НАТАЛЬЯ ХАСЯНОВА
Взаимодействие педагогического коллектива ДОО с учреждениями и родителями воспитанников в рамках социального партнерства
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли в детском саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.
Публикация «Взаимодействие педагогического коллектива ДОО с учреждениями и родителями воспитанников в рамках социального партнерства» размещена в разделах
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как сотрудничать с семьей. Многое зависит от интуиции и мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Дошкольное образовательное учреждение представляет собой открытую систему, одним из методов работы которой является социальное партнерство, взаимoдействие коллектива детского сада с родителями, действующего на демократических и гуманистических принципах. Проведение личных бесед, анкетирования на эту тему и помогает правильно выстроить работу с родителями, сделав ее наиболее эффективной, а также подобрать более эффективные формы взаимодействия с семьями.
Нам хотелось добиться взаимопонимания с родителями, познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но и показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада.
Свою работу мы начали с анкетирования родителей в начале года. Вновь пришедшие в детский сад родители заполняли анкету «Сведения о ребенке и его семье». Эта анкета помогает выявить социальный статус семьи, а также помогает при дальнейшем сотрудничестве, т. к. родители дают сведения о своих увлечениях, интересах.
Родители всех групп заполняли анкету «Изучение потребностей и интересов родителей в вопросах сотрудничества детского сада и семьи».(приложение 1)
Цель этого анкетирования: выявление потребностей и интересов родителей в вопросах сотрудничества детского сада и семьи.
Анализируя результаты первого вопроса анкеты, выяснялось, что для родителей является главным в воспитании ребенка. Оказалось, что из 100% родителей лишь 18 % считают, что главное в воспитании ребенка является развитие умственных способностей; 66 % родителей считают, что главное в воспитании ребенка является здоровье и физическое развитие; 14% родителей считают, что главное в воспитании ребенка является развитие нравственных качеств; и 2 % родителей считают, что главным в воспитании ребенка является раннее обучение ребенка чтению и письму.
На вопрос: какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей? 72% родителей хотели бы получать информацию о питании;13% родителей хотели бы получать информацию об успехах ребенка; 10% родителей хотели бы получать информацию о режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях; и 5% родителей хотели бы получать информацию о дополнительных услугах.
Анализируя следующий вопрос анкеты: Обращаете ли вы внимание на информационные стенды, висящие в группе, оказалось, что 32% родителей ответили «всегда» и 68% родителей ответили «иногда».
Также в ходе анализирования анкеты было выяснено, что только 37% родителей интересуются вопросами воспитания и развития детей у воспитателя ;43 % родителей получают информацию, используя интернет; 20% родителей используют специальную литературу, журналы;
Из предложенных форм работы с родителями наиболее необходимыми во взаимодействии детского сада и семьи 44% родителей ответили – организационное собрание; 16 % родителей ответили – открытое занятие для родителей, на которых они могли бы увидеть успехи и проблемы ребенка; 14% родителей ответили – совместные развлечения для детей и родителей; 14% родителей ответили – участие в выставках; 12% родителей ответили – совместные походы на природу;
В итоге проводился анализ оценки степени посещаемости выбранных форм работы родителями. Выяснилось: 33% родителей дали ответ «обязательно найду время для участия в выбранных формах работы» и 67% родителей дали ответ – «буду посещать в зависимости от свободного времени».
Проанализировав результаты анкетирования, решили: активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Для этого необходимо привлекать их внимание к воспитанию ребенка различными формами работы, оказывая квалифицированную помощь. Можно выделить следующие формы организации помощи семье в условиях ДОО:
Коллективные формы взаимодействия.
Индивидуальные формы работы с семьей.
Формы наглядного информационного обеспечения. Это взаимодействие строиться в совместном проведении семейных праздников и развлечений для детей; в организации экологических и культурных акций; в совместном проведение трудовой деятельности с детьми, педагогами и родителями. Именно это позволяет качественно и своевременно расширять кругозор детей, обогащать их представления об окружающей действительности, а также, что немаловажно, повышать педагогическую культуру родителей.
В работе с родителями мы используем много разных форм, которые сближают педагога с родителями, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность мы ведем по следующим направлениям:
- информационно – аналитическое;
- познавательное;
- досуговое;
- наглядно – информационное.
Широко применяется в нашем детском саду информационно-аналитическая форма работы. Основной задачей такой формы работы с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы составляем социальные паспорта групп, детского сада. Получив реальную картину, на основе собранных данных, вырабатываем тактику своего общения с каждым родителем, возможность осуществления индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку и дифференцированного подхода к родителям.
Проводится эта работа в виде анкетирования, опросов, тестов, социологических срезов, интервьюирования, «почтовых ящиков».
В нашем детском саду популярны анкеты: «Анкета-знакомство», «Взаимодействие родителей и педагогов», «Социологическая анкета семьи», «Ваши пожелания и ожидания», «Какой вы родитель?», «Сотрудничество детского сада и семьи»; тесты: «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Какой вы родитель?», «Ребенок и его здоровье» и др.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей играют доминирующую роль среди форм общения педагог – родители. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.
Основная роль в этом направлении принадлежит родительским собраниям.
Групповые родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. Повестка дня собраний может быть разнообразной, в зависимости от годовых задач ДОУ, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Нужно ли наказывать детей», «Ребенок и здоровье», «Развиваем речь детей» и др. К собраниям готовим выставки детских работ или фотостенды, где используются фотографии из семейных альбомов, жизни группы. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (музыкальный руководитель, логопед, старший воспитатель, медсестра и др., а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). На собраниях воспитатели выражают благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям. Предлагаем родителям такие консультации «Задержка речевого развития», «возрастные особенности детей 2 – 3 (4-5,5-6,6-7) лет», «Здоровье ребенка в Ваших руках», «Научите ребенка делать добро», «Организация подвижных игр с детьми на воздухе в зимний период» и т. д.
Родительский комитет группы (детского сада) – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского комитета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями, привлечь их к выполнению заданий и т. д. Эти формы использовались и раньше и считаются традиционными. Но, сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Лекции - консультации, отчеты, беседы уже не находят отзыва в душе родителей. Поэтому в работе мы стараемся использовать нетрадиционные формы. Например, проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?» или же в виде «Педагогической лаборатории», «Аукциона», «Душевного разговора», «Ток - шоу».
Давно используется в нашем ДОУ и хорошо себя зарекомендовала такая формы работы как презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, представители медицины, учителя, логопед и т. д. Такую родительскую конференцию мы постоянно устраиваем для родителей детей поступающих в детский сад, где знакомим их с учреждением, говорим о возрастных особенностях детей 2-3 лет, подготовке к условиям детского сада, адаптации и др.
Еще одной формой работы с родителями, используемой нами, являются тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Все чаще в работе наши педагоги используют такие формы работы с родителями, как деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Темы игр: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Цветок здоровья», «Пирамида здоровья».
Важное место в работе по взаимодействию с семьей в нашем детском саду занимает такая форма работы как родительский клуб.
Использования родительских клубов заключается в том, что родительский клуб является наиболее эффективным способ вовлечения семьи в жизнь детского сада. В отличие от родительских собраний, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.
Удачной формой работы с родителями является «Совет отцов», целью которой является повышение роли отца в социализации детей и укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций и семейных отношений, вовлечь как можно больше отцов в воспитательный процесс ДОУ.
Также в нашем детском саду существует Центр Игровой Поддержки Ребенка. Его с удовольствием посещают родители с детьми до 3 лет, которые не посещают детские сады. Родители на таких занятиях получают много полезной информации, имеют возможность провести время в игровой деятельности со своим ребенком. По окончании занятия родители с детьми всегда уходят с результатом своей творческой деятельности.
Большая работа с родителями проводится при подготовке детей к школе. Проводятся практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу», родительские собрания, на которые приглашаются учителя начальной школы, логопеды. В результате обогащается воспитательный опыт родителей и повышается эффект семейной подготовки к школе.
Для возникновения интереса и желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала нами используются различные методы активизации родителей : «Мозговой штурм», «Список прилагательных и определений» («Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т. е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели); «Ассоциации» (собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы); «Коллективная запись» (тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моментов по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного) и др.
Для психологического просвещения родителей в нашем ДОУ используются и такие формы работы:
• семинары-практикумы;
• дискуссии по проблеме;
• вечер вопросов и ответов;
• дни добрых дней;
• подбор и распространение психолого-педагогической литературы;
• подготовка памяток, рекомендаций, педагогических бесед (групповых и индивидуальных).
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является - индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через посещение семьи, изучение ее специфики, беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
В нашем детском саду особо популярна досуговая форма организации общения, которая призвана устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации, т. к. воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию самого мероприятия.
В форме совместных праздников и развлечений проходят у нас такие традиционные мероприятия, как «День матери», «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Праздник мам», «День защитников Отечества», «День именинника», «День Земли», «День Победы», «До свиданья, детский сад.» Не обходимся мы и без спортивных развлечений таких как «Зимняя эстафета», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Летний спортивный праздник».
Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители выступают в роли непосредственных участников: участвуют в различных конкурсах, читают стихотворения, поют песни, рассказывают интересные истории, имеют возможность проявить свои знания, эрудицию, смекалку. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений.
Стало традицией ежегодно проводить творческие конкурсы в ДОУ на следующие темы: «Осенняя фантазия», «Чудо с грядки», «Новогодняя игрушка», «Юный эколог», «Лучший участок», где родители проявляют свое мастерство, фантазию, творчество.
Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки совместных творческих работ «Осенний букет», «Загляните в мамины глаза», «Мастерская Деда Мороза», «Здравствуй, гостья Зима», «Загадочный космос», выставки детских рисунков, самодельных игрушек, книжек - малышек, вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия».
Такая форма совместной деятельности как акции имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями мы постоянно обновляем и пополняем библиотеки групп.
Кроме этого, в нашем образовательном учреждении проводятся :
• совместные проекты «Семейный альбом группы», «Герб нашей семьи», «Моя малая Родина», «Природа нашего края»;
• выпуск семейных газет «Здоровейка», «Отдыхаем всей вместе»;
• акции «Открытка солдату», «Позаботимся о здоровье», «Птицы – наши друзья»;
• совместные экскурсии «Мы – друзья природы».
Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще с ними налаживать контакты, предоставлять педагогическую информацию. Активность родителей в праздниках, конкурсах, создании выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
В практике работы мы используем следующие наглядно – информационные формы:
родительские уголки;
папки-передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Здоровейка», «Безопасность малышей», «Музыка и дети», «Роль отца в воспитании детей» и т. д. ;
фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»;
информационные фотовыставки «Мама, мамочка, мамуля», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Лучший папа на свете», «Этот день Победы» и т. д. ;
эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»;
информационные листки, которые включают в себя информацию об
объявлениях о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т. д.
памятки для родителей по различным направлениям работы;
выставки детских работ, демонстрирующие родителям успехи детей по освоению программы (рисунки, аппликация, самодельные игрушки, альбомы и т. д.).
Для того чтобы наглядная информация была действенной, помогала активизировать родителей, мы стараемся сделать ее эффективной, используя современные технологии оформления самих стендов, используем рубрики: «Спрашивали – отвечаем», «Поиграем, почитаем», «Времена года», «Чем и как занять ребенка дома», «Благодарим», «Это интересно» и т. д., в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
По сравнению с известными формами работы с родителями огромную роль и преимущество играет создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада. На сайте содержится очень много информация для родителей о жизни ДОУ
Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Современный этап развития нашего общества характеризуется усилением стремления ДОО к взаимодействию с разнообразными социальными учреждениями (музеи, библиотеки, спортивные организации, школы и т. д.) Цель социализации : формировать умение адаптироваться к условиям той или иной среды, осознавать существующие в ней ценности, и воспринимать и преумножать их. Среда, тщательно продуманная, специально организованная, может стать тем инструментом прикосновения к личности ребенка – дошкольника, который позволит ему развить все имеющиеся склонности и способности. Основными задачами процесса социализации ребенка являются :
-формирование осознанного отношения к ценностям, сложившимся в обществе;
-способствовать воспитанию стойкой потребности в общении с прекрасным, в создании и сохранении культурных ценностей;
-предоставить возможность ощутить себя членом общества, гражданином своей страны, показать связь времен и народов;
-формирование коммуникативной и социальной компетентности, положительного отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру;
-дать представление о культуре отношений в определенной среде, формировать умение адаптироваться в ней, строить отношения на взаимоуважении.
Наш детский сад имеет опыт работы с: 1. Ульяновским областным театром кукол имени В. Леонтьевой. 2. Ульяновской областной филармонией. 3. Библиотекой №29. 4. МБОУ СОШ №61. 5. ДШИ №11. 6. Музей народного образования 7. МУЗ ДГБ №3 8. Картинная галерея «Радуга».
Для плодотворной работы по воспитанию и развитию детей активно расширяется круг взаимодействия ДОО с социальными институтами города, заключаются взаимовыгодные договора о совместных мероприятиях как в ДОУ, так и за пределами детского сада, расширяется тематика концертов, экскурсий, выставок.