Взаимодействие ДОУ с социальными партнёрами

Инесса Егорова
Взаимодействие ДОУ с социальными партнёрами

Часть 1. Роль социального партнерства в системе дошкольного образования.

Социальное партнерство в образовании - это отношения, организуемые образовательным учреждением между двумя и более равноправными субъектами, характеризующиеся добровольностью и осознанностью за выполнение коллективных договоров и соглашений и формирующиеся на основе заинтересованности всех сторон в создании психолого-педагогических и социокультурных условий для развития обучающихся, повышения качества образования.

Законодательную основу социального партнерства в сфере образования дает Гражданский кодекс РФ, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации». На муниципальном уровне правовую базу организации социального партнерства создают федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.

Социальное партнерство по отношению к образованию - это сотрудничество, которое инициирует систему образования как особую сферу социальной жизни, внося вклад в становление демократического общества. Такое понимание партнерства является значимым, важным, позволяющим изменить, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования.

Сегодня дошкольное образование выступает в качестве начального уровня общего образования, на основе зарегистрированного в Минюсте РФ 14 ноября 2013 года приказа "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) о социальном партнерстве утверждают основные принципы содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС решает задачи формирования общей культуры воспитанников; взаимодействия педагогических объединений с общественными.

Каждое дошкольное учреждение работает по Основной образовательной программе, разработанной на основе ФГОС. Данная программа дошкольного образования направлена на социальные формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, администрацию). Обязательная часть Основной образовательной программы направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации и социализации. Часть программы, которая формируется участниками образовательных отношений должна учитывать образовательные потребности самого учреждения и интересы воспитанников, а также их семей и педагогов.

Основная образовательная программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда определяет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства, социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.

Социальное партнёрство в системе дошкольного образования в контексте ФГОС - система институтов и механизмов такого согласования интересов всех участников образовательного процесса, которое основано на равноправном сотрудничестве родителей, педагогов и детей.

Одним из необходимых условий, для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Л. В. Коломийченко указывает, что дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой».

Таким образом, актуальным становится вопрос выбора социальных партнеров, с которыми ДОУ могло осуществлять взаимодействие, условий этого сотрудничества, его форм.

Социальными партнерами дошкольного учреждения являются родители, общественные организации, школы, детские клубы, Дома творчества, центры досуга, музеи, библиотеки и другие.

Поговорим о таком социальном партнере, как библиотека.

Согласно Закону РФ «О библиотечном деле», (1994) библиотека - это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.

Социальные функции библиотеки - это комплекс функций библиотеки как социального института, отражающий взаимоотношения библиотеки и общества. Основополагающее значение библиотеки - это, в первую очередь, книгохранилище. Для этого библиотека формирует библиотечный фонд, который собирается годами и выполняет большую информационную функцию. Предоставление доступа к накопленным человеческим знаниям - основа для выполнения просветительской, образовательной функции. Роль информационной функции возрастает. Библиотека выполняет социализирующую функцию, предоставляя бесплатные знания, способствует полноценной реализации личности.

Из Закона «О библиотечном деле» следует, что библиотеке как социальному учреждению, присущи следующие социальные функции: информационная, культурная, образовательная. Информационная функция библиотеки заключается в том, что деятельность библиотеки - это информационное обеспечение материального и духовного производства и воспроизводства. Культурная функция библиотеки - это направленность на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной деятельности. Образовательная функция библиотеки - это деятельность библиотеки, направленная на информационное обеспечение общества, которое включает социализацию членов общества, их образование и самообразование, воспитание и самовоспитание.

Социальное партнерство дошкольного учреждения и библиотеки заключается в контакте со всеми участниками образовательного процесса (с детьми, педагогами и родителями). Именно в дошкольном возрасте формируются читательские интересы, любовь к художественному слову.

Важное место среди социальных партнеров детского сада занимает школа. Главные цели сотрудничества школы и детского сада:

1. Единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства;

2. Формирование преемственности, соединяющей воспитание и обучение детей ДОУ и начальной школы в целостный педагогический процесс.

Сотрудничество осуществляется в трех направлениях: методическая работа, работа с родителями, работа с детьми.

Методическая работа на базе школ и ДОУ: проводятся семинары-практикумы для педагогов начальных классов и воспитателей по различным проблемам: преемственность, адаптация учащихся первых классов к обучению в школе, психологическая готовность ребенка к школе. Учителя школ посещают группы, набирающие в следующем году первые классы, воспитатели присутствуют на уроках в школе. Такие встречи позволяют воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения, улучшать качество своей работы.

Работа с родителями заключается в индивидуальных и групповых консультациях, участие в родительских собраниях, посещение вместе с детьми школы, день открытых дверей для детей и их родителей и многое другое.

Работа с детьми проводится для успешной адаптации детей к школе, например, дети знакомятся с учителями, ходят на экскурсии, посещают школьные праздники и мероприятия и другое.

Воспитатель и учитель начальных классов имеют много общего, оба они - педагоги. Проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все участники образовательного процесса, особенно дети. Ради детей проблему преемственности нужно решать, находить время, силы и средства для решения задач сотрудничества между школой и дошкольным учреждением.

Общественные организации являются неправительственными, негосударственными, но на основе определенных договоров и совместных планов работы, возможно сотрудничество с детским садом, на основе общих интересов, например, организации национально-культурных центров, центры традиционной культуры разных народов, музеи и другие. Совместное проведение мероприятий, праздников будет способствовать объединению социальных институтов, будет способствовать более успешной социализации воспитанников в обществе. Также социальными партнерами детского сада могут быть центры досуга и творчества. Цель сотрудничества со всеми социальными организациями одна – социализация детей.

При заключении договора о взаимодействии с социальными партнерами, необходимо знать и использовать принципы социального партнерства.

Солодухина И. И. выделяет следующие принципы социального партнерства:

1) уважение и учет интересов участников соглашения;

2) заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях;

3) соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов;

4) наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей;

5) равноправие и доверие сторон;

6) невмешательство во внутренние дела друг друга;

7) добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;

8) регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;

9) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;

10) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;

11) ответственность сторон за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

Деятельность дошкольных учреждений с разнообразными социальными организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее связи дошкольного учреждения, тем эффективнее и качественнее его работа.

Итак, социальное партнерство в системе дошкольного образования - это реальное взаимодействие двух или более сторон на основе подписанного договора или соглашения на определенный период времени, направленное на решение конкретных целей и задач до достижения желаемого результата.

Таким образом, современная система образования существует в век активного социально-экономического развития, поэтому важной задачей становится развитие современной модели образования через систему социального партнерства.

Актуальность:

Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед дошкольными образовательными учреждениями ставится триединая цель:

- воспитывать культурного человека (субъекта культуры);

- свободного гражданина (субъекта истории, общества);

- творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

- воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

- развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;

- становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.).

Дошкольное образовательное учреждение, учитывая материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не способно обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому для детского сада очень важно привлечь к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, который понимается нами как совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.

Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой». Таким образом, актуальным становится вопрос выбора социальных институтов, с которыми ДОУ могло осуществлять взаимодействие, об условиях этого сотрудничества, его формах.

Цель:

формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными институтами.

Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо:

• четко осознавать миссию ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;

• владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;

• предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).

Задачи:

1. Выделить и четко определить субъекты партнерских отношений, а также тех институтов (организаций, которые могут правомерно их представлять.

2. Определить объекты партнерских отношений.

3. Выработать стратегию, соответствующей общей цели, а также тактику ее достижения. Спланировать совместную деятельность, назначить ответственных лиц за проведение мероприятий.

4. Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами: государственными структурами и органами местного самоуправления; учреждениями здравоохранения; учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада.

5. Осуществлять контроль выполнения условий договоров.

6. Проводить мониторинг.

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.

Часть 2. Проект взаимодействия детского сада с Домом культуры.

Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап – подготовительный (знакомство). На этом этапе определяются общие цели, общие ценности, ресурсная база сторон и формы взаимодействия с объектами социума.

Задачи данного этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона; определение направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Второй этап – практический (совместная деятельность, основанная на доверии). Порядочность, продуктивность, поддержка. На этом этапе будущие партнёры приступают к проектированию конкретных программ совместной работы. Цель этапа - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа: формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада; разработка методических материалов для реализации данных проектов; разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами.

Третий этап (партнерство). Добровольность, долговременность, взаимная ответственность. Необходимым условием партнёрских отношений является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности).

Цель этого этапа – подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

1 этап – подготовительный (август - сентябрь; администрация, творческая группа ДОУ).

1. Поиск социальных партнёров.

-Провести анализ социального окружения детского сада.

-Принять решение о необходимости взаимодействия с конкретным социальным партнером.

-Проинформировать социального партнера о желании детского сада осуществлять сотрудничество.

-Получить согласие (несогласие) социального партнера на взаимодействие.

2. Формирование нормативно-правовой базы.

-Заключить договор о сотрудничестве.

3. Определение степени участия каждого социального партнёра в реализации проекта.

4. Формирование мотивационной готовности всех участников

5. Определение направлений взаимовыгодного сотрудничества.

- Разработать план совместных действий по решению обозначенной проблемы; согласовать разработанный план.

2 этап – практический (октябрь – май).

1. Постановка обеими сторонами целей и задач, определение содержания совместной деятельности.

- Провести переговоры с социальным партнером, в ходе которых необходимо обозначить: цель взаимодействия, сроки сотрудничества (месяц, полгода, год, содержание общения, наиболее привлекательные для каждой стороны формы сотрудничества; администрация, творческая группа ДОУ, ответственные в группах социального партнерства.

2. Проведение запланированных мероприятий, акций, иных форм сотрудничества; при необходимости – внести коррективы в разработанный план в случае невозможности проведения мероприятия или потребности изменения сроков его проведения.

3. Осуществление необходимого взаимодействия представителей детского сада и социального партнера в ходе подготовки мероприятий.

4. Провести оценку результативности взаимодействия; определить сильные стороны сотрудничества, трудности и проблемы, возникающие в ходе совместной работы; совместно обсудить полученные результаты; принять решение о дальнейшем сотрудничестве.

3 этап – оценочно – рефлексивный (июнь; администрация, творческая группа ДОУ).

1. В случае принятия положительного решения детский сад продолжает взаимодействие с социальным партнером и начинает осуществлять совместные действия со второго этапа.

Предполагаемый результат:

• расширится кругозор дошкольников (освоение предметного и природного окружения, развитие мышления, обогащение словаря, знакомство с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);

• сформируются навыки общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;

• повысится качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.

А также:

1. Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума микрорайона на основе договоров и совместных планов.

2. Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.

3. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.

4. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.

5. Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.

Социальный эффект:

• разрушение привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;

• развитие позитивного общественного мнения о своем учреждении;

• повышение спроса на образовательные услуги для детей и обеспечение их доступности для максимального количества семей;

• улучшение подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде;

• творческое саморазвитие участников образовательного процесса.

Риски:

1) Уровень педагогической компетентности партнеров не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.

2) Низкая мотивационная готовность всех субъектов образовательного процесса к изменению содержания работы по формированию сотрудничества, равенства и партнерства в отношениях ребенка и взрослого, социальных институтов микрорайона.

3) Удаленность некоторых социальных партнеров территориально (отсутствие своего транспорта).

Выводы: На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Благодаря ему воспитанники получают возможность расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты, успешно адаптироваться и социализироваться в окружающей среде. Также, благодаря социальному партнёрству, повышается качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализацииВзаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализации Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.

НОД «Знакомство с профессией фельдшера». Взаимодействие с социальными партнерами Возрастная группа: 4-5 лет Образовательная область: «Познавательное развитие (ООМ) Цель: Создание условий для формирования представлений.

Отчёт по работе с социальными партнёрами Социальное партнерство - это обеспечение разностороннего развития и полноценного образование детей. Взаимодействия с социальными партнерами.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ с социальными партнёрами
Опубликовано: 23 сентября 2018 в 10:34
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду»
"Адаптация детей к детскому саду" Адаптация-это приспособление к новым условиям окружающей среды, в нашем случае это привыкание детей к детскому саду. С...
Сценарий открытого занятия в форме посиделок в группе продлённого дня для учащихся 2...
МАОУ Танайковская ОШ Сценарий открытого занятия в группе продлённого дня Тема: Посиделки «В гостях у бабушки Дуни» Разработала Яшина Елена Ивановна...
Конспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе Программное содержание. Расширять...
Конспект внеурочного занятия духовно-нравственного направления в 3 классе «Тепло...
Конспект внеурочного занятия ( Духовно-нравственное направление) Класс: 3 Тема: «Тепло родного дома » ( Рабочая программа внеурочной деятельности по...
Конспект театрализованного развлечения по валеологии в старшей группе «Лесная аптека»
Рекомендации: Развлечение проводится как итоговое недели "Дари добро". Ведущий - воспитатель. Все роли выполняют дети. Как вариант: кукольный театр....