляет звуки и слоги.
(Слайд 10) Поиграем. Игра «Повтори за мной».
(Слайд 11) 3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. К концу 6 года ребенок овладевает следующими знаниями и умениями: (читаю со слайда)
Чтобы оценить знания ребенка по данному критерию, можно предложить следующие задания:
- Предложите вспомнить названия видов транспорта, которые начинаются со звука [Т] (трамвай, такси, троллейбус);
- (Слайд 12) Определи, место звука С в слове;
- (Слайд 13) Составь слова из данных звуков.
(Слайд 14) Следующий критерий – достаточный словарный запас.
Дети 6-7 лет имеют словарный запас состоящий из 3,5 – 4 тыс. слов. У некоторых детей он превышает 5 тыс. Объем и качество словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскрываются понятия слов. Широкое использование дидактических, словесных игр, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности. Именно в игре ребенок получает возможность обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
(Слайд 15) К семи годам дошкольники четко ориентируются в родовых и видовых отношениях предметов, правильно соотносят единичные предметы к той или иной группе предметов. (Слайд 16)
(Слайд 17) Дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия (высокий — низкий, длинный — короткий, состояние предметов (горячий — холодный, чувства человека (грустный — веселый, свойства характера (добрый — злой). (Слайд 18)
В своей речи дети активно используют все части речи, понимают переносное значение слов, подбирают обобщающие понятия для группы предметов.
Чтобы оценить знания ребенка по данному критерию, можно предложить следующие задания:
• Назови по три части предметов. Я знаю 3 части автомобиля (дома, телевизора).
• «Шагайка – называйка» Я знаю молочные продукты (перелетных птиц).
(Слайд 19) Речевая готовность к школе – это и грамматически правильная речь.
Дети овладевают ей в практическом плане в процессе занятий, игр, совместной деятельности. Критерии сформированности вы видите на слайде.
Примеры заданий по данному критерию (Слайд 20-24).
Грамматические ошибки не следует оставлять без исправления, однако замечания следует делать тактично. Постоянные одергивания, бестактные замечания недопустимы, так как могут вызвать речевой негативизм, нервозность и упрямство.
(Слайд 25) Связная речь
Главный фактор развития связной речи — наличие заинтересованного слушателя. И этими внимательными слушателями являются конечно же родители.
Самые доступные речевые образцы — это собственные рассказы родителей, а главный источник прекрасных речевых образцов — это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребенку книги : ни передача по телевизору, ни новейшие электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне.
(Слайд 26) Владение речевой коммуникацией.
Ребенок владеет речевой коммуникацией если он: (со слайда).
Необходимо регулярно водить ребенка в детский сад. Развитие речевой коммуникации ребенка посещающего детский сад происходит непроизвольно во время общения со сверстниками, свободной игровой деятельности, режимных процессов и на занятиях.
(Слайд 27) Мы обговорили все основные критерии речевой готовности к школьному обучению.
(Слайд 28)
Наша речь это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Основная задача родителей это вовремя обратить внимание на нарушения устной речи своего ребенка, если таковые имеются, чтобы начать работу над ними и предотвратить трудности в школе.
(Слайд 29)