МААМ-картинки

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-дефектолога в условиях детского сада IV вида (3 фото)

НАДЕЖДА КУЗНЕЦОВА
Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-дефектолога в условиях детского сада IV вида

Логопедия связана с такими науками как, анатомия, нейропсилогия, отрослями специальной педагогики, олигофренопедагогика, суропедагогика и тифлопедагогика.

Тифлопедагогика (от греческого тифлос- слепой и педагогика - наука о воспитании, те. наука о воспитании и обучении лиц с нарушенным зрением. Значит, логопедия должна учитывать особенности детей с нарушением зрения.

Публикация «Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-дефектолога в условиях детского сада IV вида» размещена в разделах

Работа учителя - логопеда с детьми с нарушение зрения требует знаний в области офтольмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности. Учитель- логопед в специальном дошкольном учреждении корректирует произносительную сторону речи, развивает познавательную сторону речи и активизирует двигательную сферу ребенка. В системе занятий осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения развития детей силами логопеда, тифлопедагога, медсестры ортоптиста, психолога, воспитателя. Это обеспечивает активизацию сохранных анализаторов, развития чувственности у детей с нарушениями сенсорной сферы.

Практически 80% детей старшего дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. По определению Левиной Р. Е., собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, не достаточно развита мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере. дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы,теряют и повторяют строчки при чтении, не правильно произносят слова, печатают буквы зеркально. Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией как отрофия зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания. которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций.

Недостаточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопления в речи слов без конкретного содержания, что приводит к формальному усвоению знаний и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.

Таким образом у детей часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искаженно понимание смысловой стороны речи. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, понижается работоспособность. Поэтому зрительная патология отрицательно влияет на доречевое и речевое развитие ребенка с нарушением зрения.

Коррекционно – логопедической работе предшествует углубленное обследование детей, логопедом, он устанавливает степень сложности первичных и вторичных отклонений. Первичным дефектом всегда является зрение, вторичным речь.

Основной формой организации логопедического процесса является занятие. Логопедические занятия в детском саду проходят в игровой форме. С учетом ФГТ и общей образовательной программы детского сада. Занятия имеют сюжетно- тематическую организацию и проводятся в специально оборудованном кабинете, где создана предметно- развивающая среда, каждому ребенку обеспечен личностно ориентированный подход.

Задания и упражнения на занятиях учителя – логопеда несут коррекционную направленность. Коррекционно- логопедическая работа проводится на вербальном материале. В процессе предметно- практической деятельности. Помимо речевого анализатора в работу включается слуховой, зрительный и тактильный, что положительным образом влияет на развитие компенсаторных процессов. Ребенок должен активно действовать с предметом, увидеть все признаки предмета, а не пассивно слушать педагога.

Коррекционную направленность логопедических занятий определяют

1. Острота зрения. От этого зависит прямым образом и размер индивидуальных пособий.

0.4 и выше- 2 см.

0.2-0.3, 2-3см

0,05-0,1, 3-4 см

0.01-0,04 4-5 см

Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-25 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;

При гиперметропии: игрушки должны быть ярко-желтого, оранжевого цвета, рисунки нужно держать подальше от глаз. Расстояние зависит от остроты зрения и может быть рекомендовано окулистом.

При сходящем косоглазии: нужно следить, что бы во время занятия ребенок не склонялся над столом. Предлагается книги или картинный материал на подставке. Рисовать лучше на мольберте или на стене.

При миопии и катаракте: для восприятия картинок логопед использует темный фон и дается контрастное изображение предметов, а для демонстрации пособий при атрофии зрительного нерва рекомендован светлый фон.

Учитывая это логопед должен иметь в работе двусторонний фланелиграф со светлой и темной стороной. Безусловно, важным для логопеда является знание основных терминов: амблиопия, миопия, гипермитропия, а так же особенностей зрительных нагрузок при предъявлении пособий детям разного возраста с определенной остротой зрения.

- Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и острота зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки с элементами логоритмики.

- Индивидуальный и дефференцированный подход с учетом рекомендации тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. в индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания.

- Следует рассаживать детей как ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 шт. одновременно. Размещать объекты следует так. Чтобы они не сливались.

Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:

выбор адекватного фона;

выбор оптимального цвета;

постоянное использование указки для уточнения;

ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;

педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;

непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.

При организации логопедической работы решаются и специальные задачи

дошкольного учреждения для детей с нарушением речи

- Процесс узнавания у слабовидящих детей цветных, контурных и силуэтных изображений не однозначно. Из всех видов изображений лучше всего дети узнают цветные картинки, так как цвет дает им дополнительную информацию. Значительно сложнее дети ориентируются в контурных и силуэтных изображениях. Чем сложнее форма, тем труднее дети опознают объект.

- На логопедических занятиях происходит развитие зрительно- двигательной координации (предлагаются задания на соединение предметов)

- Для укрепления мышц артикуляционного аппарата, развитие навыков четкого артикулирования звуков проводится артикуляционная гимнастика и логопедический массаж, исправления звукопроизношения, создают основу для преодоления нарушения речи.

Необходимо развивать интерес к логопедическим занятиям и заинтересовать ребенка.

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-дефектолога в условиях детского сада IV вида
Фото №1 Работа логопеда Фото №2 Логопедия Логопедия связана с такими науками как анатомия нейропсилогия отрослями специальной педагогики олигофренопедагогика суропедагогика и тифлопедагогика
Публикации по теме:

Формы самоанализа к аттестации Коллеги, возможно, вас заинтересует следующая информация. На сайте ИРООО (Института развития образования Омской области) появились формы.

Взаимосвязь в работе воспитателей и специалистов ДОУ Презентация позволяет показать взаимосвязь в работе специалистов и воспитателей : учителя-логопеда, педагога ИЗО, музыкального руководителя,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-дефектолога в условиях детского сада IV вида
Опубликовано: 27 января 2013 в 14:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД