Лучший педагог года

Опыт работы «Народно-прикладное искусство в разработке дизайн-проектов развивающей предметно-пространственной среды» (4 фото)

Галина Ворошилова
Опыт работы «Народно-прикладное искусство в разработке дизайн-проектов развивающей предметно-пространственной среды»

Духовность базируется на прошлом,

Соприкасается с настоящим,

Ориентируется на будущее

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определё нные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых. Важным средством духовно-нравственного воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. Комплексное воздействие различных видов искусства (поэтическое слово, песня, хороводные танцы и игры, произведения живописи, а также наблюдения за явлениями живой и неживой природы, красочный мир народного творчества раскрывается перед детьми по-особому эмоционально и увлекательно.

Публикация «Опыт работы „Народно-прикладное искусство в разработке дизайн-проектов развивающей предметно-пространственной среды“» размещена в разделах

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре, духовно развивается.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несёт в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребёнку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется ещё и тем, что оно воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребёнок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л. А., Грибовская А. А., Доронова Т. Н., Запорожец А. В., Комарова Т. С., Логинова В. И., Сакулина Н. П., Ветлугина Н. П., Шпикалова Т. Я., Халезова Н. Б., наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в духовно-нравственном развитии.

Одним из основных факторов эстетического воспитания и духовно-нравственного развития ребёнка-дошкольника является музыкальное искусство. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся в детском саду в музыкально-образовательной деятельности, на досугах и народных праздниках (Рождество, Пасха, Масленица и др. Русская народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психическое благополучие детей.

На народных праздниках и гуляниях, досугах происходит более тесное сближение детей, родителей и педагогов детского сада, что играет немаловажную роль в успешном духовно-нравственном воспитании и развитии личности подрастающего поколения.

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Поставив задачу знакомить детей с музыкальным и устным народным творчеством, мы хорошо понимали, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Дети с удовольствием участвуют в драматизации русских народных сказок, в народных праздниках и досугах. Одной из самых эффективных форм воздействия на личность ребёнка были и есть русские народные сказки, которые учат маленького человека отзывчивому отношению к окружающему миру, к пониманию того, что добро побеждает зло. Слушая их, ребёнок бессознательно накапливает целый банк «жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Духовно-нравственные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, интонационной выразительностью пения, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. С помощью музыки, песенных и танцевальных импровизаций у детей совершенствуются исполнительские умения в создании художественного образа. В русском фольклоре к драматическим действиям относятся так же драматические сценки и пьесы. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева исполнения. Сейчас к нам постепенно возвращаются национальная память, и мы по-новому начинаем относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако, разработанные программы воспитания и обучения детей в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Правда, уже в младших группах ею предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрёшке, каталкам, качалкам, игрушкам-забаве и др., малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской., филимоновской игрушкой. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

В своей работе большое внимание уделяю приобщению детей к истокам русской народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

При знакомстве детей с народным декоративно-прикладным искусством, поставила перед собой задачи:

• Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

• Приобщение к эстетической культуре;

• Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

Развитие художественно-творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;

• Пробуждать фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

Развитие мелкой моторики рук детей;

• Обогащать словарный запас детей.

Выбрала следующие направления в работе :

• Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

• Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.

• Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

С раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством : дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой.

Приобщение детей к национальной культуре в своей работе начинаю с выставки предметов народно-прикладного искусства. Изготовила практический материал: разработала дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства. Для проведения занятий, поддержания интереса к декоративно-прикладному искусству подобраны различные сказки и легенды о промыслах. В работе используются различные методы: игровой, обследования, наглядности, словесный (чтение стихов и загадок о промыслах, пословиц и поговорок, сказок и легенд, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество и др.

Всю свою работу я стараюсь строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решала познавательные, обучающие и творческие задачи. Стараюсь использовать различную технику рисования.

1. Рисование пальчиками.

2. Оттиск печатками из картофеля, морковки.

3. Рисование тычками, ватными палочками.

4. Техника набрызг.

5. Рисование ладошкой.

Знакомя детей с изделиями народных промыслов, старалась приобщать детей к родной культуре, помочь им войти в мир прекрасного, учить видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждать потребность любить и радоваться жизни. Стараюсь научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. Знакомила с образами, характерными для русской игрушки. Провела занятия по теме «Мы матрёшки», «В гости к хозяюшке», «Сказочная птица», «Мчатся на просторе дымковские кони». В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов так же сопровождала художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Краткие образные характеристики помогали детям запомнить того или иного персонажа, формировали доброжелательное отношение к нему. Учила рассматривать предмет, обводя рукой по контуру, т. е. использовала «жест руки». Показывая элемент узора, ребенок дотрагивался до него пальцем, находил такой же или одинаковой формы, но другого цвета, с другими элементами. Постепенно от более крупных элементов узора переходила к более мелким. В геометрическом орнаменте учила детей выделять знакомые элементы и их украшения, чередование элементов, ритмичности. Показывала геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов – ягод, цветов, листьев (Городецкая, хохломская росписи). Старалась показать, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей – точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Объясняла, как нарисовать несложный узор, а затем предлагала детям самим его выполнить. Тем, у кого не получалось, предлагала посмотреть таблицы с элементами и компоновку их в узоре. Старалась приободрить их пословицами, поговорками: «Терпение и труд – все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит». Немаловажное значение для развития творческих способностей отводится декоративной лепке. На занятиях лепили отдельные предметы и создавали целые композиции. Вместе с детьми любовалась игрушкой. Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с пластичными материалами и соответствующими инструментами. Работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т. е. развивается рука.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. На родительском собрании «Развитие творческих способностей детей» я познакомила родителей с тем, чему собираюсь учить детей, объяснила, с какой целью это делаю. Организовала проведение «круглого стола» с целью распространения семейного опыта художественно-эстетического воспитания дошкольников. Провела ряд индивидуальных и групповых консультаций по темам: «Учить понимать прекрасное», «Знакомство с различными техниками рисования» и др. Рекомендую им вместе с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как. Привлекаю к организации и участию в совместных мероприятиях: народных праздниках, развлечениях, досугах. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русскому народному творчеству и родной культуре в целом.

Опыт работы «Народно-прикладное искусство в разработке дизайн-проектов развивающей предметно-пространственной среды»
Фото «Народно-прикладное искусство в разработке дизайн-проектов развивающей предметно-пространственной среды»
Опыт работы - фото
Фото №1 В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.

Публикации по теме:

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группеПаспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе Паспорт предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной группе ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК: Вспомогательные средства 1. Картотека.

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной средыМакеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО предъявляет новые требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада: -во-первых, развивающая.

Опыт работы по оформлению предметно-пространственной развивающей средыОпыт работы по оформлению предметно-пространственной развивающей среды Сегодня я хочу поделиться опытом работы по оформлению окон в группе. Работа нашего детского сада строится на комплексно – тематическом принципе.

Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС»Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС» Актуальность. Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. Каждый.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУ .

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы I. Пояснительная записка Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы разработан в соответствии с документами: 1. Федеральный.

Педсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». ФотоотчетПедсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». Фотоотчет В последних числах января в нашем детском саду, согласно годового плана работы, состоялся педагогический совет на тему "Моделирование развивающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Народно-прикладное искусство в разработке дизайн-проектов развивающей предметно-пространственной среды»
Опубликовано: 13 августа 2020 в 23:14
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД