Юля Цветкова
Особенности семейного воспитания детей-сирот и детей с ОВЗ, оставшихся без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на Методическом Объединении воспитателей :
«Особенности семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ»
Подготовила
Воспитатель Цветкова Ю. В.
Воспитание – это целенаправленный процесс по передаче опыта подрастающему поколению.
Публикация «Особенности семейного воспитания детей-сирот и детей с ОВЗ, оставшихся без попечения родителей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Процесс воспитания по своей природе очень сложный и ответственный, требует большого внимания и вложения сил со стороны взрослого (педагога). Воспитание детей с ОВЗ сопровождается дополнительными сложностями и проблемами. При правильной организации воспитательного процесса можно достичь значительных результатов в их воспитании.
Особенность воспитания детей с ОВЗ заключается в том, что основной целью является их максимально возможная интеграция и социализация в обществе. Именно поэтому важным является то, что в первую очередь, педагог организующий процесс воспитания, обращает внимание на коррекцию их недостатков и оказание посильной помощи в усвоении образовательных программ. Важным является соблюдение индивидуального подхода в процессе воспитания.
Одна из проблем детей с ОВЗ — проблема здоровья. Их физические и психические нарушения часто связаны с факторами неблагоприятной наследственности. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей.
Лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, сказываются на их социальном, психическом, физическом здоровье.
Самое главное — это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоим общаться.
Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов не соответствует тому потенциалу, на который способны подростки-выпускники детского дома с ОВЗ, что провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки.
Очевидно, что дети испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию, и эмоционально не насыщены. Более того, мотивация к изменению поведения у детей с ОВЗ низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь для них неконтролируемые последствия. Поэтому коррекция их поведения и недостатков должна быть не прямой, а косвенной: через совместную деятельность, создание специальных условий и ситуаций, творчество, чтение художественной литературы, в процессе дружеского общения и пр.
Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.
На детей, родители которых лишены прав, семья оказывала то влияние, которое не заменит никакой семейный центр, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.
Дети с ОВЗ уже к моменту поступления в школу имеют различные отклонения от нормы в своем психическом и физическом развитии, это обусловлено как биологическими факторами (повреждение генетического аппарата, родовые травмы, асфиксии, бытовые травмы и болезни, так социальными (плохое питание, неустроенность быта) и педагогическими (серьезные недостатки, ошибки, просчеты воспитания в семье, дошкольных учреждениях). Все эти группы факторов сочетаются. В результате, попав в семейный центр, они начинают испытывать серьезные трудности в адаптации к усложняющимся требованиям. Низкая адаптация обуславливает неадекватные поведенческие реакции, вместо адаптации происходит дезадаптация. Она может проявляться трояко: в формировании устойчивых стереотипов отклоняющегося и асоциального поведения; в формировании патологических черт характера; в деформации системы отношений данного несовершеннолетнего с окружающими его людьми.
Дети могут использовать защитные механизмы: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, легкая смен настроения, непроизвольные действия (потирание рук, кручение предметов в руках, непереносимость одиночества, повышенный аппетит или сонливость в стрессе, нужда в подбадривании, склонность к мистике и суевериям. Задача педагога при этом понимать, принимать и поддерживать ребенка, показать, что он не один, что ему готовы прийти на помощь.
Также они характеризуются слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, интуитивностью своих поступков, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценностей. Поэтому они не самостоятельны и нуждаются в опоре для принятия решений.
Преодоление сложившейся ситуации может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, воспитания. Специфика коррекционной работы с этой категорией детей состоит в приобретении ими личного опыта «проживания» новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира с помощью тренингов, проводимых в малых группах. Эта работа помогает изменить последовательно всю группу в целом, поднимая ее на новую ступень взаимодействия. Работа осуществляется через консультации, тренинги, индивидуальные беседы.
В нашем учреждении наряду с другими детьми живут дети разных возрастов с ограниченными возможностями здоровья, которые попали сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, сотрудники, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние.
Есть третья группа детей, родители которых живы, и на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди. В зависимости от ситуации педагоги намечают себе цель и задачи работы с конкретным ребенком с ОВЗ, выбирает методы, средства и формы, наиболее подходящие для конкретного случая. Взаимодействует с психологом, психиатром, логопедом, дефектологом, социальным педагогом с целью уточнения, коррекции и повышения их эффективности.
В нашем учреждении группы формируются преимущественно по принципу совместного проживания детей разного возраста и состояния здоровья, прежде всего братьев и сестер, детей, находящихся в родственных отношениях. Проживание в семейных группах оказывают положительное влияние на поведение детей, они становятся самостоятельнее, спокойнее, коммуникабельные.
Жизнь в такой группе складывается как в обычной большой семье, где у старших детей появляется потребность заботиться о младших, малыши тянутся к старшим, укрепляются родственные связи между кровными братьями и сестрами, независимо от их возраста, каждый находит себе занятие по душе, дети учатся радоваться своим и общим успехам, быть полезными обществу, уметь ценить добро. Педагог старается создать такие условия в группе, при которых каждому ее члену будет комфортно. Учит детей принимать других такими, какими они есть, выделяя достоинства значимость каждого ее члена.
Для каждого ребенка с ОВЗ составляется план индивидуальной работы на учебный год, куда входят беседы, практические занятия, просмотры видеороликов, занятия по изобразительной деятельности и др. Воспитатель ставит перед собой определенные задачи. Например:
1. Формирование адекватных форм поведения.
2. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
3. Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления,
восприятия)
4. Развитие крупной и мелкой моторики, связной речи.
5. Развитие форм конструктивного взаимодействия и общения.
Помимо этого, педагог вовлекает детей в групповые беседы, мероприятия и занятия, в жизнь семьи и центра: празднование дня рождения, семейные праздники, подготовка к концерту, встреча гостей, участие в благотворительных ярмарках и акциях, конкурсах и олимпиадах и др. Ребенок принимает посильное участие в каждом из них: что-то нарисует, смастерит, поможет накрыть, выступит. Все это дает возможность осознать ребенку его причастность к жизни группы (семьи, его значимость в ней, способствуя в дальнейшем более успешной его адаптации и социализации. Хоть у них не всегда все получается сразу, они стараются выполнять все задания, ориентируясь на других ребят, которые своего рода являются для них примером. Поддержка педагога при этом очень важна и необходима. Требовать от ребенка с ОВЗ чего-либо ни в коем случае нельзя. Это может только оттолкнуть его, разрушить и без того хрупкие взаимоотношения, травмировать. Ребенка нужно хвалить за любые успехи, помогать, разъяснять и поддерживать. Если же ребенок провинился, то нужно в спокойной беседе выяснить причины его поведения, объяснить, как можно было бы себя повести в той или иной ситуации. Как уже отмечалось ранее, отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в учреждении. Ведь именно так относятся к ребенку в семье. Для каждого такого ребенка нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития. Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А значит быть счастливым.
Так, например, наши дети часто участвуют в различных онлайн викторинах, олимпиадах, конкурсах и даже занимают призовые места. Это придает им уверенность в своих силах, желание самосовершенствоваться.
Наша задача - добиваться, чтобы каждый ребенок получал знания, приобретал умения, необходимые ему в дальнейшей жизни. Поэтому дети с ОВЗ, наряду с другими в учреждении, посещают различные кружки, на которых развивают свои физические, умственные, творческие и музыкальные способности : танцевальный, вокальный, кружок робототехники, народных инструментов, фотокружок, глина, мастерская, шахматы и шашки и др. Конечно, преподаватели работают с ними в большей степени индивидуально и по упрощенной программе, оказывая учебно-воспитательное воздействие через совместную деятельность. А дети, в свою очередь, становятся более спокойными, доверчивыми, открытыми, усидчивыми, совершенствуют свои умения и навыки, готовятся к самостоятельной жизни. Благодаря этому дети чувствуют себя такими как все, неизолированными от остальных. Педагог, в свою очередь, всегда поддерживает и помогает ребенку в любом его начинании, чтобы повысить его уверенность в своих силах, как это принято в семье.
Так, например, занятия в мастерской позволяют приобщить детей и подростков к таким ремёслам, как вышивка, вязание, роспись по ткани, аппликация из ткани, мягкая игрушка, шитье, бумажная пластика (оригами, изонить, а это, с одной стороны, оказывает благотворное воздействие на формирование их нравственной сферы, развивает эстетические чувства, предоставляет им возможность овладеть навыками профессиональной деятельности в данных ремёслах, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.
Взаимодействие педагогов, специалистов, кружководов, доброжелательная и добрая атмосфера, готовность взрослых прийти на помощь, учет индивидуальных особенностей и возможностей – все это создает в центре семейную атмосферу любви, заботы, защищенности, что так необходимо всем нашим воспитанникам, и помогает им раскрыться.
С целью развития основ нравственных качеств и идеалов педагоги постоянно обогащают знания детей через беседы, просмотры презентаций, видеороликов и различные занятия о значении и ценностях семьи, углубляют и расширяют представления о своих обязанностях в семье, формируют чувство взрослости и самостоятельности.
В рамках семейного воспитания для школьников и студентов мы ведем работу по домоводству с целью развития в детях навыков ведения хозяйства, навыков бытового самообслуживания. Детей обучают правилам гигиены жилья, сервировке стола, этикету, уходу за комнатными растениями, одеждой, обувью и др. Каждые выходные у нас проходят кулинарные часы, на которых дети учатся готовить различные блюда. Учим детей обращаться с деньгами, как вести семейный бюджет, правильно его распределять. Ходим в магазины, учим выбирать полезные и свежие продукты, посещаем кино, музеи, парки с целью проведения досуга. В конце дня мы часто в семейном кругу за чашкой чая обсуждаем успехи и неудачи прошедшего дня, строим планы, обсуждаем проблемы и отмечаем победы. Все это способствует сплочению детского коллектива.
В дошкольном возрасте основным видом самостоятельной деятельности детей является игра. Следовательно, она должна стать одним из важных средств воспитания будущего семьянина. Именно в сюжетно – ролевых играх происходит усвоение дошкольниками семейного поведения, воспитание ребёнка как будущего мужчины или женщины.
В игровой форме дети знакомятся с разными бытовыми ситуациями в семье (например, сюжетно - ролевые игры «Дочки-матери», «Папа мастер на все руки»). В этих играх они изображают уход взрослых за маленьким ребёнком, день рождения мамы, праздники в семье. Все эти игры формируют у детей уважение и любовь к семье, отзывчивость, благородство, заботливость, великодушие.
Игры на семейную, бытовую тематику распространены на протяжении всего дошкольного возраста. В ходе игр возможно уточнить, обогатить представления о семье, они стимулируют рефлексию, эмпатию у детей, принимающих на себя разные роли.
С целью обогащения содержания игр семейной тематики можно предложить дошкольникам такие сюжетные линии, как: «В семье родился ребёнок», «Приезд бабушки и дедушки», «Праздники в семье», «Семья на природе», «Семейный поход в магазин», «Мама готовит обед», «Папа чинит мебель», «Уборка в доме – распределение обязанностей».
В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимодействии поколений, о досуге. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.
Очень важна роль педагога в организации детских игр. Нельзя пускать ход игр на самотёк, следует направлять их развитие, помогать развивать сюжет, обогащать его новым содержанием и тем самым укреплять интерес к игре. При этом надо принимать участие как в играх, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцировано играть с девочками и мальчиками, тем самым предоставляя дошкольникам возможность проиграть мужские и женские модели поведения.
Таким образом, семейное воспитание детей с ОВЗ, его цели и задачи очень схожи с воспитанием других детей в семейном центре. Для успешного их достижения и включения ребенка в жизнь семейного центра педагог в сотрудничестве с другими специалистами должен грамотно подобрать формы, методы и средства ее достижения, учитывая особенности его физического и психического здоровья.