Татьяна Африкантова (Апаева)
Взаимодействие с агрессивными детьми.
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с агрессивными детьми.
Причин плохого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон. Конечно, это не означает, что всем дозволенно драться и кусаться. Просто нужно самим научиться и научить детей выражать гнев приемлемыми способами. И главное помнить, что нельзя демонстрировать вспышки гнева и повышения голоса.
Публикация «Взаимодействие с агрессивными детьми,» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Работа воспитателей должна проводится в трех направлениях:
1. Обучение ребенка (детей) приемлемым способам выражения негативных эмоций.
2. Обучение навыкам распознавания и контроля.
3. Формировать способность к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Если это вербальная агрессия.
1. Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации. Такая работа должна проводиться с ребенком в не поле зрения соперника. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу – беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков». Перед началом занятия каждый ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия.
В случаях физической агрессии детям нужно дать тайм-аут для того, чтобы ребята пришли в себя и успокоились. Когда они успокоятся, спросите понимает ли он, что может произвести плохое впечатление, хочет ли он, чтобы его хвалили, чтобы у него было много друзей, и объясните, что для этого нужно.
Воспитатель, видя, что дети готовы «вступить в бой» может организовать соревнования. Например, метание мешочка, мячика в цель, мягкую подушку которую ребенок может пинать. Эти предметы помогают снижению эмоционального и мышечного напряжения. А также можно использовать игры с песком. Закапывая и раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается. Еще можно предложить ребенку прежде чем перейти к действию, вдохнуть и посчитать до 5-10, а также можно предложить сильно сжимать и разжимать кулаки.
2. Для тренировки навыков распознавания эмоциональных состояний можно использовать шаблоны плакаты с изображением различных эмоциональных состояний.
Можно использовать рисование на темы эмоциональных состояний. Также можно использовать игры с агрессивными детьми «Доброе животное», «Тух-тиби-дух».
3. У агрессивных детей низкий уровень эмпатии. Эмпатия-это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Поэтому так важна работа по развитию у ребенка чувства эмпатии. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить своё поведение со стороны. Например, если произошла драка, можно изобразить эту ситуацию, пригласив в гости кого нибудь из известных литературных героев. Нужно разыграть ссору похожую на произошедшую, а затем попросить детей помирить их. Дети предлагают способы выхода из конфликта. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью сторону им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению группы и благоприятного психологического климата. Еще можно использовать театр и разыгрывать определенные ситуации.
Рекомендации:
-Расширять поведенческий репертуар ребенка.
-Развивать способность к эмпатии.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Учите с ребенком эмоциональные состояния.
- Использовать четкие последовательные требования к ребенку (неотъемлемая часть воспитательного процесса).
-Выработка правильной линии своего поведения (расширьте права и обязанности ребенка).
-Используйте игры и упражнения для сглаживания кризисных вспышек (можно комкать бумагу, бить подушку, топать ногами, нарисовать свой гнев и порвать его).
-Применять игры с песком, водой, они снимают напряженье.
-При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь на что– нибудь нейтральное.