Папки-передвижки

Взаимодействие логопеда и воспитателя. Рекомендации к работе по лексической теме «Посуда»

Наталья Юрьевна Жупанина
Взаимодействие логопеда и воспитателя. Рекомендации к работе по лексической теме «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы

Лексическая тема: «Посуда»

Понедельник

1. Дидактические игры:

- «Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)

тарелка – тарелки, кастрюля – кастрюли, ложка – ложки, вилка – вилки, стакан – стаканы, половник - половники и т. д.

- «Назови ласково» (образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов).

сковорода – сковородочка, тарелка – тарелочка, стакан – стаканчик, чашка – чашечка, поднос, сервиз, половник, солонка, маслёнка и т. д.

- «Сосчитай посуду» (согласование существительного с числительным)

Публикация «Взаимодействие логопеда и воспитателя, Рекомендации к работе по лексической теме „Посуда“» размещена в разделах

Один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей, шесть ножей и т. д.

Можно взять слова для счета – стакан, половник, вилка, ложка и т. д.

- «Какая бывает посуда?» (образование относительных прилагательных)

Посуда из стекла – стеклянная; из металла – металлическая; из фарфора – фарфоровая; из глины – глиняная, из пластмассы – пластмассовая и т. д.

- «Как называется?»

Посуда для сахара – сахарница, для соли -, хлеба, супа, молока, масла, конфет и т. д.

- «Найди общее»

Чашка и кружка – они круглые, гладкие, устойчивые, белого цвета,; из них можно пить, у них есть ручка.

- «Найди разницу»

Чашка и кружка – чашка сделана из фарфора, а кружка – из железа; чашка бьётся, а кружка – нет; фарфор плохо проводит тепло – из чашки хорошо пить чай, не обожжёшь губы кипятком; железо быстро нагревается, и горячий чай из кружки сразу пить нельзя, можно обжечься.

Задание 2. Отгадать загадки о посуде.

- Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

- Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)

- Ходит он из края в край, режет чёрный каравай. (Нож)

- Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор, называюсь я … (Фарфор)

Задание 3. Пословицы и поговорки (обсудить).

- Посуда бьётся - к счастью.

- Без труда не отмоешь добела.

- Не пытайся налить с верхом.

4. Подбери признаки (не менее трех признаков):

Чашка (какая) – … чайник (какой) — …

5. Образуй признаки (от предмета): пластмасса — … стекло — … глина — … дерево — …

праздник — … чай — … кофе — … кухня — …

6. Назови ласково: чашка – чашечка ложка — … чайник — … тарелка — … кастрюля — …и т. д

7. Есть – нет (родительный падеж): чайник –нет чайника, ложка — … сковорода — … стакан — … блюдце -… сервиз — … донышко -… кухня -… посуда — …

8. Что где лежит? сахар – в сахарнице масло — … хлеб — … сухари — … соль — … перец —

9. Назови посуду: чайную — …. столовую — … кухонную — …

10. Исправь предложения: Суп разлили по стаканам. На чайнике кипит чай. В сахарницу насыпали хлеб.

Вторник

1. Грамматический строй

1). «Назови ласково? (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)

Тарелка - тарелочка (кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, казан, графин).

2). «Один - много» (согласование числительных с

существительными в роде, числе и падеже)Одна ложка, две ложки, пять ложек

Кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, сахарница, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, графин, казан, селедочница, терка, крышка.

3). «Родственные слова» (образование однокоренных слов)

Кофе – кофейник – кофеварка – кофемолка - кофейный

Чай -. (чайник - чайный)

Суп -. (супчик – супница - суповой)

4). «Материал» (образование притяжательных

прилагательных)

Посуда из стекла - стеклянная

Посуда из фарфора -.

Посуда из металла -.

Посуда из пластика -.

Посуда из дерева -.

Посуда из пластмассы -.

Посуда из бумаги -.

2. Связная речь

1).«Где живут продукты?»

Сахар живет в сахарнице

(соль, сухари, масло, перец, чай, кофе, селедка, конфеты, салат, суп)

2). Послушай сказку, выучи ее:

«Сказка о чайнике»

Жил – был чайник. У него была семья - посуда. Чайник был пузатый - препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.

3)Теперь придумай такую же сказку о каком – либо предмете посуды.

Нарисуй чашку и блюдце из одного чайного сервиза.

3. Игра «Сосчитай посуду»:

один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.

одна ложка,.

одна чашка,.

один стакан,.

одна кастрюля,.

4. Игра «Гномик и великан»

Кастрюля. У гнома - кастрюлька, а у великана - кастрюлище.

Стакан. У гнома - стаканчик, а у великана - стаканище.

Нож. У гнома - ножичек, а у великана - ножище.

5. Игра "Составь предложения с предлогом "С"

С чем ведро, если в нем. (вода, молоко, морковь, картошка. ?

С чем кастрюля, если в ней. (суп, борщ, картошка. ?

С чем чашка, если в ней. (чай, кисель, кофе, молоко. ?

С чем банка, если в ней. (капуста, варенье, мед, мука. ?

6. Назови предмет посуды на звук:

[ч] – чайник, … [б] - … [н] - … [вь] - … [л] - … [к] - … [с] - … [т] - … [мь] - …

7. «Объясни, что делает этот предмет?»

мясорубка – рубит мясо

самовар - …

овощерезка - …

хлеборезка - …

соковыжималка - …

яйцерезка - …

чеснокодавка - …

8. «Назови эту посуду»

Чайная посуда – это самовар, …

Кофейная посуда – это кофейник, …

Столовая посуда – это супница, …

Кухонная посуда – это кастрюля, …

9. «У какого предмета посуды есть это?»

Носик есть у …

Дырочки есть у …

Крышка есть у …

Одна ручка есть у …

Две ручки есть у …

Лезвие есть у …

Четыре зуба есть у …

10. Дидактическая игра «Какая посуда?»

Стакан из стекла – стеклянный стакан.

Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.

Кувшин из глины – глиняный кувшин.

Скалка из дерева – деревянная скалка.

Поднос из пластмассы – пластмассовый поднос.

Ложка из металла – металлическая ложка.

11. Выучить название специальной посуды. Скажи, что откуда возьмешь?

Посуда для соли – солонка. Соль беру из….

Посуда для сахара – сахарница. Сахар беру из….

Посуда для перца – перечница…

Посуда для масла – маслёнка…

Посуда для хлеба – хлебница…

Посуда для рыбы – рыбница…

Посуда для фруктов – фруктовница….

Посуда для конфет - конфетница…

Посуда для салата – салатник или салатница….

12. Описательный рассказ:

какая посуда есть у вас на кухне.

Как называется?

Какого цвета?

Какой формы?

Какого размера?

Из какого материала сделана?

Из каких частей состоит? (стенки, дно, крышка, ручки, носик)

Для чего нужна посуда?

Среда

1. Загадки про посуду:

Сама не ем, а людей кормлю. — Ложка.

Из горячего колодца через нос водица льется. — Чайник.

Рыба в море, а хвост на заборе. — Ковш.

Деревянная темница, а в ней хлебушек хранится. — Хлебница.

Круглая, как блин, а сверху ручка. — Сковородка.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода скипела!» (чайник)

И в столовой, и на кухне,

В ресторане – и везде:

Если варят – то в кастрюле,

Жарят – на …. (сковороде)

По моей тарелочке

Лодочка плывет.

Лодочку с едою

Отправляю в рот. (ложка)

Среди ложек я полковник

И зовут меня … (половник)

- Как одним словом назвать все эти предметы?

2. Употребление существительных в родительном падеже. Игра «Чего не стало?». Выставляются 5—6 предметов посуды. Детей просят закрыть глаза, Незнайка прячет один предмет. Дети догадываются и отвечают, какой. Не стало кастрюли, чайника, сковородки, стакана, чашки, тарелки, ложки, вилки, блюдца.

3. Образование относительных прилагательных.

Воспитатель напоминает произведение К. И. Чуковского «Федорино горе». «Прибежала посуда и к нам, да так вся перепуталась: тут и для чая. Давайте все вместе разберем ее». Воспитатель берет кастрюлю, сковороду, большой чайник, половник, терку, нож, дуршлаг. «Для чего эта посуда нам нужна? —

Эта посуда нужна для приготовления пищи. — Где готовим пищу? — На кухне. Это кухонная посуда!»

Воспитатель берет тарелки глубокие и мелкие, ложки, вилки, ножи, хлебницу. «Для чего нужна эта посуда? Да, она нужна для готовой пищи, в нее кладут готовую еду, а потом обедают. Это обеденная посуда или столовая!»

Воспитатель берет чайное блюдце, чашку, чайную ложечку, заварной чайничек, сахарницу, конфетницу. «Для чего нужна эта посуда? Да, ее расставляют, когда пьют чай. Подумайте, как она называется? Чайная!»

4. Развитие логического мышления. Игра «Четвертый — лишний».

Например: чашка, блюдце, дуршлаг, ложка.

Чайник, кастрюля, хлеб, тарелка

Стакан, стол, тарелка, ложка.

Ложка, вилка, чашка, нож.

Кастрюля, сковорода, чашка, ковш.

Четверг

1. Физкультминутка. Дети ходят по группе. По команде воспитателя изображают, стоя на месте, посуду:

Самовар — руки в боки

Кастрюля — руки к плечам

Чайник — одна рука в бок, другая поднята под углом

Ложка — руки соединены вверху, над головой.

2. Расширение словаря прилагательных. «Кто больше скажет слов?»

Чайник (какой) — фарфоровый, красивый, пузатый, маленький, новый, чистый.

Кувшин (какой) — стеклянный, прозрачный, высокий, узкий, голубой, чистый, новый, любимый.

Хлебница (какая) — металлическая, круглая, чистая, старая, узорчатая, блестящая, ажурная.

3. Развитие мышления и воображения. Игра «Наоборот».

Новая кастрюля — старая кастрюля

Полная сахарница — пустая сахарница

Чистая ложка — грязная ложка

Горячая сковорода — холодная сковорода

Прочная салатница — хрупкая салатница

Мелкая тарелка — глубокая тарелка

Высокая ваза — низкая ваза

Светлый чайник — темный чайник

Мокрая чашка — сухая чашка

4. Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Раз, два, три, четыре, Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и

хлопают в ладоши.

Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, по одному, на каждое

название посуды.

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили, Снова загибают пальчики.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. Попеременно ритмично ударяют кулачок об

кулачок и хлопают в ладоши.

5. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая.

Сковорода тяжелая – сковорода легкая.

Ножик старый – ножик новый.

6. Скороговорки. Развитие общих речевых навыков — правильного звукопроизношения, четкости дикции, речевого дыхания.

Выпил Яшка чаю чашку,

Мало чашки чая Яшке.

Ю. Чичев

Старик Скороговоров

Купил скороварку,

Разбил сковородку,

Забыл скороговорку.

И. Тополева

Взял Валерка тарелку,

Взял Валерка поднос.

Мне тарелку Валерка

На подносе принес.

А. Левшин

Пятница

1. Упражнение «У БЕЛОЧКИ В ГОСТЯХ». Развитие связной речи. Развитие зрительного внимания.

Воспитатель помещает на магнитную доску изображения белочки и праздничного стола. Он объясняет, что белочка ждет гостей и накрывает на стол, и просит детей запомнить, что белочка поставила на стол. Затем дети должны закрыть глаза, а воспитатель — поменять местами посуду на столе. Открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось. Например:

Белочка поменяла местами сахарницу и масленку.

Вместо чайника белочка поставила на стол кофейник.

2. Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «МАШИНА КАША».

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.)

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку, (Загибают по одному пальчику на левой руки.)

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)

(Н. Нищева)

3. Упражнение «ПОСУДА». Координация речи с движением.

Вот большой стеклянный чайник (Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг.)

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнули над головой.)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос. (Легли на ковер, вытянулись.)

Он посуду нам принес.

Публикации по теме:

«Поможем бабушке Федоре». Итоговое мероприятие по лексической теме «Посуда» Цель мероприятия: Закреплять представления детей о посуде. Развивать слуховое, зрительное восприятие, тактильные ощущения. Поддерживать.

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Посуда» Конспект фронтального занятия по лексической теме: «Посуда» Цель: Расширение словаря по теме «Посуда». Задачи: 1. Научить употреблять категории.

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Посуда» Тема: Автоматизация звука [С] в предложениях. Лексическая тема: «Посуда». Цель: формирование правильного звукопроизношения. Задачи: образование.

ОД «В гостях у сказки» по лексической теме «Посуда» Цель: закреплять знания детей о чайной посуде. Задачи. Образовательные: формировать навыки счета в пределах десяти,уточнить понятие слов.

Презентация по лексической теме «Посуда» для старших дошкольников Я,практикующий логопед, постоянно нахожусь в поиске, стаж работы 15 лет. Хочу представить на ваш суд одну из своих работ. Презентация по.

Рекомендации для родителей по лексической теме «Посуда» Лексическая тема: "Посуда"Закрепляем словарь по теме: Существительные: тарелка, чашка, блюдце, кастрюля, сковорода, чайник, ложка, вилка,.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Мебель» Лексическая тема: «Мебель» 1. Рассмотрите вместе с ребёнком мебель, которая есть у вас дома. Нарисуйте вместе с ребёнком или приклейте картинки.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Осень» Лексическая тема “Осень. Признаки осени” 1. Ответить на вопросы: - Какое сейчас время года? - Назови осенние месяцы. - Какая погода на.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Овощи. Огород» Лексическая тема “Овощи. Огород” Задание 1. Родителям рекомендуется: Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: Объяснить, что всё.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Семья» 1. Посмотреть с ребенком семейные фотографии (фильмы). Дети должны усвоить: семья, ее состав, функции членов семьи. Какая должна быть семья?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие логопеда и воспитателя. Рекомендации к работе по лексической теме «Посуда»
Опубликовано: 31 января 2018 в 20:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие логопеда и воспитателя. Рекомендации к работе по лексической теме «Посуда»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Юрьевна Жупанина (УИ 1261547) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД