Трухина Н А
Взаимодействие с родителями в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В основе концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Публикация «Взаимодействие с родителями в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьей. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов, игры в телефоне и на компьютере, а так же прогулка. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребенка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Семья- ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Детский сад и семья могут создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.
Для построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ нужно создать следующие условия :
Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ.
Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.
Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.
Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Кто же им поможет? Ответ прост - педагоги ДОУ.
Цель педагога – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей. Создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, — привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов.
Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.
Работа с родителями реализуется через разнообразные формы: традиционные и нетрадиционные. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Традиционными формами работы называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений. К ним относятся:
Коллективные (групповые родительские собрания, родительский комитет, круглый стол и др.) - их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.
Индивидуальные (беседы, семинары и консультации, посещение семей на дому и др.) - оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Наглядно-демонстрационные (тематические фотовыставки, выставки детских работ, папки передвижки, объявления и рекомендации и др.) - демонстрация родителям достижения детей; обмен информацией по вопросам воспитания и обучения, знакомство родителей с планами работы на ближайшее время, распространение педагогических знаний.
Нетрадиционные (инновационные) формы работы - новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.
К ним относятся: родительские выступления и тренинги, газеты и журналы, презентации, дискуссии, выпуск буклетов, сайт, акции, круглый стол, вечер вопросов и ответов по теме, семейный театр, родительская почта, семейная гостиная, семейный клуб, телефон доверия, семейная библиотека, походы, видеоролики, рекламная информация, чаепитие и так далее.
Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Родителей можно разделить на 4 группы:
А) Родители - активисты – это те, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе.
Б) Родители-исполнители - принимают участие при условии значимой мотивации.
В) Родители – наблюдатели - заинтересованные, но желающие решить проблемы с чьей-либо помощью.
Г) Родители-равнодушные - живущие по принципу: «как есть, так и есть».
Для того чтобы родители стали активными помощниками и «родителей – активистов» в группе увеличилось, нужно находить разные способы вовлечь их в жизнь детского сада, налаживая с ними партнёрские отношения.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет родителей, убедить их в важности и необходимости согласованных действий, что от совместной работы, выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Мы - педагоги в свою очередь, имеем возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.