МААМ-картинки

Взаимосвязь добрачного и брачного периодов со степенью сформированности психологической готовности юношей к отцовству

Мария Войтра
Взаимосвязь добрачного и брачного периодов со степенью сформированности психологической готовности юношей к отцовству

Взаимосвязь добрачного и брачного периодов со степенью сформированности психологической готовности юношей к отцовству

Войтра Мария Сергеевна

Аннотация: В статье рассматривается определения отцовства, факторы которое влияют на формирование отцовства и факторы представления об отцовстве, а так же внутренние и внешние факторы психологической особенности личности юношей и мужчин. Отмечается три периода формирования супружеской пары.

Публикация «Взаимосвязь добрачного и брачного периодов со степенью сформированности психологической готовности юношей к отцовству» размещена в разделах

Ключевые слова: Отцовство, факторы формирования, факторы представления, психологическая особенность личности, формирование супружеской пары.

Современное российское общество характеризуется изменением отношения к традиционным идеалам, моральным и нравственным ценностям. Непосредственно это отразилось на брачно – семейных отношениях. Наметилась тенденция изменения семейно – брачных отношений. Все больше распространяется практика, когда формирующая семья уходят от официальной регистрации отношений, создавая семью на основе так называемого «гражданского» брака. Данный вопрос рассматривали в своих работах Е. А. Вовк, А. Г. Вишневского, В. И. Горбачевой, C.В. Захарова, Е. М. Черняк и др.

Следует отметить, что теоретическим вопросом отцовства занимались многие исследователи, такие как З. Фрейд, Н. Левальд, Ш. Барт, В. Фтенакис, Р. Берис, Б. И. Кочубей, О. Б. Чиркова, Е. О. Смирнова, В. С. Собакин, Е. П. Ильин, А. Биллер, З. Матейчек, Э. Эриксон, Э. Фромм, Д. С. Акивис, Р. В. Манеров, Е. И. Захаров, Ю. В. Евсенко и др. Исходя из этого необходимо отметить, что среди факторов формирующие отцовство, наиболее изучены в отечественной психологии являются факторы родительской семьи и влияние общества, то есть внешние факторы об этом говорили А. И. Антонов, В. В. Бойка, В. А. Борисова, А. И. Кузьмин, Л. И. Савинов и другие.

Исследования позволили выявить:

1. В современной психологической литературе отцовство, является феноменом, которое рассматривается с двух разных точек зрения, которые пересекаются друг с другом об этом говорили Ю. В. Борисенко, А. Г. Портнова [13].

Понятие официальное отцовство фиксирует факт происхождения ребенка от данного конкретного мужчины, факт, зафиксированный в государственном документе (свидетельство о браке).

Понятие же реальное отцовство означает активное участие мужчины в жизни ребенка, ответственное отношение мужчины к ребенку (не в зависимости от официальности отношений) [4,13].

Теоретический анализ позволил выявить, что отцовство является важным условием развития ребенка и личности самого отца поскольку:

- отец влияет на полоролевую идентификацию ребенка (З. Фрейд, Н. Левальд, Ш. Барт и т. д.) [5,14];

- на интеллектуальное развитие ребенка, то есть интерес к учению (В. Фтенакис, Р. Берис, Б. И. Кочубей) [9];

- на усвоение моральных норм ребенка (О. Б. Чиркова);

- на эмоционально – личностную сферу ребенка (Е. О. Смирнова, В. С. Собакин и др.);

- на характерологические особенности ребенка (Е. П. Ильин, А. Биллер, З. Матейчек и др.) [9].

Отцовство в целом выступает как источник жизненного опыта для ребенка.

2. Психологическая готовность к отцовству включает внутреннею позицию личности, центральной основой которой является целостная система отношений будущего родителя к отцовству, которая включает отношение к себе как будущему родителю, к будущему ребенку, к родительской роли, а так же к родительсву в целом.

Факторы по Л. Ф. Обуховай которое влияют на формирование отцовства.

- макросистема или уровень общественных влияний;

- мезосистема или уровень влияния родительской семьи;

- микросистема или уровень собственной семьи;

- индивидуальный или уровень конкретной личности.

Нужно отметить, что родительская семья и общество для индивида задает лишь образец отцовства [7,10].

Психологическая готовность к отцовству зависит от внутренних и внешних факторов.

К внешним факторам относят внешнее влияние (уровень общественных влияний, уровень влияния родительской семьи, уровень собственной семьи). К внутренним факторам психологические особенности личности юношей и мужчин.

Отношение будущего родителя к отцовству подразделяется на : отношение к будущему ребенку, отношение себе как будущему родителю, отношение к родительской роли и отношение в целом к родительству [6,8].

Подводя итог, нужно отметить, что

- преобладание исследований материнства и психологической готовности к материнству;

- отсутствие системного подхода к трактовке отцовства;

- нечеткость трактовки понятий «отцовство» и «психологическая готовность к отцовству»;

- малочисленность исследований, описывающих критерии и уровни психологической готовности к отцовству;

- отсутствие моделей и технологий формирования психологической готовности к отцовству [2].

3. На формирование у мужчин представлений об отцовстве, влияет множество факторов: тип семьи, религия, экономические условия, социальные стереотипы маскулинности и феминности, отцовства и материнства, отношения мужчины с его родительской семьей.

Начальный этап формирования представлений об отцовстве является «теоретическим» : он формируется через взаимодействие с собственными родителями. Последующие этапы формирования связаны с узнаванием о беременности партнерши, протекания беременности и рождения ребенка.

Таким образом, формирование отцовства - это сложный многоступенчатый процесс, на который влияют различные факторы. Но первоначальным этапом в этом процессе является первичная социализация в родительской семье, опыт общения мальчика с собственным отцом, в процессе которого формируются представления о будущей отцовской роли [11].

4. В формировании супружеской пары различают три периода : добрачный (до принятия решения парой о вступлении в брак, предбрачный (до официального заключения брачного союза) и брачный (официальное заключение брачного союза) [1].

Говоря о гражданском браке, то есть о предбрачных отношения. В современной юриспруденции России под гражданским браком принято считать совместное проживание мужчины и женщины с целью создания семьи, ведения совместного хозяйства, воспитания детей, однако, без регистрации брака в установленном порядке в органах записи актов гражданского состояния [12].

Брак это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения как в правовом, так и морально-этическом плане [3, 12].

В современном обществе все чаще молодое поколение выбирает форму отношений сожительство.

Для подтверждения теоретических данных, было изучена психологическая готовность юношей к отцовству в зависимости от семейного положения, а именно в добрачный и брачный периоды.

Психологическая готовность к отцовству у каждого человека по разному сформирована, это проявляется на трех уровнях: достаточно сформировано, частично сформировано и не сформировано.

В ходе изучения была сформирована выборка из 54 испытуемых и проведено тестирование по методикам 1)Методика «Представлений об идеальном родителе» Р. В. Овчарова, Ю. А. Дегтярева предназначена для выявления представления об идеальном родителе.

2)Тест «Кто я?» Т. Кун, Т. Макпартленд (Модификация Т. В. Румянцевой) предназначена для выявления отношения юношей к себе как к будущему родителю.

Сначала юношам предлагалось заполнитель анкету (возраст, родительская семья, семейное положение). Для определения семейного положения. В ходе, которой было сформировано 3 группы (18 чел находящихся в добрачных отношения, 18 чел. находящихся в предбрачных отношениях и 18 чел находящихся в брачных отношениях).

Психологическая готовность юношей к отцовству показало, что у юношей находящихся в добрачных отношениях, представления об идеальном родителе сформированы в меньшей степени, чем у юношей в предбрачном периоде. У юношей в пердбрачном и брачном периоде представления об идеальном родителе сформированы в той же степени. Это может быть связанно, с тем, что у юношей из первой группы преобладает неполная родительская семья (33%).

Виденье себя в роли отца, показало, что отношение к себе как будущему родителю у юношей в добрачный и предбрачный период сформированно в одинаковой степени, в отличие от юношей, находящихся в браке, у которых выявилась готовность к будущему родителю.

Таким образом, теоретический анализ показал насколько поверхностно изучена данная тема. Для этого были рассмотрены основные подходы к изучению феномена отцовства, был дан обзор разных точек зрения и рассмотрены определения разных авторов отцовства.

Список литературы

1. Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Н. Г. Силяевой. М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 158 с.

2. Безрукова О. Н. Готовность к отцовству : факторы, условия и предпосылки // Вестник Санкт – Петербурского университета. 2007. №2. С. 98-109.

3. Демчук Н. А. Формирование психологической готовности юношей к отцовству : Дис. канд. психол. наук. Курган, 2006. - 223 с.

4. Дружинин В. Н. Психология семьи. – СПб., Питер,2006. – 176 с.

5. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. – М. , : Время, 2009. – 496 с.

6. Кульчицкая Р. Ю., Воробьва Е. В. Психологические характеристики отцовства // Психологический журнал 2013. - №2. С. 121-132.

7. Левченко А. В. К проблеме изучения образа отца и представлений о

собственном отцовстве у молодых мужчин// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. Выпуск № 9. – С. 28-34.

8. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. М. : Московский психолого-социальный институт. 2006.-496с.

9. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М. : Институт психотерапии, 2006. - 496 с.

10. Радостева А. Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование. // Вестник ПГГПУ. Серия №1 Психологическое и педагогические науки. №1. 2013. С. 100-108.

11. Хавула Р. М. Равитие психологической готовности юношей к отцовству // Научно-исследовательские публикации. № 1 (5) / 2014. С. 57- 69.

12. Шахова И. А. Отношение амурской молодежи к «гражданскому браку» // Вестник Амурского гос. ун-та. №72. 2016. С. 54-64.

13. Явон С. Ф. Проблемы отцовства в современном мире // Приоритетные научные направления: от теории к практике. Выпуск № 13 / 2014. С. 43-49.

14.Barth S. Vaterchaft im Wandel // Sozialmagazin. – 2000. – Heft 1. – S. 14–22.

Публикации по теме:

Формирование оценочно-контрольных действий у школьников с легкой степенью УО на уроках в школе VIII вида Тема по самообразованию Корольковой Ольги Ивановны, учителя «Формирование оценочно-контрольных действий у школьников с легкой степенью.

Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе Адресная направленность: Данная разработка будет полезна как воспитателям детских садов, психологам, учителям начальной школы, так и родителям.

Проблема психологической готовности к обучению в школе «Проблема психологической готовности к обучению в школе» учитель-дефектолог: Князева С. И. Проблемой изучения психологической готовности.

Развитие двигательной активности детей с разной степенью подвижности Движение – это врождённая, жизненно необходимая потребность человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте,.

Из опыта работы «Диагностика психологической готовности к школе. Работа с родителями» Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребёнок подготовлен к школе всем предшествующим.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о психологической и интеллектуальной готовности ребенка к школе?» Консультация для родителей: «Что нужно знать родителям о психологической и интеллектуальной готовности ребенка к школе!» Подготовила: воспитатель.

Мониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталостиМониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости Выступление на тему "Мониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости" 8 декабря в г. Красноярске.

Мониторинг — способ получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности планируемых резуль Не первый год мы работаем по федеральным государственным стандартам второго поколения. Кто-то из нас работает уже по второму кругу, кто-то.

Подбор методической литературы и критериев диагностики сформированности ЭМП у детей среднего дошкольного возрастаПодбор методической литературы и критериев диагностики сформированности ЭМП у детей среднего дошкольного возраста Тема моего самообразования "Дидактические игры как способ формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста".

Семинар практикум для родителей «Формирование у детей 7-го года жизни психологической готовности к школе» Цель: привлечение внимания родителей к проблеме психологической готовности детей к школе. Задачи: 1. Повышать психологическую компетентность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь добрачного и брачного периодов со степенью сформированности психологической готовности юношей к отцовству
Опубликовано: 24 марта 2017 в 12:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД