Елена Сухова
Выступление на родительском собрании «Предупреждение социальной дезадаптации при поступлении ребенка в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Родители часто задают вопрос, почему у ребенка, при всех стараниях родителей как можно лучше подготовить ребенка к школе, в старшем дошкольном возрасте выявляется нежелание идти в школу, а при поступлении в школу начинаются трудности, эмоциональные расстройства, нарушения поведения, социальная дезадаптация, неуспеваемость?
Почему это происходит? Существуют различные причины.
1. Причина:
Публикация «Выступление на родительском собрании „Предупреждение социальной дезадаптации при поступлении ребенка в школу“» размещена в разделах
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Последнее время семья активно включается в процесс подготовки детей к школе. Особенно это проявляется, когда ребенку исполняется 5-6 лет. Это посещение группы Малышок, где дублируется программа детского сада, а в свою очередь в детсаду различные конкурсы, экскурсии, диагностика, развивающие занятия, открытые просмотры и т. д.).
Все это лишает детей прогулок, возможности играть с любимыми игрушками, общаться со сверстниками.
Зачастую процесс подготовки детей к школе начинает носить такой интенсивный характер, что у детей отбивается интерес к обучению и появляется страх перед школой.
2. Следующая причина в том, что
родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально однозначный образ.
То есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе.
--- Восторженные родительские отклики звучат обычно так: "В школе-то как интересно", "Отличником у нас будешь". Родители полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебной деятельности, которое будет способствовать школьным успехам.
В действительности же ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду, может надолго потерять интерес к учебе. Причины: ситуация неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, недостаточное внимание со стороны учителя,
расхождение оценки учителя с привычной родительской оценкой и т д.
--- Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: "Давай старайся, в школе еще труднее будет", "Это еще маленькое задание, в школе будут больше задавать".
---Иногда образ школы используют как устрашение: "Вот учительница тебе двоек наставит", "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут". Такие родительские напутствия вряд ли научат малышей настойчивости в преодолении трудностей. Скорее они подготовят почву для действительных двоек и небезупречного поведения. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
3. Третьей причиной является однообразие реакций взрослых на действия ребенка.
Однотипные реакции взрослых способствуют формированию беспомощности. Причем это касается как постоянно позитивных, так и постоянно негативных реакций. (постоянной похвалы или ругани).
Например,
--- Часто, стараясь быть объективными в оценивании успехов своих детей, взрослые не скупятся на критические замечания. Не замечая достижений ребенка, они добиваются в конце концов того, что ребенок отказывается от деятельности вообще, не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, обливаясь слезами или сбегая.
--- Воспитание детей из семей с однотипно позитивными реакциями родителей так же опасно, как и неизменные наказания и недовольство. Опасность состоит именно в однотипности реакций взрослых на действия детей. Ребенок, который в ответ на разное (хорошее и плохое) поведение получает совершенно одинаковые реакции взрослых (безразличные, приятные, негативные, а в ответ на свои разные усилия (напряженные или минимальные) получает одинаковые оценки (вечное недовольство или необоснованные восторги, теряет ориентиры для управления собственной активностью. (Ой, да у него 5 пальцев на руке)
4. Следующей причиной может быть полное отсутствие каких-либо реакций со стороны окружающих его взрослых:
Когда со стороны родителей отсутствует реакция на поступки, усилия, слова детей, то малыши не могут сопоставить свое поведение с реакцией взрослых, а значит, понять, какое поведение одобряется, а какое - нет. Ребенок попадает в ситуацию неопределенности, и наиболее безвредный выход из нее - полная бездеятельность (растет как трава)
5. Пятая причина может состоять в том, что между действиями детей и реакциями взрослых проходит так много времени, что ребенок не может связать реакции окружения со своими собственными действиями. "Порка по пятницам, нотации по понедельникам" - это асинхронные реакции на действия. В таких случаях справедливая критика родителей перестает ассоциироваться в глазах детей с ошибками в домашнем задании, отказом мыть посуду или грубыми словами в адрес бабушки. Неодобрение взрослых воспринимается как нечто автономное, совершенно не связанное с детским поведением и поэтому теряет всякую регулирующую роль.
Упражнение: «Что нужно сделать, чтобы воспитать монстра»
Материал: мольберт с нарисованным человечком, маркер
Ход: Ведущий рисует на листе образ ребенка.
Когда представители группы называют воздействия на ребенка, ведущий изображает их.
Первые признаки нарушения развития личности или асоциальное поведение проявляются в «плохом» поведении детей и начинаются в дошкольном возрасте.
Поэтому эту проблему гораздо легче предупредить, чем преодолеть. Для того чтобы ребенок развивался психически здоровым, взрослый должен знать три условия воспитания ребенка :
1) уважительное внимание;
2) справедливая оценка;
3) признание безусловной ценности его личности.
Эти условия может создать только взрослый, более зрелый человек.
Взаимодействие взрослого и детей— это всегда «улица со встречным движением» :
мы относимся к детям, ожидая от них определенного отношения, а они относятся к нам, ожидая от нас понимания, любви, уважения.
И от правильного взаимодействия зависит психическое здоровье ребенка.
Подумайте, как часто мы говорим детям:
- Я сейчас занята,
- Посмотри, что ты натворил,
- Это надо делать не так,
- Когда же ты научишься?
- Сколько раз я тебе говорила!
- Нет! Сейчас я не могу!
Все эти «словечки» крепко закрепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдаляется от вас, стал скрытен, ленив, неуверен в себе, беспомощен.
Но ведь есть совсем другие слова, ласкающие душу ребенку :
- Ты очень многое можешь!
- Что бы мы без тебя делали!
- Я радуюсь твоим успехам!
Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не забывая при этом предоставлять разнообразную и своевременную обратную связь. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми - на одинаковые.