Получи документы

Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении

Ольга Шестакова Тарасова
Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении

На III Межмуниципальной научно-практической конференции "Реализация ФГОС: опыт, проблемы, перспективы" представляла опыт работы по проблеме "Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении".

В настоящее время одной из актуальных идей дошкольной педагогики остается внедрение в практику работы образовательного учреждения сопровождения ребенка с отклонениями в развитии, воспитании, здоровье. Традиционно эта проблема рассматривается в психологическом, педагогическом, медицинском или социальном аспекте. При этом объектом сопровождения, как правило, называется ребенок, который уже имеет те или иные проблемы социально-педагогического характера, обусловленные особенностями психического развития или нарушением здоровья. Безусловно, сохранение и укрепление здоровья детей принадлежат к ведущим задачам общества, в том числе к тем, которые решаются в системе образования. Но медицинское сопровождение не может полностью соответствовать образовательным потребностям современного общества. Это касается и сопровождения, представленного лишь психологическим компонентом, так как базовыми процессами образования являются обучение и воспитание, а не только развитие. Педагоги (учителя, воспитатели) являются стержневыми фигурами, но не следует забывать и о других субъектах образовательного процесса, взаимодействующих с детьми: учителях-логопедах, учителях-дефектологах, педагогах-психологах, музыкальных руководителях и родителях детей. Поэтому ключевой идеей работы нашего дошкольного учреждения является медико-психолого-педагогическое сопровождение, которое предполагает целую систему профессиональной деятельности всех работающих с детьми.

Публикация «Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Цель службы сопровождения:

Обеспечение медико-социального психолого-педагогического (комплексного) сопровождения детей, исходя из возможностей ДОУ и в соответствии с состоянием здоровья, специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

Задачи службы сопровождения:

Помощь администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития личностно-ориентированного и воспитательно-образовательного пространства ДОУ, обеспечивающего психологические условия для раскрытия и развития индивидуальности воспитанников, межличностного и группового взаимодействия всех субъектов образовательного пространства – детей, родителей, педагогов и специалистов;

Содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства на основе комплексного использования психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечивающих реализацию индивидуального потенциала ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи;

Оказание поддержки педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения и родителям в воспитании, обучении и развитии детей, формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

Психологический анализ социальной ситуации развития единого образовательного пространства ДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения;

Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье детей, их интеллектуальном и личностном росте;

Обеспечение необходимого уровня психологической компетентности педагогов в решении педагогических задач, предоставлении научно-методических материалов и разработок в области психологии для практического использования в деятельности педагогов и специалистов;

Содействие распространению и внедрению в практику дошкольного образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии.

Деятельность СМППС детей обеспечивается непосредственным руководством заведующего ДОУ. В состав службы входят медработник, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели. Служба работает в тесном контакте со всем педагогическим коллективом, администрацией детского сада и родителями воспитанников. В заседаниях совета участвуют педагоги, представители администрации, родители. Коллегиальным решением на основе комплексного изучения ребенка оформляется заключение об его физическом, психическом, личностном развитии и состоянии здоровья, составляются практические рекомендации с позиции личностного – ориентированного подхода во всех направлениях педагогического взаимодействия. На заседаниях СМППС обсуждаются результаты диагностической, развивающей и коррекционной работы: даются рекомендации по оптимизации педагогических условий, санитарно-гигиеническому режиму и созданию психологического комфорта в ДОУ. Специалисты знакомят педагогов с материалами наблюдений в пределах профессиональной компетентности, а родители информируются о характере методов воспитания, обучения и оздоровления детей индивидуально.

Заседания проводятся 1 раз в квартал.

Служба медико-психолого-педагогического сопровождения детей определяет организационно-методическую основу деятельности психолого-педагогической службы в общей структуре ДОУ и в нашем учреждении ее работу можно представить в следующем виде:

Учитель-дефектолог.

Виды работы: Диагностика развития детей. Специальная помощь в обучении.

Составление планов индивидуальной работы. Организация и реализация коррекционно-развивающей работы. Подготовка ПМПК. Подготовка, организация и проведение СМППС. Консультации, практикумы и семинары для воспитателей и родителей.

Содержание работы:

Речевая зарядка. Фонематическая ритмика. Организация подгрупповых и индивидуальных занятий по коррекции и развитию речи, сенсорному развитию и развитию психических процессов. Консультирование педагогов и родителей.

Педагог-психолог.

Виды работы: Психологическая диагностика. Помощь в составлении индивидуальных программ развития. Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа. Подготовка ПМПК. Подготовка, организация и проведение СМППС. Консультации, практикумы и семинары для воспитателей и родителей.

Содержание работы:

Диагностика, тренинги адаптивного поведения, эмоционального развития. Развитие психических процессов. Занятия индивидуальные и подгрупповые.

Консультирование педагогов и родителей.

Воспитатель

Виды работы: Педагогическая диагностика. Взаимодействие со специалистами. Подготовка к ПМПК. Участие в СМППС.

Реализация планов воспитательно-образовательной работы с детьми, индивидуальной работы с детьми.

Содержание работы:

Ознакомление с окружающим миром, Обучение игре. Проведение занятий по изодеятельности. Развитие всех форм деятельности ребенка. Работа по заданию узких специалистов. Развитие психических процессов. Консультирование педагогов и родителей.

Врач, старшая медсестра ДОУ.

Виды работы: Медицинский контроль. Реализация оздоровительной программы «Неболейка». Нетрадиционные формы профилактики и оздоровления. Взаимодействие со специалистами. Подготовка СМППС.

Содержание работы:

Профилактика простудных заболеваний. Кварцевание групп. План оздоровления для часто болеющих и диспансерных детей, контроль за проведением самомассажа. Консультирование педагогов и родителей.

Музыкальный руководитель

Виды работы: Педагогическая диагностика. Коррекционно-развивающая работа. Выявление и развитие творческих способностей. Консультирование педагогов, родителей. Взаимодействие со специалистами.

Содержание работы: Музыкальные занятия. Вокальная студия «Жаворонушки». Праздники и развлечения, индивидуальная работа.

Консультирование педагогов и родителей.

Инструктор по физической культуре.

Виды работы: Педагогическая диагностика. Коррекция основных видов движений. Работа по укреплению здоровья. Взаимодействие со специалистами. Консультирование педагогов и родителей.

Содержание работы:

Развитие движений, мелкой и моторики. Развитие дыхания, проведение самомассажа. Использование нетрадиционных методов оздоровления. Занятия, спортивные праздники. Секция «Школа мяча», утренняя гимнастика. Консультирование педагогов и родителей.

Итак, полноценное развитие дошкольника служит залогом сохранения и укрепления нервно-психического здоровья. Будет заложена надежная основа для эффективной социализации, успешной адаптации и обучению в школе. Поэтому так важно выявлять возникающие трудности в развитии ребенка, обращать на это внимание родителей и по мере возможности решать эти проблемы уже в дошкольном детстве, иначе говоря «сопровождать дошкольника», проживать сложный «процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка» (Е. И. Казакова).

Публикации по теме:

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом дошкольного возраста Пояснительная записка Актуальность. Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема.

Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении. Добиться успеха не означает,.

Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ___ Тема недели: «Осень. Признаки.

Модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников 6–7 лет на этапе подготовки к школе Поступление дошкольника в школу означает смену социальной позиции, изменение всей социальной ситуации его развития. Учебная деятельность.

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогов по реализации ФГОС дошкольного образования Введение ФГОС ДО существенно изменило всю образовательную ситуацию в ДОУ, посредством организации психологического сопровождения и развития.

Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда" функционирует в г. Волжский с 1993 года. Именно здесь дети с особенностями.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6 года жизни Вашему вниманию хотела бы представить программу психолого - педагогического сопровождения своей группы. На современном этапе развития образования.

Программа психолого-педагогического сопровождения. Анкеты для родителей Май № Название занятия Источник Цель Материалы 33 Мы такие разные И. А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 117 Учить различать индивидуальные.

Программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа) Пояснительная записка Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период,.

Психолого-педагогическое сопровождения и поддержка одаренных и талантливых детей ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ Подготовлен: Орешиной Ю. А. Цель: дети знакомятся с величиной,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении
Опубликовано: 9 февраля 2017 в 19:06
+63Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД