МААМ-картинки

Взаимодействие с родителями по формированию у детей основ здорового образа жизни (старший дошкольный возраст)

Ирина Зябликова
Взаимодействие с родителями по формированию у детей основ здорового образа жизни (старший дошкольный возраст)

Я работала по созданию условий, обеспечивающих эмоционально – чувственной сферы детей дошкольного возраста, которые заключаются в создании комфортных условий для детей в группе. Эмоции играют важную роль в жизни детей и способствуют социальному, нравственному и физическому развитию. В соответствии с психологическими особенностями развития детей 6 – 7 летнего возраста я вычленила условия, влияющие на эмоциональное благополучие детей, это:

- личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

- организация игр в соответствии с интересами и склонностями ребенка;

- создание эмоционального благополучия и комфорта в группе;

Публикация «Взаимодействие с родителями по формированию у детей основ здорового образа жизни (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

- создание условий для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья ребенка.

И так как одним из главных условий, влияющих на эмоциональное благополучие детей является их физическое здоровье, я определила направление своей дальнейшей педагогической деятельности и тему педагогического проекта.

В последнее десятилетие в нашей стране наблюдаются проблема ухудшения здоровья у детей дошкольного возраста. По результатам обследования Российской Медицинской Академии из 273 обследованных детей 225 имеют те или иные отклонения в здоровье. А ведь в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Эту статистику подтверждает пример физического здоровья детей моей группы коррекционной направленности, состав которой 19 детей, из них 10 мальчиков, 9 девочек. С 1 группой здоровья – 3 ребенка, со 2 группой здоровья – 12 детей. С 3 группой здоровья – 2 ребёнка, с 4 – группой 2 ребёнка. Заболеваемость детей в группе доходила до 52%.

Меня, как и всех педагогов – дошкольников беспокоит проблема раннего формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста, которая очень актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей. Составляющими основ ЗОЖ являются:

1. Двигательная активность

2. Закаливание

3. Воспитание культурно – гигиенических навыков

4. Правильное питание

5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

В настоящее время одним из важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений здорового образа жизни. И если в ДОУ созданы необходимые условия для формирования основ здорового образа жизни, но и условия, в которых ребёнок живёт в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребёнку, соблюдается режим дня, если у него есть возможность заниматься любимой игрой – всё это служит для развития здорового образа жизни. Но опрос родителей показал, что основную ответственность за воспитание детей родители перекладывают на ДОУ. Нормативные документы, регламентирующие ответственность родителей за воспитание детей, такие, как Закон «Об образовании «ст. гласит, «что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»,

«Концепция дошкольного образования», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» не смогут заставить родителей активно участвовать в жизни своего ребенка, поэтому чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. В частности для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость, для информационного контакта - готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности. Для решения данной проблемы я определила тему своего проекта:

«Взаимодействие с родителями по формированию у детей основ здорового образа жизни».

Цель:

Формирование позитивной установки семьи дошкольников на основы ЗОЖ.

Задачи:

1. Воспитание ответственности у родителей за здоровье своего ребенка.

2. Использование разных форм сотрудничества для привлечения родителей к формированию у детей желание вести здоровый образ жизни.

Предполагаемый результат:

- планомерное, активное распространение педагогических знаний по формированию основ ЗОЖ среди родителей;

- оказание практической помощи семье в воспитании детей;

- пропаганда положительного опыта общественного и семейного воспитания по формированию основ ЗОЖ;

-вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

-активизация педагогического самообразования родителей.

Для определения стратеги взаимодействия с родителями я провела опрос, по результатам которого выявились следующие проблемы:

1. У родителей недостаточно педагогических знаний для формирования ЗОЖ у ребёнка.

2. Не все родители проявляют желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.

3. У родителей есть желание видеть своих детей здоровыми, но они не могут успешно организовать двигательную деятельность своих детей.

Для решения данных проблем и получения качественного результата взаимодействия с родителями разработала

Алгоритм взаимодействия с семьей по формированию у детей ЗОЖ.

Направления деятельности Ожидаемый результат

1. Анкетирование родителей 1. Выявление знаний и умений в области ЗОЖ, организация питания и двигательной активности дома.

2. Диагностика детей 2. Ознакомление родителей с психомоторным развитием детей.

3. Работа по пропаганде основ ЗОЖ с родителями 3. Цикл консультаций, совместные праздники, развлечения, занятия, использования метода проектов для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании основ ЗОЖ у детей.

4. Представление родителям физкультурно–оздоровительной работы в ДОУ 4. Использовать предложенные методы и приёмы закаливания и оздоровления детей в домашних условиях.

5. Представление плана лечебно – профилактических мероприятий в ДОУ. 5. Продолжать оздоровление детей через витаминизацию и использование лечебных трав.

6. Освещение передового семейного опыта.

6. Повышение педагогической культуры и участия родителей в формировании у детей основ ЗОЖ.

Реализуя тему своего проекта, я использовала как инновационные, так и традиционные формы взаимодействия с родителями:

ИНФОРМАЦИОННО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ:

- общие и групповые родительские собрания

-совместное проведение досугов, праздников

- консультации родителей на тему «Будь здоров»

- эпизодические посещения родителями ДОУ

-открытые просмотры занятий и других видов деятельности

- дни открытых дверей

-выставки детских работ. Проводила конкурс рисунков на тему: «Мой любимый вид спорта».

-фотовыставки

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ФОРМЫ:

- информационные стенды

- папки-передвижки

-тематические выставки

-мини-газеты.

Создавала с детьми коллективные работы. Коллаж «Спорт – это здоровый образ жизни» был отмечен на городской конференции по формированию основ ЗОЖ. Проводился конкурс газет, посвящённый ко дню здоровья. Использовала проектный метод во взаимодействии с родителями по темам: «Наша здоровая семья», «Мой выходной день», «Чистота – залог здоровья», «Как я провёл лето», «Я за ЗОЖ» принимали участие в городской акции

«Цветущий город» и были отмечены комиссией с проектом «Посади свой цветок». Использовала участие родителей в оздоровительных мероприятиях детского сада:

-совместные походы в лес;

-спортивные праздники;

- «Весёлые старты»;

- физкультурные досуги;

- участие родителей в изготовлении и представлении костюма ребенка на осеннем празднике;

- участие родителей в городском легкоатлетическом пробеге «Кросс нации».

Взаимодействие с родителями по формированию у детей гигиенических навыков проводила в виде лекций, индивидуальных бесед на тему «Внешний вид ребёнка», «Вредные привычки» и т. д. Информационные стенды содержат консультации и памятки по формированию основ ЗОЖ у дошкольников. Для получения обратной связи предлагала родителям заполнить анкеты, для планирования последующей работы.

Одно только взаимодействие с родителями по формированию основ ЗОЖ у детей не принесло бы должного результата, если бы не целенаправленная спланированная работа с детьми:

В группе оборудован спортивный уголок, как зона двигательной активности детей, который оформлен различным спортивным инвентарём, атрибутами и элементами для подвижных игр. Для укрепления физического здоровья детей проводится витаминизация третьего блюда, ежедневно дети получают соки, фрукты. Осенью и весной для профилактики вирусных заболеваний дети с приёмом пищи употребляют чеснок, лук. Проводится вакцинация против гриппа. После сна дети с большим удовольствием ходят по массажным дорожкам, которые сделали для них родители. Во время данной процедуры используется дыхательная гимнастика. Систематически дети получают кислородный коктейль, массаж по назначению специалистов. Разработана модель двигательной активности детей, которая используется в различных формах образовательной деятельности

Модель двигательного режима (для детей 5 - 7 лет)

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей

1. Реализация программы ДОУ «Здоровье»

2. Физкультурно-спортивные праздники 3. Игры – эстафеты,

4. Игры – забавы, 5. Физкультурные досуги.

6. Занятия по оздоровительной программе «Узнавайка».

7. Беседы о здоровье.

8. Игры – соревнования.

9. С элементами соревнования

10. Прогулки-походы в лес или близлежащий парк

11. Оздоровительный бег

12. Двигательная разминка во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз)

13. Неделя здоровья (каникулы).

14. Физкультурный досуг.

15. День здоровья 1. Утренняя гимнастика.

2. Физкультурно-оздоровительные занятия.

3. Физкультминутка.

4. Подвижные игры 5. Физические упражнения на прогулке.

6. Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке.

7. Гимнастика (артикуляционная, дыхательная)

8. Гимнастика после дневного сна в сочетании с ходьбой по массажным дорожкам.

8. Гигиенические процедуры

9. Бодрящая гимнастика 1. Самостоятельная двигательная деятельность.

2. Индивидуальная работа по развитию движений

3. Спортивные, народные игры (в группе, на прогулке)

4. Двигательная активность между занятиями.

По данным диагностики работы по взаимодействию с родителями и оздоровительных форм с детьми, я получила следующий результат:

1. У детей повысился интерес к занятиям по физической культуре на 70%.

2. Раскрылись творческие и индивидуальные способности детей, знания основ и желание вести здоровый образ жизни на 84%

3. Снизилась заболеваемость детей до 16%.

4. Родители повысили свою педагогическую культуру и участие в формировании у детей основ ЗОЖ на 98% .

Конечно, все эти показатели ещё не говорят о том, что проблема по формированию основ ЗОЖ у детей решена. Но используемые формы взаимодействия с родителями, несомненно, будут оказывать положительное влияние на развитие ребёнка и обеспечат сохранность и укрепление его здоровья.

Вместе с тем возникли противоречия между условиями, созданными в ДОУ для формирования основ ЗОЖ у детей и условиями для дальнейшего обучения детей в школе по данной тематике. И для того, чтобы здоровый образ жизни стал у детей активной жизненной позицией в отношении собственного здоровья, я наметила дальнейшие перспективы решения проблемы:

1. Разработать перспективный план преемственности со школой, для реализации единой линии общего развития ребёнка на этапах дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Продолжать проводить активную пропаганду здорового образа жизни среди родителей.

Литература:

1. Вохмянина М. Н. Модель сохранения здоровья дошкольников. Научно-практический журнал «Управление ДОУ». №1, 2016.

2. Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М. : Издательство «Скрипторий 2013», 2017.

3. Зарипова Т. П., Ушакова Т. А. Планирование оздоровительной работы. Научно-практический журнал «Управление ДОУ». №1, 2014.

4. Зуйкова М. Б. Режим – путь к здоровью. Научно-практический журнал «Управление ДОУ». №1, 2016.

5. Кижаткина О. А. Планирование оздоровительной работы. Научно-практический журнал «Управление ДОУ». №1, 2016.

6. Левчук Л. В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками. Научно-практический журнал «Управление ДОУ». №1, 2016.

7. Кудрявцев В. Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на занятиях. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». №4, 2010.

8. Майер А. А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. Научно-практический журнал «Управление ДОУ». №3, 2018.

9. Миронычева С. Ю. Новые подходы к организации физкультурных занятий. Научно-практический журнал «Управление ДОУ». №2, 2018.

10. Павлова Л. Большие заботы о самых маленьких. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». №12, 2010.

11. Панкратова И. В., Юдина И. И. Растим здоровое поколение. Научно-практический журнал «Управление ДОУ». №1, 2014.

12. Фомина Н. А. Формирование основ здорового образа жизни. Научно-практический журнал «Управление ДОУ». №1, 2014.

Публикации по теме:

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 1 часть Для детей. • Формировать предпосылки здорового образа жизни. • Продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. •.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 частьПерспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 часть Полезные продукты. Задачи. Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов и овощей для здоровья человека. Закрепить.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 3 часть Чтобы зубки не болели. Задачи. Дать элементарные знания о строении зубов и о профилактике их заболеваний. Научить детей заботиться о своих.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 4 часть Вот, Я какой. Задачи. Различать и называть части тела. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Дидактические.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Старший дошкольный возраст Основной целью, главной задачей любого цивилизованного общества, является обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. В практику дошкольных.

План тематической недели «Энциклопедия Здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в старшей возрастной группе Пояснительная записка: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте». В. А. Сухомлинский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с родителями по формированию у детей основ здорового образа жизни (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 1 апреля 2020 в 13:49
+69Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД