Александра Полякова
Взаимодействие с семьей в развитии творческого потенциала заикающихся дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование и развитие личности, которое происходит в течение всей жизни человека, тесно связано с успешным овладением культурой речи. Нарушение речевого механизма влечёт за собой изменения во всей структуре личности, накладывая отпечаток на её психофизиологическое состояние и социальное поведение.
Публикация «Взаимодействие с семьей в развитии творческого потенциала заикающихся дошкольников» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Говоря о заикающихся детях нельзя не отметить подвижность их нервной системы, склонность к неврозам, эмоционально-волевую нестабильность. Поэтому они составляют особую категорию детей, требующую определенного личностно-ориентированного подхода. Многолетняя практика работы с заикающимися детьми группы «Звездочка» в МБДОУ д/с «Здоровый ребенок» (г. Таганрог, основывающаяся на системе семейной групповой логопсихотерапии, показывает, что полноценная личность формируется не только посредством развития речи, мышления, всех высших психических функций, но и раскрытия ее творческого потенциала [1].
Система семейной групповой логопсихотерапии (СГЛПТ) Н. Л. Карповой рассматривает ребенка как уникальную личность, развивающуюся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала, взаимодействуя с другими людьми – сверстниками, родителями, педагогами [2]. Ребенок проявляет себя в выборе темы игры, рисунка, находит способы осуществления задуманного. Он не копирует увиденное, а с большой искренностью и непосредственностью передает свое отношение к изображаемому, свои чувства, мысли, переживания.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в передаче своего эмоционально-волевого состояния. Важным фактором для творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Известно, что для творческой деятельности необходима комфортная психологическая обстановка. Поэтому первым условием успешного развития творческих способностей является дружелюбная теплая атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать психологическую базу для творческого поиска ребенка и его собственных открытий. Очень важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, научиться радоваться его успехам и проявлять сочувствие к его неудачам. Необходимо исключить замечания и осуждения.
Второе условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, способов ее реализации, в продолжительности самостоятельных занятий по интересам и т. д. Отсутствие жестких ограничений стимулирует его эмоциональный подъём, потребность в реализации желаний. Все это послужит надежной гарантией того, что напряжение ума пойдет ребенку только на пользу, а не приведет к переутомлению. Но предоставление ребенку свободы не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и будет третье условие успешного развития творческих способностей. Нельзя думать за ребенка, когда он сам может додуматься, нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Самое главное – не превращать помощь в подсказку, свободу во вседозволенность.
Раскрытие творческого потенциала заикающихся дошкольников невозможно без активного участия родителей в жизни ребенка [2, 5]. Поэтому система семейной логопсихотерапии предполагает неразрывность детско-родительских отношений в процессе развития творческой личности. Мы предлагаем свои приоритетные направления в работе с родителями:
1. Организация логопсиходиагностики детей с участием родителей и социально-психологическое изучение семьи с целью выявления общей атмосферы в семье и особенностей детско-родительских отношений.
2. Создание «портрета неповторимости» каждой семьи и на его основе выстраивания стратегии и тактики последующей работы.
3. Организация групповых консультаций и тренингов для родителей заикающегося ребенка.
4. Проведение открытых занятий совместно с детьми и родителями для систематического отслеживания родителями позитивных изменений в коммуникативно-личностном поведении ребенка и развитии его творческого потенциала.
5. Организация совместных праздников, где роли исполняют все дети и большинство родителей.
Развитие творческих способностей детей будет успешно лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели – коррекция речевого общения и преодоление заикания [1].
Коррекционные задачи:
1. Создание благоприятной атмосферы сотрудничества во всех сферах коррекционно-образовательного процесса, в том числе в семьях, позволяющей вызвать и поддержать положительные психические состояния у его участников.
2. Создание психофизиологической и речевой базы для формирования правильных коммуникативно-речевых навыков.
3. Формирование коммуникативно-речевых умений на базе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности.
4. На базе развития творческого потенциала коррекция невротических проявлений у дошкольников, связанных с ситуацией общения (страх, тревожность, замкнутость, агрессивность).
Развивающие задачи :
1. Создание в детском саду и в семье условий, обеспечивающих проявление индивидуальности каждого ребенка и гармоничного развития его творческой личности.
2. Развитие интеллектуального и нравственного потенциала.
3. В процессе развития творческих способностей совершенствования психических процессов – памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, а также развитие эмоционально-волевой сферы.
4. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, образного мышления, универсальных художественных способностей.
Воспитательные задачи:
1. Создание условий в детском саду и в семье для повышения у ребенка чувства уверенности в себе, развития чувства собственного достоинства, решительности, самостоятельности, инициативности.
2. Воспитание у детей доброжелательного и уважительного отношения к партнерам по общению в процессе творчества, стремления к сотрудничеству с другими людьми.
Образовательные задачи:
1. Создание условий для расширения и углубления знаний детей об окружающем мире и природе, о социальной жизни.
2. Формирование готовности ребенка к школе (социальная, интеллектуальная и творческая).
Педагогами группы предложены различные формы взаимодействия детей и взрослых. В результате в группе и семье создаются оптимальные условия для развития коммуникативно-речевых умений и воспитания полноценной творческой личности заикающегося ребенка. Эта работа включает в себя различные традиционные виды деятельности: родительские собрания, групповые беседы, индивидуальные и групповые логопедические и психологические консультации.
Но, прежде всего, используются такие формы работы, которые предполагают активное сотрудничество детей и родителей, а также педагогов группы. В процессе подготовки любого мероприятия приоритетом для нас является интуиция и фантазия детей и взрослых, что порождает открытия и изобретения, активизирует постоянное стремление к поиску чего-то свежего и нового. Успешно реализуется совместное изготовление семейных газет, изготовление атрибутов к сказкам, проведение совместных тематических занятий с детьми и родителями, подготовка к праздникам и активное участие в них самих родителей в разных ролях.
Праздников в группе для заикающихся дошкольников проходит много, и ни один не повторяется: «Город Детства», «Детский сад зажигает звёзды», «Семейная спортивная олимпиада», «Цирк», «Праздник любимой игрушки», «Главное чудо света – это Я», «Хвала картошке», «Праздник нескучных волшебников», «Наши руки не для скуки», «Десятилетие группы», «Семейные секреты», «Потерянные краски» и др. Очень часто праздники заканчиваются чаепитием, где происходит сближение детей и взрослых и улучшение взаимоотношений не только между родителями и ребёнком, но и между всеми участниками педагогического процесса.
Одним из приоритетных направлений системы СГЛПТ в развитии творческих способностей является работа со сказкой, глубокое проживание ее сюжета. Метод сказкотерапии предполагает работу над словесным творчеством и формирование образности детской речи как одного из многих компонентов творческого развития детей. Родители и дети не только слушатели сказки, но и активные её участники. И малыши, и взрослые на совместных занятиях и праздниках перевоплощаются в любимых героев – Мальвину, Царевича Елисея, Буратино, Знайку, Дюймовочку, Прекрасного принца эльфов, становятся похожими на них, говорят «волшебным» голосом, стараются передать их характер и лучшие качества. В период знакомства со сказкой родители вместе с детьми придумывают сценарии, изготавливают образы героев сказок (из пластиковых бутылок, коробок, бумаги, ткани, фантиков и пр., создают вместе книжки-малышки, пишут свои собственные сказки, которые потом читают и другие семьи. В группе уже собрана своя довольно обширная библиотека из книг замечательных «звёздных» авторов.
Кроме того, вместе с детьми и родителями осуществляется большое количество образовательных проектов, цель которых – социально-личностное и творческое развитие воспитанников. Среди них: «Мыльные пузыри – забава и наука», «Наш космодром», «Корней Чуковский – детям», «Волшебные ладошки», «Семейные традиции», «Мои путешествия», «Когда я был маленьким», «Патриотическое воспитание в семье», «Герои в моей семье», «Домашние животные», «Елочка-красавица» и др. При этом активно используем информационно-компьютерные технологии. С помощью медиа-техники осуществляем просмотр видеопрезентаций на родительских собраниях.
Следует отметить, что наша группа «Звездочка» разновозрастная. Естественно, и родители детей тоже разного возраста – и молодые, и более зрелые, опытные. Но независимо от возраста, учитывая индивидуальные возможности и способности, каждому участнику мы стараемся создать ситуацию успешности, в которой и маленькие, и большие могут проявить себя достойно. На совместных занятиях детей и родителей мы танцуем, сочиняем стихи, поем песни, причем не только композиторские, но и свои собственные. В нашей группе есть своя «Звездная песня», автор которой воспитатель группы.
На совместных занятиях по изобразительной деятельности дети и родители имеют возможность соприкоснуться с разными видами искусства: рисованием не только красками, кистью, карандашами, фломастерами, но и свечей, углем, пластилином, песком, глиной [3, 4]. В гости на совместные занятия родителей с детьми приходит любимая всеми игрушечная звездочка – веселая, радостная и любознательная фантазерка. От встречи с ней загораются глаза не только у ребят, но и у мам, и пап. Каждый раз открываем таланты и в детях, и во взрослых. А многие детско-родительские работы потом принимают участие в городских конкурсах. Творчество в группе – большая ценность, важнейший принцип совместной с семьей работы.
Есть время и для серьезной просветительской работы. Логопедом, психологом, воспитателями ежемесячно проводятся психотерапевтические беседы на различные темы («Заикание», «Наше отношение к ребенку и его нарушению», «Общение детей и родителей», «Детские страхи» и пр.). Регулярно проводятся занятия по обучению родителей правилам речи, дыхательной гимнастике А. Стрельниковой, пальчиковой и артикуляционной гимнастикам. Знакомим с логопедическими и педагогическими технологиями развития речи детей и преодолению запинок. Осознав собственную роль в преодолении заикания у ребенка, родители охотно учатся исправлять замеченные недостатки в его речи, подключают к этому всех своих близких.
В беседах поддерживаем любое высказывание родителей, поощряем их в обобщении собственного опыта, стараемся обозначить для каждой семьи – воспитание ребенка тоже может быть творчеством. Мы советуем родителям не давить на ребенка, не стыдиться его речи, а воспринимать его как личность, гордиться каждым его достижением, каждым маленьким успехом.
Исходя из результатов десятилетнего опыты работы с родителями в процессе пребывания детей в группе семейной логопсихотерапии, можно говорить о ее достаточной эффективности. Наша ориентированность на сотрудничество с семьей в процессе развития творческой личности способствует тому, что сложная психоречевая проблема заикания успешно преодолевается за счет общих усилий. Более 70% детей уходят из группы в школу, умея полноценно общаться не только с родителями и сверстниками, но и в условиях публичных выступлений – перед большой, даже мало знакомой аудиторией.
Впоследствии мы отслеживаем судьбу наших выпускников, они и сами часто приходят в группу поделиться своими достижениями – учебными и творческими. Многие выпускники группы становятся артистами детских творческих студий, певцами, музыкантами, занимаются художественно-изобразительной деятельностью. В этом для нас главный итог работы – не только устранить речевое нарушение, но и дать полноту общения, жизни и творчества. Наши успехи во многом зависят от поддержки родителей, понимания и принятия ими нашего социально-педагогического опыта и используемой нами системы.
Библиографический список
1. Глухова Н. В. Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Программа. – Таганрог, 2005. – 139 с.
2. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. Учебное пособие. – М. : Флинта, 2003. – 203 с.
3. Лыкова И. В. Программа «Цветные ладошки» – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2010. – 187 с.
4. Лыкова И. В. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2010. – 144 с.
5. Черкасова М. А. Организация взаимодействия с семьей ребенка-инвалида // Материалы научно-практической конференции «Механизмы реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях – М., 2010. –. 198-207 с.