Получи документы

Выступление на вебинаре «Организация мониторинга формирования основ духовно-нравственного воспитания»

Селена Асламова
Выступление на вебинаре «Организация мониторинга формирования основ духовно-нравственного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, кода он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок», - говорил Василий Александрович Сухомлинский.

Проблема духовности человека и общества в целом изучается глубоко и разносторонне в философской, религиозной, психолого-педагогической и методологической литературе. Например, в понимании Сократа и его последователей сущность духовности выражалась в стремлении человека к достижению нравственного идеала и постижению смысла собственной жизни.

Публикация «Выступление на вебинаре „Организация мониторинга формирования основ духовно-нравственного воспитания“» размещена в разделах

Большое внимание воспитанию духовности детей уделял выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, разработавший идею гуманизации образования в качестве главной цели народного образования и связывающий ее с воспитанием духовности.

По мнению Е. В. Бондаревской, ядро духовности составляют ценности, т. е. своеобразные модели жизни, ставшие для человека внутренними регуляторами его поведения [1].

Воспитание (от древнерусского – духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) – это деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание педагогической поддержки в формировании своего нравственного образа, процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации, считает Е. В. Бондаревская.

И. П. Подласый считает главной целью - «способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей».

Проведенный анализ философской, психолого-педагогической литературы, различных подходов к проблеме нравственного воспитания исследователей второй половины XIX века (Н. А. Бердяев, К. Д. Ушинский и др., основные идеи которых получили свое дальнейшее углубление в современной теории и практике (Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, В. Н. Максимова, Н. Д. Никандров, Б. М. Полонский, Б. Д. Шадриков и др., показывает, что нравственное воспитание рассматривается в двух аспектах: духовное воспитание и нравственное воспитание, что позволяет сегодня интегрировать эти понятия и говорить о духовно-нравственном воспитании. Явление интеграции в процессе воспитания отмечает А. Н. Джуринский: «Воспитание зародилось в интегративно-синкретическом виде (то есть как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление). Оно выглядело бессистемным, спонтанным, его содержание и приемы осложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания» [2].

Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие ценностно-смысловой сферы личности посредством присвоения ею духовно-нравственных ценностей.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 15 «Светлячок» города Салаира строится на основе культурно-исторического подхода. Историческая составляющая этого подхода выражается в преемственности ценностей исторически сложившейся, прежде всего, национальной культуры, в наследовании национальных духовно-нравственных ценностей, духовно-нравственного идеала. Взаимодействуя с исторически сложившимися ценностями культуры, ребенок овладевает определенными способами деятельности (технологиями) и формируется как личность. Многие педагоги видят в культуре возможность развития духовного потенциала детей. «Погружение в культуру» понимается как построение единой системы деятельности на основе духовно-нравственного содержания образования и эмоционально-образного способа его освоения.

Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации определила совокупность основных государственных и общественных мер по созданию условий для формирования духовно-нравственного облика подрастающего поколения на основе традиционной ментальности, защите его психического и нравственного здоровья.

Духовно-нравственное воспитание на основе культурных традиций сформирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходит обновление его содержания, которое осуществляется с учетом направлений российской образовательной политики и принципов ее реформирования. Назревшие проблемы дошкольного образования в области духовно-нравственного воспитания отмечены в :

- Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» - 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,

- Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г. ,

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009г.

- Указе Президента РФ от 24.12.2014 N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» определены государственные приоритеты, в которых на первый план выходит воспитание гармонично-развитой и высоко-духовной личности.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников, опираясь на многовековые культурно-исторические традиции России и творческий потенциал каждого ребенка, позволит решить одну из самых актуальных задач — научить различать «добро» и «зло», оценивать, что такое «хорошо» и «что такое плохо».

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определила цели и задачи, систему базовых национальных ценностей, а также основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, сформулировав социальный заказ образованию.

Период дошкольного детства является сенситивным для формирования социальных, ценностных и поведенческих форм и навыков. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

В МАДОУ «Детский сад № 15 «Светлячок» в течение нескольких лет ведется работа по организации воспитательного процесса, нацеленного на духовное, нравственное, эстетическое, экологическое развитие ребенка.

Под духовно-нравственным воспитанием мы, прежде всего, понимаем любовь к Родине, к русскому творчеству, природе, уважение к другим людям.

Утвержденный в 2013 году Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. И разрабатывая часть программы, формируемую участниками образовательных отношений, мы смоделировали систему воспитания, нацеленную на развитие социальных, нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, формирование инициативности и самостоятельности, которую назвали «Дорога добра».

Составляющими этой системы стали дополнительные общеразвивающие программы, разработанные педагогами нашего детского сада: «С чего начинается Родина?» - программа, основной целью которой является нравственно-патриотическое воспитание; программа «Открытие мира» нацелена на формирование художественно-эстетических качеств дошкольника; программа «Общаться с природой. Как?» формирует у детей положительное отношение к миру природы; программф «Я, ты, мы» (модифицированная одноименная программа Р. Б. Стеркиной и О. Л. Князевой) направлена на развитие социальных качеств.

Таким образом, были определены приоритетные направления воспитания в детском саду.

Среди ведущих форм организации деятельности, направленных на духовно-нравственное воспитание детей, мы выделяем следующие:

Экскурсии в храмы и музей;

Тематические прогулки и походы;

Поездки по святым местам Гурьевского района;

Проведение национальных культурных праздников;

Творческо-художественная деятельность детей на основе художественной культуры России;

Участие в социальных акциях.

Эффективной формой знакомства с особенностью русской культуры является экскурсия. Как показала практика, экскурсия дает возможность изучать архитектуру, внутреннее убранство храмов и деревенских изб в естественной обстановке. Эффективность данной формы заключается в ее способствовании зарождению и развитию знаний воспитанников о познаваемом объекте. Каждая экскурсия преследует ряд задач. Важнейшие из них – воспитание положительного отношения к национальной культуре, развитие эстетического вкуса.

Следующей формой работы, способствующей приобщению к традициям русской культуры, являются поездки по святым местам Гурьевского района. Такие поездки, ставя своей целью погружение в духовно-нравственную атмосферу святого места, расширяют кругозор детей, обогащают знания о культуре, истории родного края. Одной из форм работы с воспитанниками, способствующей приобщению к традициям русской культуры, а также формированию духовно-нравственных качеств, является организация и проведение социальных акций, в которых наряду с педагогами принимают участие воспитанники и их родители.

Ежегодно в мае месяце проводится социально-благотворительная акция для ветеранов Великой Отечественной войны. Данная акция учит не только добру, состраданию и милосердию, но и раскрывает творческий потенциал участников.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Народная культура – это то, что человек постигает на протяжении всей жизни. В наше время многое остается непонятным и даже смешным для юного поколения. Это лишний раз доказывает, что необходимо в раннем возрасте прививать ребенку любовь к своей Родине, ее культурному наследию, создававшемуся на протяжении многих веков и тысячелетий.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма сотрудничества взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Такое сотрудничество рождает совместные праздники в национальном колорите: Колядки, Рождество, Масленица, Пасха, Красная горка. Вот тогда и бабушки и дедушки принимают участие, делятся эмоциями, впечатлениями из своего детства. Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Устанавливают его взаимосвязь с изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Так праздник раскрывает сердце каждого – и малого, и среднего, и старого. Такая взаимосвязь детей и родителей устанавливает некий «временной мост» между поколениями, соединяющий прошлое с настоящим, восстанавливающий их разобщенность.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. И следующее направление – экологическое воспитание описано в программе «Общаться с природой. Как?».

Вспомним слова М. М. Пришвина: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять свою Родину».

Основа программы «Открытие мира» - использование принципов интеграции искусств: взаимодействия и взаимопроникновения различных видов искусств и художественно-творческой деятельности. Суть данной формы – наслоение пластов различных видов искусств (живописи, поэзии, музыки, содержание которых пронизано одной целью – создании в сознании ребенка целостного художественного образа.

Программа «Открытие мира» в качестве основных задач определила :

Приобщение детей к наблюдению за действительностью.

Развитие творческих способностей.

Воспитание культуры деятельности.

Формирование навыков сотрудничества.

Для формирования мировоззрения детей дошкольного возраста особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Опыт показывает, что изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждает уважение к культуре других народов.

В совместной со взрослым деятельности дети получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства, вовлекаются в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Педагоги помогают дошкольникам понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями.

Одноименная модифицированная программа «Я, ты, мы» направлена на формирование эмоциональной сферы и развития социальной компетентности ребенка, помогает решать комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умении адекватно оценивать собственные возможности.

«Родительский дом – начало начал» - кто не помнит слова этой известной песни. Самые первые уроки ребенок получает в семье от родителей, которые всегда являются для него примером и в поступках, и в делах. Первая инстанция на пути ребенка в жизнь – это Семья. Семья – удивительное слово: оно хранит уют домашнего очага, мамину улыбку, надежность крепких папиных рук, запах бабушкиных пирогов, дедушкины рассказы и небылицы. Любая семья, помня свое прошлое, чтя традиции, и проявляющая уважение к старшему поколению тем самым подает прекрасный пример младшему. Ребенок начинает понимать, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, мы – часть единого древа жизни. Руководствуясь этим утверждением, для того чтобы проследить связь времен, раскрыть традиционные образы, исследовать корни народных представлений об окружающей действительности педагоги нашего детского сада разработали целое направление в работе с родителями – «Мы – славяне».

Нами был проведен опрос родителей о необходимости работы детского сада по духовно-нравственному направлению. Опрос родителей показал, что 92% считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не знают, как это сделать. Поэтому одной из задач определено просвещение родителей в области духовно-нравственного воспитания детей.

Для приобщения родителей к решению вопросов воспитания детей используются такие формы работы, как анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, экскурсии, викторины, оказывается консультативная помощь, проводятся совместные выставки декоративно-прикладного творчества, конкурсы.

Помимо праздничных развлечений, проводимых в детском саду, организовываются совместные трудовые дела – субботники по благоустройству территории детского сада.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования впервые на государственном уровне результатом деятельности дошкольного образовательного учреждения становится новый показатель – обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей.

Программа духовно-нравственного воспитания «Дорога добра» направлена на приобщение детей и их родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Программа позволяет комплексно, системно, опираясь на отечественные культурные традиции, в тесной консолидации с семьей, государственными и общественными организациями, церковью в деле духовно-нравственного воспитания детей.

Обеспечивая выполнение задачи Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания детей, перед нами встала задача по оценке уровня развития духовно-нравственного воспитания.

Измерить внутренний мир ребенка, как и любого человека, уровень развития его духовно-нравственного воспитания, очень сложно. Поэтому в оценке уровня развития духовно-нравственного воспитания всегда будет доля субъективности.

Снизить степень субъективизма в оценке уровня сформированности основ духовно-нравственного воспитания помогает система мониторинга духовно-нравственного воспитания детей, разработанная нами для детей старшего дошкольного возраста.

Под мониторингом мы понимаем процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.

Система критериев, используемых в мониторинге, обеспечивает комплексный подход к оценке динамики уровня духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Оценка результатов степени сформированности основ духовно-нравственного воспитания является важным средством для поиска путей дальнейшего уточнения содержания, форм и технологий духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Изучение результатов духовно-нравственного воспитания дошкольников необходимо для регулирования этого процесса в детском саду и в семье.

Мониторинг позволяет получить объективную информацию о состоянии и динамике формирования основ духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет при реализации системы воспитания «Дорога добра».

Мониторинг осуществляется по четырем направлениям, лежащим в основе системы воспитания «Дорога добра» : нравственно-патриотическому, экологическому, художественно-эстетическому и социально-личностному.

Нравственно-патриотическое направление – представление о родословной своей семьи, профессиональной династии своей семьи, происхождении названия родного города, его улиц, областного города, столицы нашей Родины, об отдельных исторических памятниках, достопримечательностях родного города, символах государства и родного края, представление о базовых духовно-нравственных ценностях российской культуры.

Экологическое направление – представление о природе Родного края, животном и растительном мире Кузбасса, …

Художественно-эстетическое направление – уровень эмоциональной отзывчивости на предметы декоративно-прикладного искусства, способность эмоционально-чувственно оформлять свои впечатления о предметах народных промыслов сферы.

Социально-личностное направление - уровень сформированности доверия к оценке себя и окружающего мира со стороны взрослого и сверстника; способности к сотрудничеству, социальному взаимодействию, совместному успеху; умение устанавливать бесконфликтное взаимодействие; уровень социализированности ребёнка.

Показатели развития, полученные на основе бесеы с ребёнком, педагогических наблюдений за ним в процессе проведения дополнительных общеразвивающих программ и в других видах деятельности, критериальных диагностических тестовых и нетестовых методик, педагоги вносят таблицы индивидуального портфолио формирования основ духовно – нравственного воспитания детей. Портфолио ребёнка заполняется и анализируется на протяжении трёх лет дошкольного детства (5-7лет).

В процессе мониторинга проводится ежегодное анкетирование родителей, позволяющее получать более полную картину развития детей и оказывать своевременную педагогическую поддержку семье в духовно-нравственном воспитании детей.

Целью мониторинга является получение объективной информации о состоянии и динамике формирования основ духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет.

Задачи:

- изучить динамику ребёнка в освоении системы базовых категорий и ценностей;

- определить уровень сформированности основ духовно-нравственного воспитания ребенка;

- определить направление дальнейшего совершенствования образовательной деятельности, уточнения содержания, форм и технологий духовно-нравственного воспитания детей.

При проведении мониторинга мы основываемся на следующих принципах его организации :

- открытость оценки духовно-нравственного воспитания личности ребёнка;

- сравнимость данных достижений ребенка с общепринятыми нормами и с его собственными достижениями, полученными ранее;

- прогностичность;

- экологичность (сравниваются, прежде всего, результаты развития «сегодняшнего» ребёнка с ним «вчерашним»).

Мониторинг носит индивидуальный характер, проводится педагогами старшей и подготовительной к школе группама детского сада два раза в год (в январе и мае) по четырем направлениям программы «Дорога добра».

На первом, диагностическом, этапе проводится сбор информации и заполнение необходимой документации. На данном этапе осуществляется изучение уровня сформированности основ духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием следующих методов:

- беседа с ребёнком по теме итоговых занятий по курсу пропедевтики «Истоки» и книгам для развития детей 3-7 лет;

- наблюдение за активностью ребёнка в ходе проведения итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки» и в различных видах детской деятельности;

- анкетирование родителей;

- анализ продуктов детской деятельности (работа детей в книгах для развития и альбомах для рисования).

На основе критериальных диагностических тестовых и нетестовых методик педагогами заполняется индивидуальное портфолио оценки формирования основ духовно – нравственного воспитания детей и сводная таблица результатов мониторинга

группы детей.

Второй этап – аналитико-обобщающий

Информация, занесённая педагогом в индивидуальное портфолио детей обрабатывается, проводится качественный и количественный анализ результатов формирования основ духовно- нравственного воспитания каждого ребёнка и группы детей в целом. Вырабатываются рекомендации, при необходимости определяются пути коррекции развития. Данные мониторинга духовно-нравственного воспитания каждого ребёнка доводятся до сведения родителей индивидуально и в обобщенном виде - до группы родителей в целом. Аналитико-обобщающий этап мониторинга позволяет оценить динамику достижений детей в духовно-нравственном воспитании и эффективность реализации системы воспитания «Дорога добра».

Мониторинг формирования основ духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста - дело очень серьёзное и ответственное. Определяя уровень духовно-нравственного воспитания ребёнка, мы в какой-то мере определяем уровень духовной составляющей его семьи. А это дело очень деликатное и «тонкое». Во избежание негативного отношения родителей к диагностике духовно-нравственного развития детей, мы заранее рассказываем о содержании беседы, наблюдениях за детьми, целях и задачах данной исследовательской педагогической деятельности. Одним словом, родители наших воспитанников являются партнёрами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос. При желании родители имеют право присутствовать при проведении диагностической беседы с ребёнком.

Мониторинг формирования основ духовно – нравственного воспитания дошкольников проводится по показателям четырех направлений программы. Каждый показатель оценивается в баллах – от 0 до 3.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (из опыта работы) 1 часть. Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое.

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников 1. Актуальность программы определена тем, что формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий.

Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Значение игровой деятельности для формирования культуры общения.

Особенности формирования у старших дошкольников основ нравственного сознания Нравственное развитие является одной из основных линий психического развития в дошкольном детстве. Оно включает три взаимосвязанные сферы:.

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Проект духовно-нравственного воспитания «Братья наши меньшие» .

Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,.

Сотрудничество Бдоу с социумом в вопросах духовно-нравственного воспитания В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Реализация духовно-нравственного воспитания в формировании здоровьесберегающей среды ДОУ По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на вебинаре «Организация мониторинга формирования основ духовно-нравственного воспитания»
Опубликовано: 26 августа 2016 в 08:07
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на вебинаре «Организация мониторинга формирования основ духовно-нравственного воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Селена Асламова (УИ 6933) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД