Папки-передвижки

Взаимодействие с семьей по проблеме профилактики и коррекции речевых нарушений у детей в дошкольном учреждении

валентина петрусь
Взаимодействие с семьей по проблеме профилактики и коррекции речевых нарушений у детей в дошкольном учреждении

В. В. Петрусь

Н. Г. Сидорова

БДОУ города Омска «Центр развития ребенка –

детский сад № 356»

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родную речь ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее владение речью необходимо малышу для изучения окружающего мира, для развития межличностного общения, для вхождения в социальный мир.

Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И. П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения».

Публикация «Взаимодействие с семьей по проблеме профилактики и коррекции речевых нарушений у детей в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и служит средством развития личности ребенка.

Но на сегодняшний день приходится сталкиваться с серьезной проблемой.

В последнее время в дошкольном образовании остро встает вопрос речевых нарушений у детей. По данным поликлинических логопедов, обследующих детей перед школой 70% из них имеют те или иные отклонения от речевой нормы.

Сегодня существует замечательная практика по сопровождению детей с речевыми нарушениями в детских садах компенсирующего и комбинированного видов. Особая роль отводится взаимодействию с родителями. Педагоги ДОУ № 191 компенсирующего вида города Омска С. А. Балашова, И. Л. Ильенко, К. В. Бойкова организуют эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для осуществления коррекции детей с речевыми нарушениями. Педагоги ставят перед собой задачу в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, под руководством логопеда помочь овладеть некоторыми коррекционными приемами, чтобы осуществить их в домашних условиях. [3]. Одним из главных специалистов, способствующих оказанию помощи семьи по данной проблеме, является логопед.

Что делать педагогам общеразвивающих дошкольных учреждений, где отсутствует такой специалист как учитель – логопед, а процент детей, поступающих в ДОУ с речевыми нарушениями, ежегодно увеличивается. Только в 2014 – 2015 учебном году по результатам диагностического обследования детей старшей группы 40% имели различные проблемы в речевом развитии.

Поэтому на сегодняшний день проблема речевого развития детей, которая не является новой, остается актуальной.

Если несколько лет назад, воспитателю приходилось иметь дело с естественными для ребенка возрастными особенностями речи, которые можно было исправить: фонетическим (произношение отдельных звуков и их сочетаний, музыкальным (ритм, темп, интонация, модуляция, сила, чистота голоса, то в современных условиях приходиться часто сталкиваться с серьезными речевыми нарушениями : заиканием, общим недоразвитием речи, алалией). С подобными проблемами воспитатель просто справиться не сможет и здесь нужна помощь логопедов, а в первую очередь правильное отношение родителей к особенностям собственного ребенка.

Поэтому, решая проблему развития речи детей, сталкиваемся с рядом затруднений:

- В ДОУ отсутствует такой специалист как учитель - логопед, который может вовремя увидеть особенности ребенка и составить для него программу сопровождения с включением родителей и воспитателей;

- Следующий ряд затруднений можно свести к пониманию родителями особенностей в речевом развитии детей : большинство из них неверно осведомлены о том, что корректировать речь необходимо с 5 лет, это непоправимо поздний срок, если у ребенка тяжелые нарушения речи; иные родители приравнивают задержку речевого развития к умственной отсталости и не обращаются к специалистам, боясь постановки диагноза, некоторые родители склонны думать, что речь восстановиться самостоятельно к началу школьного обучения и есть родители, готовые помочь ребенку, но не владеющие информацией о последовательности своих действий по оказанию помощи.

Следовательно, сталкиваясь с проблемой детей с речевыми нарушениями в дошкольном учреждении необходимо решать следующие задачи:

1. Своевременно выявлять детей, которым необходима помощь логопеда.

2. Проводить просвещенческую работу в среде родителей, вооружая их необходимыми знаниями.

3. Способствовать осуществлению внешнего сопровождения детей с нарушениями речи, помогая родителям определять детей в специализированные центры, оказывающие логопедическую помощь.

4. Осуществлять внутреннее сопровождение детей с речевыми нарушениями.

5. Проводить профилактическую работу с родителями по предупреждению речевых нарушений у детей.

Решая поставленные задачи, мы осуществляем следующую деятельность:

1. Начиная с первой младшей группы, педагоги наблюдают за детьми, проводят диагностику по речевому развитию, педагог – психолог осуществляет углубленную диагностику тех детей, которым это необходимо. Подобная работа проводится во всех возрастных параллелях.

2. В начале учебного года для родителей проходят беседы и семинары по следующим темам: «Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста», Возрастные особенности развития речи детей», «Речевое развитие детей, причины речевых нарушений», «Когда необходимо обратиться к логопеду», «Последствия отсутствия коррекции речи при обучении в школе: нарушение чтения, письма, дезадаптация к школьной жизни, проблемы эмоциональной, поведенческой сферы», «Специализированные центры города Омска, оказывающие логопедическую помощь детям», «Сотрудничество родителей и педагогов ДОУ по осуществлению помощи детям с речевыми нарушениями», «Методы и приемы, способствующие коррекции и развитию речи». В течение года для родителей также разрабатывается стендовая информация по данным темам. Цель мероприятий: создание условий для осознания родителями необходимости совместного взаимодействия с педагогами ДОУ и обращения к специалистам, если у ребенка есть речевые нарушения.

Особое значение придается мероприятиям профилактической направленности, где участники получают необходимую информацию по норме речевого развития, методах и приемах, с помощью которых можно помочь детям научиться владеть родной речью и конструктивно взаимодействовать с окружающими.

3. Одним из важных направлений в деятельности, мы считаем индивидуальное консультирование родителей по данной проблеме, способствующее выстраиванию работы с родителями конкретного ребенка, убеждению родителей в необходимости обращения к специалистам, которые окажут помощь в определении образовательного маршрута для ребенка.

4. В нашем дошкольном учреждении большой процент воспитанников с общим недоразвитием речи. У этих детей прослеживаются нарушения в развитии наглядно – образного мышления, концентрации внимания, устойчивости внимания, самоорганизации, моторики. Такие дети с трудом могут рассказать о своем настроении и причинах вызвавших положительные или отрицательные эмоции, они недостаточно критично оценивают свои возможности. Отсутствие коррекции приводит к нарушениям поведения и социальной дезадаптации. Поэтому, осуществляя внутреннее сопровождение детей с речевыми нарушениями, мы уделяем внимание развитию эмоциональной сферы, моторики, коммуникативной сферы.

Один из методов, который положительно зарекомендовал себя в коррекции и развитии речевых возможностей детей – это мнемотехника.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладающим типом памяти является образная память, запоминание информации у них происходит непроизвольно. Попытка ребенка запомнить абстрактную информацию, не подкрепленную наглядностью, вряд ли будет успешной. Использование мнемотехники позволяет упростить запоминание, развить ассоциативное воображение и мышление, а также повысить внимание. Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом, мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. [5]

Так, заучивая стихотворение с помощью мнемотаблицы, ребенок на каждую строчку должен придумать и нарисовать картинку, схематически зарисовывая все стихотворение. После этого, применяя выполненные им иллюстрации, он сможет воспроизвести все стихотворение наизусть.

По исследованиям специалистов дети с нарушениями речи имеют сохранную память. Особенно это касается зрительной памяти [2]. Следовательно, использование мнемотехники поможет не только детям с речевыми нарушениями, но и с нормой речи для развития следующих функций:

- Расширение объема словарного запаса.

- Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.

- Облегчение процесса заучивания стихотворений.

Ученые уже давно отмечают взаимосвязь речевой и моторной деятельности исходя из анатомических особенностей строения тела, поскольку около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. [1]

Поэтому в своей работе с детьми мы применяем игры и упражнения, развивающие общую и мелкую моторику: приемы самомассажа кистей рук, игры с мелкими предметами, инсценирование руками, игры на взаимодействие, считалки, которые нужно показать с помощью движений, игры – физкульминутки. Все это способствуют развитию двигательной памяти, внимания, восприятия, ловкости, положительных эмоций, закрепляющих мотивацию к деятельности. Особое значение подобные игры имеют в развитии коммуникативных возможностей детей, способности к выполнению правил группы, к умению согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

В старшем дошкольном возрасте активно используем в работе кинезиологические упражнения (комплекс психомоторных упражнений, предложенные А. Л. Сиротюк, способствующие синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшающие мыслительную деятельность, память, внимание, повышающие работоспособность. [4].

В течение года, мы проводим для родителей обучающие семинары по применению мнемотехники, коммуникативных игр, игр и упражнений, направленных на психомоторное развитие детей, как с нормой речевого развития, так и страдающих речевыми нарушениями.

Осуществляя вышеперечисленную деятельность, мы наблюдаем положительные результаты:

- Родители активно включаются в работу по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей.

-Увеличился процент родителей, осуществляющих коррекцию речи детей в специализированных центрах.

- Обращаясь за консультативной поддержкой, родителей чаще интересуют вопросы помощи детям, методы и приемы развивающей работы с детьми, и в меньшей степени тревога за диагноз, которые могут поставить специалисты, осуществляющие коррекцию речи детей.

- Ежегодно дети, в том числе и с речевыми нарушениями принимают участие в Международном детском конкурсе «Пони». Ребята получают высокие баллы по конкурсу. В 2015 – 2016 учебном году в одном из этапов конкурса «Речецветик», способствующего проявлению вербального интеллекта детей выявилось 5 победителей.

- При поступлении в школу большинство наших детей успешно проходят адаптацию, показывают высокие учебные результаты, принимают активное участие в школьной жизни.

Мы думаем, что в условиях модернизации образования каждому дошкольному учреждению необходимо выстроить работу по сопровождению детей с речевыми нарушениями и оказанию помощи родителям. Но это сложно сделать в отсутствии специалистов учителя – логопеда и педагога – психолога. Поэтому вопрос по данной теме остается открытым.

Литература.

1. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 – 448 с.

2. Посашкова, И. П проектирование коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении : Методические рекомендации/ И. П. Посашкова, Т. Ю. Четверикова, О. С, Кузьмина – Омск6 БОУДПО «ИРООО», 2011. – 78 с.

3. Одиннадцатые Чередовские чтения: материалы Всероссийской научно – практической конференции (Омск 30 мая 2013 года) : в 2 ч. – Омск: Изд-во «Полиграфический центр КАН», 2013. – Ч. 1. – 268 с.

4. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка// Дошкольное воспитание. 2005. : 1 с 76 – 85.

5. интернет источник: https://www.maam.ru/obrazovanie.

Ключевые слова: речь, речевые нарушения, внутреннее и внешнее сопровождение детей с речевыми нарушениями, специалист учитель – логопед, мнемотехника, психомоторные игры.

Публикации по теме:

Занятие по коррекции речевых нарушений путем развития двигательной сферы по сказке «Гадкий утенок» Тема: «Домашние птицы» Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словами. Образовательные.

Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием.

Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста «Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Т. Н. Субботина, воспитатель МБДОУ детский сад №.

Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ. В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых расстройств.

Организация взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей (из опыта работы) «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Жан-Жак Руссо Известно, что дошкольный возраст является.

Проект «Внедрение Су Джок-терапии при коррекции речевых нарушений» Проект «Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений» Подготовили: Инструктор по физкультуре Ю. Д. Лепешова Учитель -логопед.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка! Но.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие артикуляционной моторики как средство профилактики, коррекции речевых нарушений» Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Своевременное овладение правильной,.

Консультация для логопедов «Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте» «Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте» В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка,.

Организация взаимодействия с семьей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей Выступление на педсовете ДОУСлайд 1. Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию доклад по теме «Организация взаимодействия с семьей по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьей по проблеме профилактики и коррекции речевых нарушений у детей в дошкольном учреждении
Опубликовано: 16 марта 2016 в 05:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД