Получи документы

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ (из опыта работы)

ксения мартынова
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ (из опыта работы)

Слайд 2

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах

Вопрос адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению для нас особенно актуален. В группе раннего возраста работаю более 20 лет. С интересом наблюдаю за вновь поступившими малышами, родителями в адаптационный период. Прихожу к выводу, что очень часто ни дети, ни родители (законные представители) не готовы к поступлению в детский сад. Ребенок переживает стрессовое состояние: у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряженное состояние из-за комплекса воздействия, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. Если взрослые, как и педагоги, так и родители на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку, он гораздо быстрее адаптируется к новым условиям.

Слайд 3

Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Но на пути реализации этой задачи возникают различные трудности:

• Часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей групп раннего возраста.

• Отсутствие необходимых для современной семьи разнообразных знаний: медицинских, психологических, педагогических.

• Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные.

Взаимодействие родителей и воспитателей сводится к взаимовежливым, односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом (советы, собрания, рекомендации литературы и т. д.).

• Расхождения в требованиях взрослых и стилях взаимодействия между ребенком и взрослым в детском саду и дома.

Все эти затруднения позволяют сделать вывод о том, что организованная деятельность по адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель. Включать в нее всех участников этого процесса : и педагогов, и родителей, и детей.

Слайд 4.

Модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ.

Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

1. Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению.

2. Использовать новые организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом.

3. Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом.

4. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.

Успешность реализации модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение также подразумевает последовательность этапов:

Этапы Содержание этапов Субъекты взаимодействия

Прогноз адаптации Определение степени тяжести адаптации малыша и ориентирование воспитывающих взрослых на ожидаемый результат, через наблюдение за параметрами, определяющими успешность адаптации, а также выявление умений и навыков ребенка, облегчающих адаптационный период в процессе анкетирования родителя. Психолог, родитель, ребенок

Консультации для воспитателей и родителей. Помощь родителям и воспитателям в овладении знаний по облегчению адаптационного периода, получении новой информации, нахождении ответов на возникающие вопросы. Родители, воспитатели, психолог

Семейная адаптационная группа Создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психомоторных заболеваний через организацию совместных встреч будущих воспитанников и родителей с педагогами группы раннего возраста. Психолог родитель воспитатель ребенок

Алгоритм постепенного вхождения в детский сад Вход ребенка в группу с обычным режимом без резкого болезненного отрыва от семьи, учитывая индивидуальные особенности развития ребенка, степень тяжести адаптации. Психолог, воспитатель, ребенок

Занятия по адаптации с детским коллективом Помощь детям раннего возраста в преодолении стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду; создание положительного эмоционального настроя в группе; снижение импульсивности, тревожности, агрессии, развитие игровых навыков, стремление сопереживать. Помогать, поддерживать друг друга.

Работа по программе А. С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (М., 2008г) Психолог, воспитатель, дети.

Слайд 6.

Организационный.

- родители знакомятся с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;

- знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;

- выявляются отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;

- установление партнерских, доброжелательных отношений;

- составляется адаптационный маршрут.

Прогноз адаптации – это первая встреча с мамой и малышом. Помогает определить степень тяжести адаптации малыша и сориентировать воспитывающих взрослых на ожидаемый результат.

- осуществляется прямой контакт с ребенком, процессе которого наблюдаются такие параметры, определяющие успешность адаптации, как общий эмоциональный фон малыша, взаимоотношения с незнакомым взрослым, уровень развития предметных действий. Можно поиграть в игры: «Собери и разбери пирамидку», «Лови и бросай мяч», «Поставь кубик на кубик», «Покажи части тела у куклы и на себе: глазки, носик, ротик, ушки, ручки, ножки».

- выявляются умения и навыки ребенка, облегчающие адаптационный период, через анкетирование родителя.

Слайд 7.

Лекции – консультации для воспитателей ясельных групп.

В нашем детском саду в ясельных группах работают постоянные педагоги. Это очень хорошо, т. к. педагоги знакомы с особенностями развития детей раннего возраста, знают о проблемах адаптации, о формах и методах работы с детьми и родителями.

Но бывает так, что педагоги выпускают подготовительную группу и набирают малышей. В этом случае им необходима помощь в структурировании своих знаний по облегчению адаптационного периода, получении новой информации, нахождении ответов на возникающие вопросы, частичном апробировании различных приемов.

Например, «Первые дни ребенка в детском саду».

Слайд 8

Адаптационная группа работает по разработанной нами программе «Малыш плюс мама».

Цель этой программы облегчение адаптационного периода у детей раннего возраста через создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психосоматических заболеваний.

Встречи проводятся совместно психологом и воспитателями групп, чтобы малыши привыкали к своим педагогам.

Совместные встречи с родителями и детьми состоят из двух блоков. В первой части используются игровые упражнения, связанные единым сюжетом, во второй – элементы арт-терапии, рисование нетрадиционными способами (пальчиками, ладошками) и свободная игровая деятельность.

Слайд 9

Алгоритм постепенного вхождения в детский сад.

После совместных занятий с родителями малыши начинают посещать группу раннего возраста в соответствии алгоритмом постепенного вхождения в детский сад.

Этот алгоритм состоит из шагов. Каждый шаг алгоритма протекает индивидуально, в зависимости от степени тяжести адаптации ребёнка.

1-й шаг – приход ребенка в группу на 1.5 – 2 часа. Летом приход ребенка на прогулку.

2-й шаг – ребенок остается до обеда.

3-й шаг – ребенок остаётся на сон, но сразу как проснется его забирают родители.

4-й шаг – ребенок остается на весь день.

Слайд 9.

Занятия по адаптации с детским коллективом.

Занятия по адаптации с детским коллективом проводит психолог вместе с воспитателем по программе: «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению», А. С. Роньжина и «Жили-были малыши: Программа практикума общения родителей и детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) и сценарии занятий» Д. Г. Будко, Т. А. Волкова. Программа рассчитана на три месяца. (приложение). Каждое занятие повторяется по три раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче.

Количество занятий: 45, занятия проводятся 3 раза в неделю. Длительность – 10-15минут.

Слайд 10.

На всех этапах реализации модели адаптационного периода осуществляется тесное взаимодействие с родителями.

Родителей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.

Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома вместе с ребенком изготовят совместную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку. В удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботниках.

Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагога - не допустить,чтобы эта родительская группа осталась в позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа-это семья с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения своего ребенка со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы, энергичных мам, которые станут членами родительского комитета и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.

Слайд 11.

Формы и методы взаимодействия с родителями.

День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы.

Консультации позволяют родителям овладеть определенными знаниями и умениями, помогают в расширении проблемных вопросов.

Семинары-практикумы дают возможность рассказать о способах и приемах обучения.

Родительские собрания дают возможность обсудить задачи на новый учебный год, или результаты образовательной работы.

Родительские конференции - это обмен опытом семейного воспитания.

В настоящие время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с родителями.

Нетрадиционных формы - информационно-аналитическая, досуговая, познавательная, наглядно- информационная.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между родителями и педагогами, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К этой группе форм можно отнести проведение педагогами ДОУ совместных праздников и досугов в группе. «Папа, мама, я – дружная семья», «Расти здоровым малыш» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители смогут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной, эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации др. Данные формы использовались и раньше, однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагога и родителя. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики, оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать, как нетрадиционные.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания. Это могут быть информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей в условиях, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек и др.

Все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, деловые игры.

Родители принимают активное участие в проектной деятельности. Совместно с педагогами и детьми разрабатывают проекты. Все участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий. Стало традицией приглашать родителей на открытые просмотры. Открытые просмотры очень много дают родителям они получают возможность видеть самого ребенка в ситуациях,отличной от семейной, сравнивать его поведение и умение с поведением и умением других детей, перенимать у педагога приемы обучения и воспитательного воздействия.

В настоящее время широко используются дистанционные формы работы с родителями.

Публикации по теме:

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Из опыта работы по здоровьесбережению в группе раннего возрастаИз опыта работы по здоровьесбережению в группе раннего возраста Каждый уважающий себя педагог имеет на вооружении в своем опыте разнообразные здоровьесберегающие технологии. А уж у воспитателя группы.

Из опыта работы. Взаимодействие с родителями при ознакомлении детей с ПДД. Ко Дню ПДД на МAAMИз опыта работы. Взаимодействие с родителями при ознакомлении детей с ПДД. Ко Дню ПДД на МAAM Правила дорожные, Все без исключения, Знать должны детишки: Девчонки и мальчишки. Безопасность детей на улице на сегодняшний день является.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ (из опыта работы)
Опубликовано: 30 ноября 2020 в 13:23
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД