Взаимодействие с родителями на современном этапе

Лариса Шкрябина
Взаимодействие с родителями на современном этапе

Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста на современном этапе

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остается неотъемлемой частью деятельности дошкольной образовательной организации. Как должно строиться это взаимодействие сегодня? Нужно ли поучать родителей, пытаться делать из них педагогов? Авторитарный подход или сопровождение и поддержка — залог повышения родительской компетентности? Попробуем разобраться в этих вопросах.

История вопроса

Проблема взаимодействия педагогов и родителей возникла в конце ХIХ — начале ХХ в., когда педагогическая общественность и родители детей дошкольного и младшего школьного возрастов стали тесно контактировать. В то время родители испытывали дефицит знаний и практических умений в области педагогики, психологии, физиологии, а педагоги искренне стремились помочь им преодолеть имеющиеся пробелы.

70-е гг. XIX в. ознаменовались в России началом высшего женского образования. Значительную роль в распространении образования играли различные общественные организации, публичные библиотеки и читальни, печать и другие общедоступные средства просвещения и самообразования. Вторая половина XIX в. — это эпоха возникновения первых детских садов в России. Тенденция к увеличению сети общественных дошкольных учреждений в городах намечается в начале ХХ в. Однако, как пишут исследователи, детские сады как воспитательно-образовательные дошкольные учреждения не сразу стали популярными в нашей стране. Состоятельные граждане не спешили отдавать детей в детские сады, предпочитая домашних учителей, либо воспитывали их самостоятельно до поступления в школу.

Поэтому не случаен повышенный интерес к проблемам семейного воспитания, его взаимосвязи с общественным воспитанием. В эту эпоху педагоги, врачи, общественные деятели начинают привлекать внимание родителей к необходимости давать детям правильное воспитание, обеспечивающее разностороннее развитие с малых лет.

Ярким свидетельством глубокого интереса к проблемам взаимодействия общественного и семейного дошкольного воспитания является проведение в 1913 г. I Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Основная идея съезда заключалась в том, что задачи семейного воспитания могут быть разрешены только дружными совместными усилиями специалистов-педагогов и родителей.

После революции ситуация изменилась. От сотрудничества и диалога педагог — родитель был осуществлен переход к наставничеству и монологу со стороны педагогов. Ведущая идея тех лет заключалась в том, что семья не может самостоятельно решить задачи воспитания «нового» человека. Был провозглашен приоритет общественного воспитания над семейным.

Полностью исключить влияние семьи на ребенка было невозможно (хотя такие попытки в 20–30 гг. ХХ в. предпринимались, поэтому остро встал вопрос о педагогическом просвещении родителей. Характер данного просвещения был во многом политизирован и идеологизирован, как и вся система образования в России (СССР). В эти годы возникли многие формы взаимодействия, которые называют традиционными и которые в модернизированном виде продолжают применяться сегодня.

В основе взаимодействия педагогов и родителей в этот период лежал авторитарный подход, характерный для системы образования периода в целом. Главной целью педагога было научить, просветить родителей — строителей социалистического общества, а также показать свой авторитет как представителей главного общественного института воспитания — детского сада. Поэтому основными формами взаимодействия являлись собрания фактически с односторонней активностью со стороны педагога.

Конец 80-х гг. ХХ в. — начало ХХI в. изменили ситуацию с точностью до наоборот. Родители были признаны социальными заказчиками, профессия педагога детского сада из-за низкого материального статуса стала непопулярной, а порой и малоуважаемой. Педагог стал выступать в роли «просителя». Родитель начал активно диктовать условия, ориентируясь на которые, нужно было воспитывать ребенка в детском саду.

К сожалению, позицию социального заказчика никто целенаправленно не формировал. Поэтому «заказ» часто превращался в требования престижного образования, постоянного обучения детей. Ситуацию усугубляла школа, вводя тестирования и собеседования детей при их поступлении в первый класс. Детство как самоценный период заменялось «натаскиванием» к школе, фактическим переносом классно-урочной системы в детский сад.

Особенности взаимодействия на современном этапе

С 2012 г., с момента утверждения новых нормативных правовых актов в сфере образования, регулирующих отношения педагог — родитель, начинается современный этап, который возвращает нас назад, к сотрудничеству и диалогу педагогов с родителями воспитанников, но уже на качественно новом уровне.И этот уровень закрепляется институционально в нормативных документах:

• Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015 (далее — СК РФ);

• Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее — Закон № 273-ФЗ);

• федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО).

При этом ФГОС ДО, предусматривает оказание помощи родителям в воспитании детей, обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Таким образом, взаимодействие ДОО с семьей должно быть основано на сотрудничестве и при условии открытости детского сада внутрь (у родителей должна быть полная картина о жизни детей в группе) и наружу (у педагогов должна быть информация о семье, условиях воспитания в ней каждого конкретного ребенка).

Одно из требований к психолого-педагогическим условиям в ДОО, согласно ФГОС ДО, – непосредственное вовлечение родителей воспитанников в образовательную деятельность, разработка совместных образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки инициатив семьи. Для решения этой задачи мы используем различные способы и формы, направленные на формирование взаимопонимания между педагогами, детьми и родителями, эмоциональной взаимоподдержки, взаимообогащения. Результат такой работы – активное участие родителей в жизни детского сада, проявление ими инициативы

Взаимодействие с родителями на современном этапе

Рассмотрим наиболее продуктивные и интересные формы работы:

Привлечение в совместную деятельность пап

Основная цель - вовлечь пап в жизнь группы.

Сначала мы пригласили пап на дружескую встречу, чтобы познакомиться, узнать их "творческие" возможности, озвучили свои предложения, наметили план совместных действий.

Неожиданно для воспитателей, наши папы оказались отзывчивыми, заинтересованными в сотрудничестве.В течение учебного года они приняли участие в разных мероприятиях:

- в рамках акции окружной акции "Любить и беречь" в группе был объявлен конкурс "Веселый светофор";

- для сюжетно-ролевых игр сделали машину из картонных коробок;

- для трудовой деятельности на прогулке изготовили венички, голички, лопатки;

- для оформления группы к Новому году смастерили камин;

- на Новогоднем утреннике папа выступил в роли Деда мороза;

- к 23 февраля были оформлены стенгазеты "Самый лучший папа - мой!"

- активное участие в развлечении к Дню защитника отечества "Вместе с папами".

Праздники и развлечения

Эта форма оказалась самой привлекательной, востребованной, полезной, но и самой трудной в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Помимо традиционных детсадовских праздников,мы организуем групповые развлечения и праздники:

- проводы осени "Осень золотая";

- день именинника (один раз в три месяца);

- праздник с чаепитием к Дню матери;

- театральная постановка "Репка", "Теремок" для родителей;

- парад шляп;

- в конце учебного года планируется провести отчетный концерт детей.

Групповые конкурсы:

- "Лучший рецепт здоровой пищи";

- "Символ года" (изготовление обезьянки в любой технике);

- "Стихи и рассказы о волшебстве Нового года";

- "Очумелые ручки".

Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды, участие родителей в проектах:

- изготовление оздоровительных дорожек;

- оформление вестибюля;

- оформление уголка к Дню матери "Наши мамы просто класс!";

- создание в группе мини-огорода;

- участие в проекте "Изготовление книжек своими руками";

- изготовление мешочков (в форме носка) для новогодних подарков на камин;

- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре "Кафе".

День самоуправления-

одна из новых форм работы с родителями. Когда мы планировали День самоуправления, то боялись, что родители откажутся принимать участие в этом мероприятии. При анкетировании родителей, выяснилось, что 12 человек хотели бы принять участие в данном мероприятии. По желанию родителейраспределили проведение всех режимных моментов: одни вели прием, другие проводили занятия, гуляли, укладывали детей спать и так в течение всего дня. День оказался интересным, насыщенным, дети с интересом выполняли все поручения родителей. Родители смогли "изнутри" посмотреть на своих детей, как они взаимодействуют друг с другом, оценить нелегкий труд воспитателя. Благодаря проделанной работе родители стали более уважительно относиться к персоналу детского сада.

Эффективной формой взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников является родительское собрание. Именно на собрании у воспитателя есть возможность познакомить родителей с содержанием работы конкретной группы и дошкольной образовательной организации в целом, нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность ДОО, обсудить имеющиеся проблемы и планируемые мероприятия.

Но, как показывает практика, данная форма взаимодействия связана с определенными трудностями. Педагоги, имеющие небольшой опыт работы, боятся, что им зададут вопрос, на который они не смогут ответить. Многие воспитатели не могут грамотно выстроить ход родительского собрания, подобрать эффективные методы и приемы его ведения, определить необходимое содержание.

Между тем организация родительского собрания требует творческого подхода, использования методов активизации родителей, которые будут способствовать формированию у них интереса к предлагаемой информации, смогут вызвать ассоциации с собственным опытом воспитания и, возможно, помогут им переосмыслить свои воспитательные позиции, потому что новые знания позволяют по-новому взглянуть на ту или иную проблему.

Мы стараемся проводить родительские собрания с привлечением детей.Дети показывают свои достижения: читают стихи, показывают театрализованные представления. Благодаря такой совместной деятельности, посещаемость родителей значительно увеличилась. Наиболее интересно прошли родительские собрания:

- "Давайте познакомимся";

- "Развитие речи через народное творчество".

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую - нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей при любом удобном случае, и родители отплатят вам тем же. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое в группе сделано руками пап и мам наших детей.

ГБДОУ НАО "Детский сад "Росток",

старший воспитатель Шкрябина Лариса Грачиковна)

Публикации по теме:

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 ГРУППА «ПЧЁЛКИ» Формы эффективного.

Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе юлия закирова Формы эффективного взаимодействия.

Фотоотчет «Взаимодействие с родителями»Фотоотчет «Взаимодействие с родителями» Мастер-класс для родителей на тему:"сенсорное развитие детей в домашних условиях".Задачи: познакомить родителей с понятием "сенсорные эталоны";.

Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 301» г. Нижний Новгород Шмырова О. А. Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном.

Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 301» г. Нижний Новгород Шмырова О. А. Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном.

Консультация для воспитателей «Актуальность игры на современном этапе в соответствии с ФГОС до» .

Организация работы с родителями в современном ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Ручеек» Обобщение педагогического опыта воспитателя МБДОУ.

Взаимодействие логопеда с родителями Взаимодействие логопеда и семьи, является одной из приоритетных задач, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели,.

Взаимодействие с родителями воспитанниковВзаимодействие с родителями воспитанников Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания дошколят. На данном этапе.

Библиотека изображений:
  • Мебель, интерьер
  • Мебель, интерьер
  • Наша армия
Автор публикации:
Взаимодействие с родителями на современном этапе
Опубликовано: 1 июня 2016 в 08:31
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 июля. Международный день вышивки

Начиная с 2011 года, ежегодно все любительницы домашнего рукоделия 30 июля отмечают День вышивки. Этот популярный вид рукоделия по праву считается свободным творчеством, которое доступно всем желающим.

29 июля. Международный день тигра

Опасному хищнику, похожему на домашнюю кошку и нуждающемуся в нашей защите, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы расширить...


Горячие темочки