Реализация духовно-нравственного воспитания в формировании здоровьесберегающей среды ДОУ

Илона Осипова
Реализация духовно-нравственного воспитания в формировании здоровьесберегающей среды ДОУ

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Можно говорить о трёх видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

• Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

• Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

• Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определённом человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Здоровый и духовно развитый человек отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей жизни, стремится к самосовершенствованию.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.

Одним из таких механизмов является духовно-нравственное воспитание.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Формирование:

• ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

• элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного, социально-психологического (здоровья семьи и дошкольного коллектива);

• элементарных представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

• понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

• готовности выполнять санитарно-гигиенические правила, соблюдать здоровьесберегающий режим дня;

• интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

• первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека;

• первоначальных представлений о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

План духовно-нравственного развития и воспитания:

• составление здоровьесберегающего режима дня;

• поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил труда и отдыха;

• беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

• беседы о правильном питании, о вредных и полезных для здоровья привычках;

• беседы с педагогами, медицинскими работниками, родителями (законными представителями);

непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию в спортивном зале, на тренажерах;

спортивные соревнования: «Мама, папа, я – спортивная семья»; «Мы защитники Отечества»; «День здоровья»; «Весёлые старты»;

• подвижные игры на прогулке;

• динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, бодрящая гимнастика.

Планируемые результаты:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

• элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

• подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом).

Важно работать и с родителями в этом направлении, потому как для родителя нет большей радости, чем здоровый и радостный ребенок.

Для родителей создан «уголок здоровья», проводятся анкетирование, опросы, консультации, направленные на просвещение и развитие родителей в области здоровьесбережения. Проводятся досуги и совместные мероприятия, посвященные здоровью.

Следует помнить, что ребенок даже в очень хорошем саду оказывается отдаленным от родителей, если они стремятся удовлетворить лишь органические и материальные его потребности, забывая о психологических и духовных. Заботясь о телесном благополучии нельзя забывать о внутреннем мире ребенка.

Таким образом, главной задачей детского сада является приучение ребенка с детства к правильному образу жизни, к осознанию ценности своего здоровья и зависимость от него здоровье его будущего – выбор профессии, рождение детей, продолжительность жизни и сохранение нации. Это, конечно, сложно осознать дошкольнику, но уже в этом возрасте нужно закладывать основы мировоззрения, связанные со здоровьесбережением.

Публикации по теме:

Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительностиРоль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности «Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности» В настоящее время.

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСлайд № 2Современная социально-психологическая ситуация,.

Особенности духовно-нравственного воспитания Духовно-нравственное воспитание – одна из важных составляющих воспитания ребенка. Педагог, формируя индивидуальное нравственное сознание.

Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников Потурнакова Воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №11 Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников. Министерство образования.

Проект духовно-нравственного воспитания в подготовительной группе (возраст 6–7 лет) Проект духовно-нравственного воспитания в подготовительной группе (возраст 6-7 лет) Название: "Кто на свете всех милее?" Дидактическая.

Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства Семченко Татьяна Сергеевна, воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №366» Реализация духовно – нравственного воспитания средствами народного.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитанияСказка как средство духовно-нравственного воспитания В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги заново пытаются.

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.

Роль сказки в формировании у детей нравственно-этических норм поведения. Сказка «Теремок» Видео Дошкольное детство - наиважнейший период в становлении личности ребенка. Несомненно нужно, чтобы ребенок еще с детства усвоил суть человеческих.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Реализация духовно-нравственного воспитания в формировании здоровьесберегающей среды ДОУ
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 18:41
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Сюжетно-ролевая игра «Пожарная команда»
Цель: Формирование целостного представления о пожарной безопасности и труде пожарных. Задачи: - Закрепить знания детей о правилах поведения во время...
Фотоотчет о творческих работах учащихся 1 и 4 классов к Дню осведомленности о...
20 января является Днём осведомленности о пингвинах на МААМ. В первом и четвёртом классах мною были проведены небольшие беседы-лекции об этих изумительных...
Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению детей. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень...