Приложение МААМ

Выступление в рамках круглого стола «Значение театрализованной деятельности в развитии дошкольников»

лариса мельниченко
Выступление в рамках круглого стола «Значение театрализованной деятельности в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Речевая активность дошкольников.

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

«Чтобы научиться говорить, надо говорить» М. Р. Львов

Публикация «Выступление в рамках круглого стола „Значение театрализованной деятельности в развитии дошкольников“» размещена в разделах

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Развитию речи в детском саду и в нашей группе уделяется большое внимание.

Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых увлечений, связанных с речью, речевое воображение, овладение на определенном уровне системой языка.

В нашей группе созданы условия для развития речи детей, предметно-развивающая среда : уголок книги,театральный уголок, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.

Наши дети очень любят слушать сказки.

Сказка –один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен.

Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами. Ребята любят показывать настольные, пальчиковые театры по сказкам, очень нравится драматизация сказок, произведений разных писателей и поэтов. В группе ведётся театральный кружок «В горнице».

Театрализованная деятельность в детском саду.

Основная цель моей работы: развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности. Для достижения поставленной цели решаются следующие.

задачи:

последовательное знакомство с видами театра;

поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

совершенствование артистических навыков детей;

раскрепощение ребенка;

работа над речью (дикция, интонация, выразительность);

пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

учить грамотно и доступно выражать свои мысли;

закреплять правильное произношение всех звуков родного языка;

совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;

развивать степень активности;

совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей;

развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа;

развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки героев;

формировать опыт социальных навыков через театрализованную деятельность;

воспитывать культуру общения и речевой этикет.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации, помогая преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, всесторонне развиваться. Нужно создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и т. д.);

• приобщать к театральной культуре (знакомить с театром, театральными жанрами, разными видами кукольных театров);

• обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами в едином педагогическом процессе;

• создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Учитывая поло-ролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности нужно размещать оборудование и материалы так, чтобы они отвечали интересам, как мальчиков, так и девочек.

Проектирование зоны театральной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в детском саду:

1. организация «зон приватности»;

2. предоставление права и свободы выбора;

3. создание условий моделирования, поиска, экспериментирования;

4. обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

5. полу функциональность использования помещения и оборудования.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включают в себя :

• просмотр кукольных спектаклей, мультфильмов, чтение произведений художественной литературы, слушанье сказок, беседы по ним;

• игры-драматизации;

• упражнения для социально-эмоционального развития детей;

коррекционно-развивающие игры;

• дикционные упражнения;

• задания на развитие речевой и интонационной выразительности;

• игры-превращения;

• упражнения на развитие детской пластики;

• пальчиковый игровой тренинг (для кукла - вождения);

• отдельные упражнения по этике во время драматизации;

• подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

• знакомство с костюмом, декорацией, мизансценой.

Следует подчеркнуть, что важную роль в театрализованной деятельности играет воспитатель. Необходимо, чтобы он не только выразительно читал или рассказывал что-либо, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры.

Недопустимо делить детей на «артистов» и «зрителей».

Подготовка к театрализованной деятельности детей – это сложный трудоёмкий процесс. Вначале воспитатель читает сценарий спектакля, проводит по нему беседу, чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Не следует детям делать замечания, призывать сидеть тихо. Это помешает им полноценно пережить события сказки, а педагог не увидит эмоциональную реакцию детей, что в дальнейшем затруднит его работу.

Психолог и философ С. Л. Рубинштейн(1889-1960) в своем труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал, как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие современного, интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией, поскольку очень часто бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публики, теряются в присутствии незнакомых лиц.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе свою совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться, как упражнения.

Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка, лиса или медведь (русская народная сказка «Теремок» после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.

В старших группах для обучения детей средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить произнести с разной интонацией самые обычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «дай», «здравствуй» и т. д. (Приветливо, небрежно, просящее, требовательно).

Нельзя забывать о том, что интонация голоса воспитателя образец для подражания. Можно предложить детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался собаки. Хорошо, если одну и ту же сценку проигрывает несколько человек. Не стоит говорить детям, у кого получилось лучше. Лучше спросить у кого получилось похоже и почему.

Затронув театрализованную деятельность нельзя не коснуться интонации, ведь интонация это очень интересное явление, одни и те же слова можно произнести по - разному.

Интонация – это выражение чувств голосом. Я говорю ребятам, что голосом можно играть: говорить тише, громче, выделять отдельные слова, шептать или кричать. Мама может войти в комнату и спросить «Что ты делаешь?», но если она увидит, что вы в это момент разрисовываете ее документы то, скорее всего она закричит «Что ты делаешь?»

Учим детей моделировать голосом: громче, тише, передавать интонации, радость, удивление, испуг.

Если воспитателю дано читать стихи, рассказывать сказки, забавные истории, значит это будет дано и детям.

Театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрации, самостоятельные импровизации, на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие).

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой - то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

выбор детьми роли по желанию;

назначение на главные роли наиболее застенчивых детей;

распределение детей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку со схематическим изображением будущего персонажа); проигрывание ролей в парах.

При этом всегда возникает вопрос, что делать, если ролей не хватает на всех детей, кто будет играть отрицательных героев?

Первую из них решает подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности (по 10-12 человек в подгруппе). Кроме этого, чтобы охватить всех детей воспитатель может придумать новые роли.

Вторая проблема – отрицательные герои. Дети их зачастую не хотят играть. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все взрослые и дети – артисты и сыграть отрицательного героя всегда сложнее. Поэтому каждый ребенок должен исполнять, как положительные, так и отрицательные роли, чтобы в жизни образ отрицательного героя не «прилип» к ребенку.

Во время занятий необходимо:

1. внимательно выслушать ответы детей, их предложения;

2. если они не отвечают, то переходить к действиям персонажей

3. при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

4. в заключении вызвать у детей радость.

Известно, что многие дети испытывают огромные трудности при заучивании стихов в театрализованной деятельности ребенка, очень важно помнить свою роль, внимательно следить за происходящим на сцене, во время вступит в диалог с партнером, а мы педагоги знаем, что далеко не у всех детей хорошая память и ее нужно постоянно тренировать. Как раз театрализованная деятельность и способствует развитию памяти.

Есть один замечательный прием заучивания стихов с помощью языка жестов, движения пальцев рук, а иногда всего тела, которые позволяют показать жестом содержание стихотворения. Вспомним разучивание физкультурных минуток во время занятий – они запоминаются ребенком очень быстро, а почему? Потому, что ребенок чувствует свободу движения и пространство. Во время заучивания стихов руками активно развивается речь и психические процессы такие как:

-память

-внимание,

-образное мышление

-воображение

Дети любят движения по этому такие занятия проходят живо и весело

Для театрализованной деятельности и постановки спектаклей я использую произведения С. Я. Маршака «Кошкин дом», «Теремок», «Сказка о глупом мышонке» и т. д. Произведения этого автора кладезь русского языка, а какое разнообразие героев, характеров, поступков. Они учат сопереживать, сострадать героям, понимать где добро, а где зло.

Публикации по теме:

Значение театрализованной деятельности в жизни дошкольниковЗначение театрализованной деятельности в жизни дошкольников Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных.

Конструктор «Тико» и его значение в творческом развитии дошкольниковКонструктор «Тико» и его значение в творческом развитии дошкольников Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой.

Обобщение опыта работы по ПДД в ДОООбобщение опыта работы по ПДД в ДОО Сегодня присутствовала на заседании круглого стола "Работа по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма" регионального значения.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Протокол методического объединения ДОУ в форме круглого стола «Итоги работы МО за 2016–2017 учебный год» Заседания методического объединения воспитателей групп раннего и младшего дошкольного возраста МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» от 11.05.2017.

Разработка мини-сценария круглого стола с родителями «Готовность к школе» Вед. Выпуск дошкольника из детского сада – это один из самых волнительных и трогательных моментов в жизни родителей, детей и педагогов.

Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.

Сценарий родительского собрания в форме круглого стола «Игра не забава» в младшей группеСценарий родительского собрания в форме круглого стола «Игра не забава» в младшей группе Сценарий родительского собрания в форме круглого стола «Игра не забава» Щепкина Т. В. «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольниковЗначение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Значение театрализованной деятельности в развитии детей раннего возрастаЗначение театрализованной деятельности в развитии детей раннего возраста Театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно - образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление в рамках круглого стола «Значение театрализованной деятельности в развитии дошкольников»
Опубликовано: 7 июля 2022 в 04:51
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление в рамках круглого стола «Значение театрализованной деятельности в развитии дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем лариса мельниченко (УИ 101713) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД