Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников как фактор повышения качества воспитательного процесса

Ирина Улитина
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников как фактор повышения качества воспитательного процесса

Улитина Ирина Михайловна - воспитатель

д/с №184 «Жигулёнок» АНО ДО «Планета детства «Лада»

445039 г. Тольятти, ул. Ворошилова д. 61

89372144475, 89270262033

«Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается прежде всего в семье».

В. А. Сухомлинский

В условиях современного общества, большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания. В связи с этим усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В законе РФ «Об образовании» особо подчёркнуто, что именно родители являются для ребёнка первыми педагогами. На них лежит ответственность за формирование основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Необходимо стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков воспитания и развития ребёнка, однако им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой и поэтому знания у родителей хаотичны. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми. В связи с этим целью работы педагогического коллектива является создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Взаимодействие с семьями воспитанников должно носить дифференцированный характер, строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Необходимо учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения.

Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:

- изучение потребности родителей в образовательных услугах;

- просвещение родителей с целью повышения из правовой и педагогической культуры;

- привлечение родителей к участию в педагогическом процессе.

Работа по взаимодействию с семьями дошкольников осуществляется через разнообразные формы,которые можно объединить в два блока:

- мероприятия,предполагающие участие педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет;

- мероприятия с участием педагогов,родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство территории.

 В настоящее время наименее популярны среди родителей групповые и общесадовые родительские собрания. А ведь это очень действенная форма работы именно с коллективом родителей. Как же поднять статус и значимость родительских собраний? Необходимо очень вдумчиво отнестись к определению темы. Она должна отражать интересы и пожелания родителей,например: «Знаете ли Вы своего ребенка?», «Послушен ли Ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать ребенка?», «Какие игрушки нужны Вашим детям?», «Как правильно подготовить ребенка к школе?» Целесообразно провести экскурсию по детскому саду, познакомить родителей со специалистами, разъяснить задачи работы педагогического коллектива. Можно подготовить визитную карточку, буклет, рекламу, рассказывающую о конкретном учреждении. Изменились и принципы, в соответствии с которыми строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность, отказ от критики и оценке партнера по общению. Большое значение при подготовке собрания имеет форма оповещения родителей. Как показывает опыт, родители позитивно реагируют на индивидуальные приглашения, особенно, если в их подготовке принимали участие дети. В настоящее время собрания вытесняются новыми формами,такими как: «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Родительские конференции». Проведение «Круглых столов» происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. Заранее планируются противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей, их подготовки к школе и т. д. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их побуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Для того чтобы эффективно реализовать процесс взаимодействия необходимо, знать особенности субъектов взаимодействия. Педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Современна и актуальна организация в детском саду «Клуба для родителей», основная цель которого – это повышение педагогической грамотности родителей. Совместные заседания, семинары - практикумы помогают родителям глубже понять вопросы воспитания своего ребенка, заинтересоваться той деятельностью детского сада, которая помогает почувствовать себя более успешным и значимым для общества.К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями: это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими. Например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Самое главное, чтобы во время беседы была создана атмосфера взаимопонимания и доверия. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу. Беседа может возникнуть стихийно, по инициативе родителей, педагога. Необходимо детально продумать начало беседы, от которого зависит её успех. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Важно начать беседу с положительной характеристики ребенка, показать пусть даже незначительные его успехи и достижения. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые возникли в настоящий момент. Немаловажное значение имеют тематические консультации, которые организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации – убедить родителей в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать целевую педагогическую помощь. Существуют и «заочные» консультации. Необходимо подготовить ящик (конверт, копилку, сундучок) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Наш опыт показал, что эта форма работы получила большой отклик у родителей, так как предоставляет возможность задавать вопросы, о которых не хочется говорить вслух. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей». В течение одного дня родители могут побывать в любой группе - это дает возможность познакомиться с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы.В рамках Дня открытых дверей наиболее интересно проходят досуговые мероприятия: концерты, викторины, соревнования. Такая форма организации общения помогает устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Отдельную группу составляют наглядно - информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. Эффективно и актуально использование записи на магнитофон бесед с детьми, показ видеофрагментов организации различных видов деятельности. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей не только решают задачи ознакомления родителей с условиями содержания и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, но и позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Особая роль при любой форме организации отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка использования данных о семье каждого воспитанника. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку к условиям дошкольного учреждения, построение грамотного общения с их родителями. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагируют на вмешательства извне. Поэтому в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях детского сада носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогами. Постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями помогает решить общую цель – воспитать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, которые он создает вокруг себя.

Литература.

Зверева О. Л, Кротова Т. В.Общение педагога с родителями в ДОУ- Москва: Методический аспект, 2007.

Зверева О. Л, Кротова Т. В.Родительские собрания в ДОУ- Москва: Методическое пособие, 2008

Прохорова Г. А. Взаимодействие с родителями в детском саду –Москва: Практическое пособие, 2009.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования» В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную.

Проект «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников» МБДОУ «ДС «Звездочка» Воспитатель: Махмудова Асият Билаловна. Тема: «Взаимодейстие ДОУ с семьями воспитанников». Основные задачи педагогического.

Использование ИКТ в работе инструктора по физкультуре с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе инструктора по физической культуре с целью повышения качества воспитательно.

Контрольная работа на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования» Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье, опыт детства.

Методическое сопровождение педагогической компетентности педагогов как фактор повышения качества экологического образования В настоящее время активно осуществляется процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем. В условиях введения ФГОС.

Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества образовательного процесса Тема: «Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества образовательного процесса» Подготовила: Абдурагимова.

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье, опыт детства.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников Сентябрь Дата Содержание работы Ответственный 1-я неделя 1 .Консультация «Истерика у детей. Как справиться.» Педагог-психолог 2.

Взаимодействие с семьями воспитанников Взаимодействие с семьями воспитанников 1. Проведение общего и групповых родительских собраний по анализу ДОУ за 2018-2019 учебный год и.

Взаимодействие с семьями воспитанников Взаимодействие с семьями воспитанников. Изотова Мария Викторовна Воспитатели I квалификационной категории Хочу поделиться своим педагогическим.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников как фактор повышения качества воспитательного процесса
Опубликовано: 7 октября 2019 в 20:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День муравьев на МААМ

Самым большим труженикам из мира насекомых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о муравьях и увлечь их интересным...

17 мая. Международный день детского телефона доверия

«Доверься! Скажи о чём молчишь» – под этим девизом ежегодно проходит Всемирный день детского телефона доверия. Если возникли трудности, о которых не хочется говорить с членами своей семьи или друзьями, то...


Горячие темочки