Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ (из опыта работы)

ксения мартынова
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ (из опыта работы)

Слайд 2

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Вопрос адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению для нас особенно актуален. В группе раннего возраста работаю более 20 лет. С интересом наблюдаю за вновь поступившими малышами, родителями в адаптационный период. Прихожу к выводу, что очень часто ни дети, ни родители (законные представители) не готовы к поступлению в детский сад.Ребенок переживает стрессовое состояние: у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряженное состояние из-за комплекса воздействия, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. Если взрослые, как и педагоги, так и родители на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку, он гораздо быстрее адаптируется к новым условиям.

Слайд 3

Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.Но на пути реализации этой задачи возникают различные трудности:

• Часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей групп раннего возраста.

• Отсутствие необходимых для современной семьиразнообразных знаний: медицинских, психологических, педагогических.

• Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные.

Взаимодействие родителей и воспитателей сводится к взаимовежливым, односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом (советы, собрания, рекомендации литературы и т. д.).

• Расхождения в требованиях взрослых и стилях взаимодействия между ребенком и взрослым в детском саду и дома.

Все эти затруднения позволяют сделать вывод о том, что организованная деятельность по адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель. Включать в нее всех участников этого процесса: и педагогов, и родителей, и детей.

Слайд 4.

Модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ.

Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

1. Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению.

2. Использовать новые организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом.

3. Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом.

4. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.

Успешность реализации модели организации адаптационногопериода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение также подразумевает последовательность этапов:

Этапы Содержание этапов Субъекты взаимодействия

Прогноз адаптации Определение степени тяжести адаптации малыша и ориентирование воспитывающих взрослых на ожидаемый результат, через наблюдение за параметрами, определяющими успешность адаптации, а также выявление умений и навыков ребенка, облегчающих адаптационный период в процессе анкетирования родителя. Психолог, родитель, ребенок

Консультации для воспитателей и родителей. Помощь родителям и воспитателям в овладении знаний по облегчению адаптационного периода, получении новой информации, нахождении ответов на возникающие вопросы. Родители, воспитатели, психолог

Семейная адаптационная группа Создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психомоторных заболеваний через организацию совместных встреч будущих воспитанников и родителей с педагогами группы раннего возраста. Психолог родитель воспитатель ребенок

Алгоритм постепенного вхождения в детский сад Вход ребенка в группу с обычным режимом без резкого болезненного отрыва от семьи, учитывая индивидуальные особенности развития ребенка, степень тяжести адаптации. Психолог, воспитатель, ребенок

Занятия по адаптации с детским коллективом Помощь детям раннего возраста в преодолении стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду; создание положительного эмоционального настроя в группе; снижение импульсивности, тревожности, агрессии, развитие игровых навыков, стремление сопереживать. Помогать, поддерживать друг друга.

Работа по программе А. С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (М., 2008г) Психолог, воспитатель, дети.

Слайд 6.

Организационный.

- родители знакомятся с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;

- знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;

- выявляются отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;

- установление партнерских, доброжелательных отношений;

- составляется адаптационный маршрут.

Прогноз адаптации – это первая встреча с мамой и малышом. Помогает определить степень тяжести адаптации малыша и сориентировать воспитывающих взрослых на ожидаемый результат.

- осуществляется прямой контакт с ребенком, процессе которого наблюдаются такие параметры, определяющие успешность адаптации, как общий эмоциональный фон малыша, взаимоотношения с незнакомым взрослым, уровень развития предметных действий.Можно поиграть в игры: «Собери и разбери пирамидку», «Лови и бросай мяч», «Поставь кубик на кубик», «Покажи части тела у куклы и на себе: глазки, носик, ротик, ушки, ручки, ножки».

- выявляются умения и навыки ребенка, облегчающие адаптационный период, через анкетирование родителя.

Слайд 7.

Лекции – консультации для воспитателей ясельных групп.

В нашем детском саду в ясельных группах работают постоянные педагоги. Это очень хорошо, т. к. педагоги знакомы с особенностями развития детей раннего возраста, знают о проблемах адаптации, о формах и методах работы с детьми и родителями.

Но бывает так, что педагоги выпускают подготовительную группу и набирают малышей. В этом случае им необходима помощь в структурировании своих знаний по облегчению адаптационного периода, получении новой информации, нахождении ответов на возникающие вопросы, частичном апробировании различных приемов.

Например, «Первые дни ребенка в детском саду».

Слайд 8

Адаптационная группа работает по разработанной нами программе «Малыш плюс мама».

Цель этой программы облегчение адаптационного периода у детей раннего возраста через создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психосоматических заболеваний.

Встречи проводятся совместно психологом и воспитателями групп, чтобы малыши привыкали к своим педагогам.

Совместные встречи с родителями и детьми состоят из двух блоков. В первой части используются игровые упражнения, связанные единым сюжетом, во второй – элементы арт-терапии, рисование нетрадиционными способами (пальчиками, ладошками) и свободная игровая деятельность.

Слайд 9

Алгоритм постепенного вхождения в детский сад.

После совместных занятий с родителями малыши начинают посещать группу раннего возраста в соответствии алгоритмом постепенного вхождения в детский сад.

Этот алгоритм состоит из шагов. Каждый шаг алгоритма протекает индивидуально, в зависимости от степени тяжести адаптации ребёнка.

1-й шаг – приход ребенка в группу на 1.5 – 2 часа. Летом приход ребенка на прогулку.

2-й шаг – ребенок остается до обеда.

3-й шаг – ребенок остаётся на сон, но сразу как проснется его забирают родители.

4-й шаг – ребенок остается на весь день.

Слайд 9.

Занятия по адаптации с детским коллективом.

Занятия по адаптациис детским коллективом проводит психолог вместе с воспитателем по программе: «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению», А. С. Роньжина и «Жили-были малыши: Программа практикума общения родителей и детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) и сценарии занятий» Д. Г. Будко, Т. А. Волкова. Программа рассчитана на три месяца. (приложение). Каждое занятие повторяется по три раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче.

Количество занятий: 45, занятия проводятся 3 раза в неделю. Длительность – 10-15минут.

Слайд 10.

На всех этапах реализации модели адаптационного периода осуществляется тесное взаимодействие с родителями.

Родителей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.

Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома вместе с ребенком изготовят совместную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку. В удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботниках.

Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагога - не допустить,чтобы эта родительская группа осталась в позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа-это семья с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения своего ребенка со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы, энергичных мам, которые станут членами родительского комитета и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.

Слайд 11.

Формы и методы взаимодействия с родителями.

День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы.

Консультации позволяют родителям овладеть определенными знаниями и умениями, помогают в расширении проблемных вопросов.

Семинары-практикумы дают возможность рассказать о способах и приемах обучения.

Родительские собрания дают возможность обсудить задачи на новый учебный год, или результаты образовательной работы.

Родительские конференции - это обмен опытом семейного воспитания.

В настоящие время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с родителями.

Нетрадиционных формы - информационно-аналитическая, досуговая, познавательная, наглядно- информационная.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между родителями и педагогами, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К этой группе форм можно отнести проведение педагогами ДОУ совместных праздников и досугов в группе. «Папа, мама, я – дружная семья», «Расти здоровым малыш» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители смогут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной, эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации др. Данные формы использовались и раньше, однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагога и родителя. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики, оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать, как нетрадиционные.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания. Это могут быть информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей в условиях, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек и др.

Все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, деловые игры.

Родители принимают активное участие в проектной деятельности. Совместно с педагогами и детьми разрабатывают проекты. Все участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий. Стало традицией приглашать родителей на открытые просмотры. Открытые просмотры очень много дают родителям они получают возможность видеть самого ребенка в ситуациях,отличной от семейной, сравнивать его поведение и умение с поведением и умением других детей, перенимать у педагога приемы обучения и воспитательного воздействия.

В настоящее время широко используются дистанционные формы работы с родителями.

Публикации по теме:

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Из опыта работы по здоровьесбережению в группе раннего возрастаИз опыта работы по здоровьесбережению в группе раннего возраста Каждый уважающий себя педагог имеет на вооружении в своем опыте разнообразные здоровьесберегающие технологии. А уж у воспитателя группы.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • День семьи
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ (из опыта работы)
Опубликовано: 30 ноября 2020 в 13:23
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Сценарий досуга «Святки» в старшей группе
Ведущий. Дети, недавно мы с вами в детском саду и дома отмечали замечательной любимый праздник, какой? ( ответы детей) . А какой ещё праздник светлый и...
Фотозарисовка «2021 год — год доброго Быка»
Уважаемые коллеги! Однажды, проходя по улицам города, мне встретился новогодний бычок. И такой бычок был чудесный, что я не смогла пройти мимо!...
Мастер-класс «Подставка и игольница «Русский валенок»
Если вы хотите освободить место на рабочем столе и всегда иметь под рукой самое необходимое для шитья, мой МК для вас. Для этого я решила соединить...