Папки-передвижки

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе

Зарина Темирова
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Аннотация. Описаны особенности взаимодействия учителя-логопеда с роди-телями по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Пред-ставлен опыт работы учителя-логопеда, описаны основные направления и формы работы с родителями.

Ключевые слова: учитель-логопед, родители, подготовка к школе.

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе» размещена в разделах

В возрасте шести лет в жизни детей начинают происходить большие перемены. Ребенок переходит в школьный возраст, и это вносит существенные изменения в его привычный уклад жизни, в общение и взаимоотношения с остальными. По словам Д. Б. Эльконина, в этот период перестраивается вся система взаимоотношений с окружающей реальностью. После того как ребенок поступает в школу, он становится частью системы отношений «ребёнок-педагог». Эта система обусловливает его отношение к родителям и сверстникам. Как считает И. М. Марковcкая, система «ребёнок-педагог» превращается в центр жизнедеятельности школьника, она влияет на весь комплекс условий, благоприятных для жизнедеятельности. Если ребенок комфортно чувствует себя в школе, ему будет комфортно и дома, и в общении со сверстниками.

Большая роль в работе с детьми дошкольного возраста отводится заблаговременно обдуманной и строго организованной системе взаимодействия с родителями. Стихийные и ненадлежащим образом организованные консультации в виде родительских собраний, собраний с участием семей, проведение индивидуальных бесед не являются эффективными, они вызывают у родителей ощущение взволнованности и недоверия.

Семья представляет собой сформированную на основании брака либо кровного родства малую группу, участников которой объединяют общий быт, наличие общей моральной ответственности и взаимовыручка. В рамках семьи происходит выработка комплекса санкций, норм и примеров для подражания, регулирующих взаимодействие между мужем и женой, матерью, отцом и ребенком, детей друг с другом.

Значение и потребность во взаимодействии между дошкольными учреждениями и семьей огромны. Чувство социально-психологической защищенности, достижения детей зависят от окружающих их людей и от того, как они воздействуют на процесс развития. Ребенок проводит время главным образом в детском саду и в семье, а значит, необходимо исключить противоречия между влиянием семьи и педагогов, чтобы ребенок активно и позитивно мог его воспринимать. Этого можно достичь, если между педагогами и родителями будет налажено доверие и взаимопонимание, если они сообща и организованно будут решать вопросы воспитательного характера.

Совместная деятельность родителей и учителей позитивно сказывается на всех аспектах процесса обучения : родители активно участвуют в жизни ребенка, что помогает им лучше понять ребенка и наладить взаимопонимание; взаимодействуя с родителями, педагоги больше узнают о ребенке, что дает им возможность выбрать наиболее действенные методы в обучении и воспитании. А самое главное то, что дети, вовлеченные в единое воспитательное пространство, чувствуют себя более уютно и защищенно, благодаря чему у них возникает намного меньше недопониманий со взрослыми и детьми.

Семьи все разные, каждая со своими проблемами и сложностями, и по этой причине невозможно найти один универсальный ответ на вопрос по поводу способов взаимодействия с семьями. В этом отношении большую роль играют интуиция и профессионализм педагога, которому необходимо провести анализ разнообразных обстоятельств для принятия верного решения при выборе методов взаимодействия с семьей в определенной ситуации.

Наибольшее значение имеет взаимодействие педагогов с семьей в ходе подготовки детей к школьному обучению.

Для того чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с семьями детей, которые обучаются в подготовительной группе, работники детского сада избрали ряд наиболее актуальных направлений деятельности:

1. Выработка у родителей нацеленности на взаимодействие с воспитателями ДОО.

2. Оказание помощи в правильной оценке способностей детей.

3. Деятельность, цель которой – повысить у родителей их педагогическую компетентность:

• разъяснить родителям особые коррекционные и методические приемы, требующиеся для того, чтобы заниматься с ребенком в домашних условиях;

• разъяснить родителям особые воспитательные приемы, позволяющие скорректировать личность детей.

4. Деятельность педагогов основана на определенных формах организации взаимодействия с родителями :

• консультационно-рекомендательной;

• организационно-просветительной;

• в форме практических занятий для отцов и матерей;

• в форме индивидуальных занятий с семьями.

В практической деятельности педагоги ДОУ прибегают к разным формам как в индивидуальной работе с семьями, так и в деятельности с группами родителей.

Под формами взаимодействия работников ДОУ с семьями понимаются методы организации их общей деятельности и коммуникации.

Рассмотрим формы индивидуальной работы с семьями:

1. Разъяснение родителям форм работы с детьми для того, чтобы вовлечь их в процесс обучения.

2. Наблюдение родителей за детьми во время специалистов, направленное на то, чтобы выработать в родителях навыки сотрудничества в ходе совместных видов деятельности.

3. Родители должны выполнять домашние рекомендации совместно с ребенком для того, чтобы в домашних условиях отрабатывать изученный материал.

4. Дача рекомендаций родителям в сфере изучения специализированной литера-туры, что помогает повысить их педагогическую компетентность.

Благоадря индивидуальной работе с семьями устанавливается личный контакт между воспитателем и родителем. Кроме того, такой вид деятельности выступает способом психологической подготовки родителей к началу школьного обучения их ребенка.

Рассмотрим несколько форм деятельности с родительскими группами.

1. Информационно-просветительской деятельности предшествует изучение родителями сведений, содержащихся в заметках на стенде «Скоро в школу». В подобных заметках в простой и увлекательной форме педагоги и иные работники представляют все необходимые сведения по поводу подготовки детей к школьному обучению. При этом необходимо раз в месяц обновлять рубрики. К примеру, можно включать такие рубрики, как «Формирование фонетико-фонематического слуха ребенка дома», «Роль игры в домашних условиях в процессе речевого развития ребенка» и т. д.

2. Необходимо, чтобы родители участвовали в тематических собраниях, направленных на то, чтобы проинформировать их и повысить их уровень компетентности в сфере образования и воспитания ребенка.

3. В ходе собраний изучаются следующие темы:

«Способы познать себя как родителя».

• «Роль речевого развития в жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста».

«Готовим детей к школьному обучению».

4. Для того чтобы родители являлись не просто слушателями, но и принимали деятельное участие в деятельности, работники ДОУ организуют ряд семинаров-практикумов на темы «Тестирование для родителей», «Насколько хорошо вы знакомы со своим ребенком?» и т. д.

5. организация совместного отдыха (организация праздников, досуга, мероприятий спортивного характера). Подобная деятельность нацелена на то, чтобы улучшить взаимоотношения между родителями и детьми, изучить способности детей и отыскать способы помочь им. В качестве примера можно привести занятие «Веселые игры с колокольчиками», мастер-класс «В мире волшебной сказки – оригами», семейные ролевые игры-путешествия «Остров семейных сокровищ».

6. Следует организовать клуб «Заботливые родители». Его деятельность нацелена на то, чтобы установить плотное взаимодействие между родителями и работниками ДОУ, что поможет родителям обрести дополнительные навыки в сфере воспитания и обучения ребенка. Участвуя в клубной деятельности, родители учатся давать более объективную оценку уровню развития своих детей и возможностям их обучения.

В клубной деятельности участвуют разнообразные специалисты: педагоги-дефектологи и логопеды, психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели. Участниками работы подбирается интересный материал с наглядными примерами. При этом вопросы теоретического характера подготавливается педагогами, а практического - специалистами. Они привлекают к деятельности клуба видеоматериалы занятий, демонстрируют примеры индивидуальной и групповой деятельности с детьми, ряд наглядных пособий, которые несложно сделать в домашних условиях для игр и занятий с ребенком. По всем отработанным темам педагогами представляется печатный материал в родительский уголок.

Публикации по теме:

Сотрудничество учителя-логопеда с родителями детей с ОНР Сотрудничество с семьей детей с ОНР является одной из важных и сложных сторон деятельности учителя - логопеда. В современных условиях модернизации.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ В условиях логопункта в ДОУ очень важно взаимодействие учителя - логопеда с воспитателями, для скорейшего устранения речевого нарушения.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями Взаимодействие учителя-логопеда с родителями. И. В. Хораськина Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №112» г. Чебоксары Аннотация: В статье.

Консультация «Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС» Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС. Успешное осуществление подготовки детей к школьному обучению.

Методические рекомендации «Речевое развития детей 3–4 лет». Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла Методические рекомендации «Речевое развития.

Методические рекомендации «Речевое развития детей 4–5 лет». Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла Методические рекомендации «Речевое развития.

Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в подготовке детей к школе В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества?.

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста..

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями на логопункте Взаимодействие учителя-логопеда с родителями. Учитель-логопед МАДОУ №14 «Берёзка» с. Яжелбицы (Валдайского района, Новгородской области).

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в коррекционной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Покинут счастьем будет тот, кого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе
Опубликовано: 6 ноября 2018 в 23:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД