Лучший педагог года

Взаимодействие образовательных организаций и учреждений культуры как условие формирования гражданской идентичности.

Светлана Гринина
Взаимодействие образовательных организаций и учреждений культуры как условие формирования гражданской идентичности.

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре.

Сейчас все более актуальной становится проблема приобщения ребенка к общечеловеческим и отечественным ценностям, становления дошкольника как личности, формирования его гражданской позиции, патриотических чувств (любви к своей семье, Родине, усвоения национальных традиций и социокультурных норм.

Публикация «Взаимодействие образовательных организаций и учреждений культуры как условие формирования гражданской идентичности,» размещена в разделах

К концу дошкольного возраста к началу обучения в школе у ребенка складывается генетически ранняя форма самосознания и самооценки, первичная форма мировоззрения. Самооценка, как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми основа самосознания личности, ее идентичности. Идентичность всегда является «социокультурным конструктом», поскольку воплощает в себе самоопределение личности по отношению к другим (другому, своим или чужим. Имя, половая принадлежность, расовая и этническая принадлежность, родной язык, место рождения и др. – все это компоненты идентичности. И, хотя формирование гражданской идентичности происходит в юношеском и более старших возрастах, можно говорить о предпосылках становления гражданской идентичности личности уже на ступени дошкольного образования.

Еще В. А. Сухомлинский писал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, что бы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Это высказывание и сегодня звучит максимально актуально.

Ведь на формирование основ гражданской идентичности ребенка оказывают влияние, как известно, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, СМИ, дошкольные образовательные учреждения.

Умелое включение ребенка педагогом в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности воспитательно-образовательного процесса по формированию основ гражданской идентичности личности в дошкольных образовательных учреждениях.

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным педагогам помогает традиционная народная культура.

В рамках образовательной программы педагоги знакомят детей с русским фольклором, способствуют развитию представлений о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства, знакомят детей с народными праздниками, развлечениями, традициями, с прошлым своего края, с его историей.

В настоящее время особую значимость приобретает поиск инновационных методов по формированию у детей дошкольного возраста гражданской идентичности. Такими методами могут стать экскурсии или маршруты выходного дня в различные учреждения культуры с целью знакомства дошкольников с народной культурой.

На территории города Арзамаса и Арзамасского района находится большое количество музеев: краеведческих, исторических, которые предлагают много познавательных и интересных программ для детей разного возраста.

Как жили люди раньше? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Найти ответы на эти и подобные вопросы в ходе экскурсии – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности, с пользой провести время.

Одним из музейно – выставочных центров, которые предлагают познакомить детей с народной культурой Арзамасского района является «Центр ремесел Арзамасского края» р. п. Выездное.

В небольших залах музейно-выставочного центра представлены разнообразные предметы старины : железные сундуки, ступы, прялки, чугунки, домотканые половики, стеклянные, прошлого века елочные игрушки, в коробке, кукла в качалке и многое другое.

Приветливые сотрудники музея, в доступной и увлекательной форме знакомят детей с традициями, бытом и жизненным укладом местных жителей, славившимися своим мастерством и искусством; показывают образцы народного костюма местных жителей, интерьеры гончарной, сапожной, мастерских.

Детям демонстрируют экспонаты музея «Победы» : костюмы военных лет, устройство землянки, артефакты с полей сражений.

Воспитанникам детских садов смогут принять участие в мастер-классе по изготовлению мочальной куклы (оберега). Каждый ребенок получит возможность своими руками изготовить маленькую необычную куколку, которую заберет с собой в качестве сувенира на память о музее.

Заключительным этапом экскурсии является чаепитие с пряниками и чаем из русского самовара.

Впечатлениям детей не будет предела. Экскурсия вызывает у детей удивление, восхищение, желание еще больше узнать о культуре и быте наших предков.

Таким образом, четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с различными учреждениями культуры и социальными институтами повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создаёт условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей о разнообразных профессиях; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность. Сотрудничество с музеями направлено на ознакомление детей с историей и культурой России, Арзамаса, развитие кругозора детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности. А все это и является составляющими компонентами гражданской идентичности личности.

Литература:

1. Асмолов А. Г. Воспитание: социально-педагогические и психологические аспекты. М. : ИД ООО «ВИТЯЗЬ-М», 2005. – 48 с.

2. Идентичность : Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. – М. : Изд. МПСИ; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2008. – 160с.

3. Карабанова О. А. «Социальная ситуация развития» как альтернатива «среде» в понимании движущих сил психического развития ребенка. //Журнал практического психолога 2003 № 1.

4. Лебедева Н. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, 1999. т. 20, №3. с. 48-58.

5. Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г. А. Урунтаева. – М. : Издательский центр «Академия», 1997.- 384 с.

6. Радионова О. Р. Некоторые подходы к формированию основ семантической гибкости у старших дошкольников – будущих первоклассников в дошкольном образовательном учреждении. // Актуальные вопросы реабилитологии и пути их решения: Материалы Всероссийской практической конференции (с международным участием). 15-16 декабря 2005 года / Под ред. С. В. Карачаровой. – Нижний Новгород: НФ СГУТ и КД, 2006 – С. 146-149.

7. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. : «Издательство политической литературы», 1985. – 272с.

Публикации по теме:

Устав — документ, регулирующий деятельность дошкольных образовательных организаций МКДОУ №11 п. Тамбукан Доклад на тему: «Устав — документ регулирующий деятельность организаций» 201_год Ответственный.

Формирование основ национально-территориальной гражданской идентичности дошкольников в проектной деятельности Включённость дошкольных образовательных учреждений в современное социокультурное пространство страны и региона позволяет выстраивать гуманистически.

Приоритетность взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьей по духовно-нравственному воспитанию Глушкова Ю. А., Джишкариани Т. Д. Ключевая линия развития дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДО это социализация ребенка и приобщение.

Конспект мастер-класса с педагогами дошкольных учреждений по интеграции образовательных областей Инструктор по физической культуре: Куприянова Вера Николаевна МАДОУ № 9 «Сказка» Топкинского муниципального района Конспект мастер - класса.

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Весовые измерения: играем и учимся» Мастер-класс «Весовые измерения: играем и учимся» Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учреждений. Цель: поделиться.

Отчет о региональном Фестивале педагогических идей работников образовательных учреждений -2016 гОтчет о региональном Фестивале педагогических идей работников образовательных учреждений -2016 г 26 февраля 2016 года уже традиционно в Центральном округе Самарской области г. Жигулевск под девизом «На нас смотрит будущее - сделаем его.

Положение о проведении спортивных семейных состязаний среди дошкольных образовательных учреждений г. ШадринскаПоложение о проведении спортивных семейных состязаний среди дошкольных образовательных учреждений г. Шадринска 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения городских спортивных семейных состязаний (далее.

Сценарий отчетного концерта образовательных учреждений «Весенняя капель» Сценарий отчетного концерта образовательных учреждений «Весенняя капель» I БЛОК «Открытие» Фоновая музыка на выход ведущих. Наташа:.

Впечатления о фестивале самодеятельного творчества среди работников образовательных организацийВпечатления о фестивале самодеятельного творчества среди работников образовательных организаций Доброе время суток, дорогие коллеги! Хочу поделиться впечатлениями о VIII Фестивале самодеятельного творчества среди работников образовательных.

Здоровьесберегающие традиции дошкольных образовательных учреждений Кузнецкого района города Новокузнецка Кузнецкий район – удивительный район. Он, как одна большая семья вместил в себя 16 детей, 16 дошкольных образовательных учреждений, которые.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взаимодействие образовательных организаций и учреждений культуры как условие формирования гражданской идентичности.
Опубликовано: 18 апреля 2016 в 22:18
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД