Лучший педагог года

Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье

наталья кравцова
Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье

Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье

Кайгородова Светлана Геннадьевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Кравцова Наталья Павловна

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №17» г. Березники Пермский край

Взаимодействие ДОУ и семьи :

Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье

Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье» размещена в разделах

Дошкольное детство – это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Надлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Проблемы семейного воспитания

1. Дефицит ласки, которую испытывают наши дети.

2. Синдром опасного обращения с детьми :

- поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождается нанесением физической, психологической и нравственной травмы.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия –уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями.

Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.

Цель: Создание условий для соблюдения прав ребенка в семье.

Задачи:

1. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

2. Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

3. Создание условий для психолого-педагогической, медицинской поддержки воспитанников;

4. Осуществление индивидуального подхода к воспитанникам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

Основные формы жестокого обращения с детьми :

Физическое, – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к отставанию в развитии, смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического и психического здоровья.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:

• малоподвижность, безразличие к окружающему миру;

• боязнь физического контакта с взрослыми;

• реакция испуга на плач других детей;

• редкая улыбка и проявления радости;

• плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

• лживость, воровство;

• копирование поведения взрослых;

• агрессивность, жестокое отношение к животным;

• болезненное отношение к замечаниям, критике.

Психическое (эмоциональное,– периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:

• нарушение сна, отсутствие аппетита;

• длительно сохраняющееся подавленное состояние;

• беспокойство, тревожность, агрессивность;

• склонность к уединению;

• неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

• низкая самооценка;

чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение

Моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами ребенка). – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Особенности психического состояния ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

• стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых;

• требование ласки и внимания;

• пассивность, подавленное состояние, апатия;

• агрессивность и импульсивность;

• неумение общаться с людьми;

• низкая самооценка.

Факторы риска, т. е. обстоятельства, ситуации, способствующие жестокому обращению с детьми.

• нежеланный ребенок;

• наличие у ребенка физических и умственных недостатков;

• нелюбимый ребенок в семье;

• сходство с нелюбимым родственником;

• нарушения в поведении ребенка,

• социальное неблагополучие семьи : - неполная или многодетная семья,

а также та, в которой постоянно возникают конфликты между

родителями;

• наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;

• специфические культурные или религиозные факторы;

• низкий уровень образования

• юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;

• использования физического и психического насилия в качестве наказания;

• ;

Профилактическая работа с родителями предусматривает включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, мероприятий с детьми и родителями, работу Совета дошкольного учреждения.

Работа реализуется через:

1. Планирование работы по профилактики жестокого обращения с детьми;

2. Составление социального паспорта группы;

3. Ведение картотеки воспитанников из неблагополучных семей,

стоящих на учете, ПДН

4. Анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений;

5. Заполнение личной карточки воспитанника;

6. Посещение семей;

7. Работа с инспектором по делам несовершеннолетних.

Работа воспитателя проводится в 3 этапа:

1этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы.

Те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности взаимодействия со сверстниками ит. д.

2этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится анкетирование родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а так же выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей.

3 этап. Профилактическая работа в тех семьях, в которых нарушаются права детей.

Если вы видите жестокое обращение или пренебрежение по отношению к ребенку, обязательно сообщите об этом. Ваше равнодушие может стоить ребенку жизни.

Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.

Библиографический список

1. Лысова А. В. Насилие в семье – объект социальной политики в США// Социс, 2005 № 12.

2. Мачинская Н. А. Дети в современном обществе// Альманах Гуманитарий. Научный ежегодник Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарева. - 2004.- № 4.

3. Обыкновенное зло: исследование насилия в семье/ Сост. и ред. О. М. Здравомысловой. – М. : Едиториал УРСС. - 2003.

4. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям // Под редакцией Сафоновой Т. Я., Цымбала Е. И. М., 2001. - ст. 8,25,31,32,36,40.

5. Кондаков И. М. Психологический словарь. – М. : СГИ, 2002.

6. Кон И. С. Дети России: насилие и защита. – М. : Прогресс,1997.

7. Платонова Н. М. Насилие в семье : особенности психологической реабилитации. - СПб. : Речь,2004.

8. Е. И. Цымбал, Жестокое обращение с детьми : причины, проявления, последствия (учебное пособие)М: РБФ НАН, 2007

Публикации по теме:

Профилактика жестокого обращения с детьми Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями.

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом дошкольного возраста Пояснительная записка Актуальность. Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема.

«Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения». Наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми является психическое насилие (эмоциональное) - это однократное или хроническое.

Консультация для родителей «Игра с ребёнком в жизни вашей семьи» Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из родителей мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел.

Консультация «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье» Консультация «Профилактика дорожно – транспортного травматизма в семье» Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Семинар-практикум для педагогов по правовому воспитанию «Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 13 «РОДНИЧОК» Автор-составитель: воспитатель Кузнецова.

Социальная защита детей от жестокого обращения в семье: проблемы и пути решения В данной статье рассматривается проблема жестокого обращения с детьми в семье. Выявляется механизм возникновения жестокого обращения по.

Выявление жестокого обращения с детьми (консультация для педагогов) Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого.

Взаимодействие с семьями воспитанников по предотвращению жестокого обращения с детьми через создание мультфильмов Видео Жестокое обращение с детьми в семье в настоящее время является наиболее острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье
Опубликовано: 26 октября 2016 в 07:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД