Получи документы

Организация опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста

Татьяна Арсланова
Организация опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Для меня стала очевидной углубленная работа по теме ««Организация опытно – экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста»»

Работая над темой, поставила для себя следующие задачи: организация опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Совместно с родителями создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

3. Развивать познавательную сферу детей через включение в процесс опытно — экспериментальную деятельность.

С помощью родителей в нашей группе появился Уголок экспериментирования «Почемучка». В уголке выделено: место для постоянной выставки. Место для приборов. Место для выращивания растений. Место для хранения природного и бросового материалов. Место для неструктурированных материалов. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода»,, «Магниты», «Бумага», «Свет», «Пластмасса», «Резина».

Основным оборудованием в уголке являются:

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов; природный материал; утилизированный материал; технический материал; различные виды бумаги, красители, медицинские материалы.

У каждого воспитанника имеется своя рабочая форма: перчатки и фартуки. Различные емкости по количеству детей, ложки, трубочки, тарелки.

Для организации самостоятельной детской деятельности имеются карточки-схемы проведения экспериментов. На видном месте продемонстрированы разрешающие и запрещающие знаки.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.

Практический – игры-опыты, игры –эксперименты, дидактические игры, сюжетно ролевые игры с элементами экспериментирования.

Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.

Средствами обучения детей являются :

- использование наглядных модулей, эталонов, символов, условных заместителей;

- использование исследовательских действий;

- интеграция познавательных и исследовательских действий.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую – опыты. Для установления причин явлений, связей и отношений между объектами.

Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности.

Перед началом опытов знакомлю (напоминаю) детей правилами безопасности при работе с материалами и приборами, надеваем фартуки, нарукавники. Учимся готовить рабочее место и убирать за собой.

С помощью игровых персонажей я предлагаю детям простейшие проблемные ситуации и пути решения : Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Как вытащить гайку из воды, не замочив руки? В ходе опыта стимулирую детей задавать вопросы, высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым. В уголке живет персонаж – Почемучка.

У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает.

В течении учебного года периодически проводили различные опыты и эксперименты. В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода, показали взаимосвязь с живой природой.

Для этого использовали следующие опыты :

• превращение воды в лёд.

• превращение льда в воду.

С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.

Песок отличный материал для игр: можно строить замки, рисовать, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. Сравнивали вес мокрого и сухого песка, из узнали чего песок состоит, почему при ветре неудобно играть с песком.

Детям очень понравились опыты «Волшебный магнит», «Вода и бумага», «Я вижу воздух».

Имеются схемы для самостоятельной познавательно — исследовательской деятельности. Знакомлю их с условными обозначениями и дети сами проводят опыты. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаем в словесной форме, а иногда избираем другие способы, например, формирование результатов графически, т. е. оформление в рисунках, схемах.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

. Использую разные формы работы с родителями:

-консультации «Экспериментируем в домашних условиях», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников дома"

-проекты с участием родителей «Огород на подоконнике», «Хлеб всему голова»

- помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в конкурсе уголков экспериментирования — III место по ДОУ)

При консультировании и в беседах с родителями, старалась дать понять, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняла: не торопиться давать ребенку готовые ответы, а предоставить ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, нужно дать ему время. Не спешить даже после того, как родитель убедиться, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавать ему наводящие вопросы, подводить его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.

После проведения консультаций, родители проводили опыты дома, фиксировали их и приносили результаты в группу, объясняли свои «открытия» друзьям. Желающие могли продемонстрировать свои эксперименты в процессе образовательной деятельности или в режимных моментах.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованна исследовательская деятельность позволяет моим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Публикации по теме:

Фоторепортаж о городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности детей»Фоторепортаж о городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности детей» Фоторепортаж о Городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности с целью повышения познавательной активности детей».

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группыФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группы Эта тема о том, как в обычном найти необычное, как в известном найти неизвестное. Открыть необычное, неизвестное нам поможет опытно-экспериментальная.

Фотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Нужен ли растениям снег» на прогулке детей средней группыФотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Нужен ли растениям снег» на прогулке детей средней группы Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет с ОВЗ «Поможем Лунтику сделать мыльные пузыри»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет с ОВЗ «Поможем Лунтику сделать мыльные пузыри» Цель: Познакомить дошкольников с ОВЗ со свойствами мыла, его разновидностями и назначением, со способами образования мыльных пузырей. Задачи:.

Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы)Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы) Ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Желание ребёнка получить.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 января 2021 в 19:06
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД