Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольника

Вера Кизюкевич
Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольника

Дошкольный возраст-период интенсивного развития ребенка в разных видах деятельности, ведущей из которых является игра, а следовательно и взаимодействие с игрушками. Игрушка наряду с детской книгой - первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша. Игрушка учит ребенка жить и действовать, следовательно, запускает механизмы развития его личности, среди которых наиболее важными являются процессы первичной социализации и инкультурации.

Социализация-это процесс формирования личности в определенных социальных условиях. Это интеграция человека с обществом, приобретение им опыта, который необходим для социальных ролей. В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания и умения, соответствующие навыки, что даёт ему возможность стать полноправным участником социальных отношений. Понятие социализации включает воспитание, обучение и информацию (личный жизненный опыт объекта социализации). Стоит отметить, что социализация человека длится всю его жизнь.

Процесс инкультурации - это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения. Это длительное и постепенное освоение человеком способов и рекомендаций в повседневной жизни. Оба эти процесса протекают параллельно друг другу и взаимообусловлены.

Невозможно полноценно развиваться минуя эти процессы. От успеха социализации и инкультурации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы и правила поведения, сумела реализовать себя. Индивид, усваивая определённую систему ценностей и норм, становится полноправной, зрелой личностью!Процессы первичной то есть детской социализации и инкультурации являются базовыми и важными для дальнейшего формирования личности.

В чем же особенность протекания этих процессов у детей дошкольного возраста? В науке принято считать, что в процессе первичной социализации именно семья имеет важнейшее значение. Успешная социализация детей возможна лишь в том случае, если агенты - близкие взрослые, будут соответствовать общественно приемлемым нормам.

В отличие от социализации понятие инкультурация имеет в виду обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре, в ее центре – интериоризация текстов или универсалий культуры и ценностей. Этот процесс более сложный, чем социализация: с одной стороны, культура определяет главные черты личности человека, с другой – человек сам воздействует на свою культуруВ свою очередь, разнообразные культурные практики, которые составляют современную культуру детства, предоставляют ребенку возможность быть как их объектом, так и субъектом. Инкультурация и социализация представляют собой сложные диалектические процессы взаимодействия ребенка и среды. Часто современный ребенок стремится к самостоятельному решению встающих перед ним задач, решение которых зачастую находит в игровой деятельности, в общении со сверстниками, с игрушками в процессе игровой коммуникации.

Игра- наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Игра и игрушка - обязательные спутники детства, которые по сути являются первыми универсалиями культуры. Игровой предмет по праву может претендовать на один из факторов или агентов социализации и инкультурации человека. Особый вес игрушке придает то обстоятельство, что она оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, в значительной степени детерминирует его ментальные и поведенческие реакции, играет определяющую роль при освоении социальной, природной и культурной среды и адаптации к ней в раннем детстве. Игрушка выступает в роли инструмента «социального конструирования».

Взаимодействие с игрушкой влияет на становление, развитие и осознание дошкольником своего «Я». С помощью нее решаются задачи формирования гендерной, социальной принадлежности, желательных стандартов поведения. Игрушка выступает в роли своеобразного проводника (агента) культурной трансмиссии. Играя, ребенок незаметно для себя, на уровне бессознательного, постигает категории причинности, устанавливая очертания персонального осмысления собственной картины мира и своего поведения. Обретая личный опыт освоения окружающей действительности посредством игрушки, ребенок пытается упорядочить его в соответствии с предшествующим социальным опытом поколений, закрепленным культурой. Ребенок интерпретирует его, интериоризируя в алгоритм собственной инкультурации, обретая при этом свою идентичность.

Таким образом, взаимодействие с игрушкой в свободной и игровой деятельности является одним из факторов успешного и эффективного прохождения процессов социализации и инкультурации детей, ведь потенциал развития ребенка велик так же, как и развивающий потенциал игровой деятельности.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольникаСюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в.

Взаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализацииВзаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализации Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.

Среда как средство социализации личности дошкольника Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимого.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка» В семье подрастает малыш. Ему уже год, полтора. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Теперь.

Мастер-класс «Нормотворчество как одна из форм социализации дошкольника» Нормотворчество, как одна из форм социализации дошкольника I этап. Формирование группы. - Здравствуйте. Перед тем, как мы начнём мастер.

Партнерские взаимодействие с родителями логопедической группы как фактор воспитания успешного ребенка За всю историю человечества и государства сложились два основных направления воспитания детей: семейное и общественное. Каждое из них имеет.

Партнерское взаимодействие с родителями логопедической группы, как фактор воспитания успешного ребенка За всю историю человечества и государства сложились два основных направления воспитания детей: семейное и общественное. Каждое из них имеет.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Наша армия
Автор публикации:
Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольника
Опубликовано: 22 мая 2018 в 22:43
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД по математическому развитию в старшей группе «Как мы были на цирковом представлении»
Цель: Закрепить: -цвета, ориентировку в пространстве, понятие «выше-ниже», счет от 0-10; Учить решать логические задачи; Познакомить с обозначением вишневой...
Нетрадиционные техники рисования
Нетрадиционные техники рисования Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему: «Автобус».
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему: «Автобус». Программное содержание: Закреплять знания детей о транспорте, его видах;...
«О чём мечтают воспитатели?»
Сочинение Свистич Л. А. на тему: «О чём мечтают воспитатели? » Мечта – одно из наиболее ярких событий нашей внутренней жизни. Образы, мечты создают в нашем...
Интерактивная сказка «Алиса на математическом балу»
Предлагаю вашему вниманию сказку, которую можно использовать на концерте для родителей, на выпускном балу, для НОД по ЭФМП. Музыкальным сопровождением могут...