МААМ-картинки

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речевой функции детей

Татьяна Леонова
Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речевой функции детей
▼ Скачать + Заказать документы

Как приятно родителям, когда у их ребенка умелые пальчики: ловко держат карандаш, завязывают волшебные узелки и бантики, аккуратно рисуют, складывают забавные фигурки. А если ребенок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.

Но в последнее время в детские сады приходят все больше детей с речевыми расстройствами. Одной из основных задач, которую я поставила перед собой в моей группе преодоление речевого нарушения у детей путем развития мелкой моторики рук. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Публикация «Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речевой функции детей» размещена в разделах

Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как речь, письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и др., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика. Она дала возможность развить путем жестов – указующих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и других – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.

Ряд экспериментов, посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка (М. М. Кольцова) показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгировано, способствуя стойкому повышению работоспособности коры.

Физиолог М. М. Кольцова считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона».

Помимо этого была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше. Также уровень сформированности мелкой моторики определяет успешность освоения изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, развитие первоначальных навыков письма.

Однако этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движения рук дошкольника будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. Активно участвуя в передаче образов воображения, движущиеся руки способны в буквальном смысле слова приоткрыть дверь в завтрашний день ребенка и очень многому научить его голову. Впрочем, по словам великого немецкого учителя И. Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать, что именно мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры головного мозга, обеспечивающим работу мысли и функции речи.

Желательно, чтобы ребенок не только создавал и воплощал посредством движений собственных рук те или иные образы, но еще и эмоционально вживался в них, прислушивался к своим телесным ощущениям. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук, является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, и что не менее важно мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с двух месяцев. Наша медицина советует тренировку пальцев рук в возрасте шести – семи месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги в течение двух – трех минут ежедневно. С десяти месячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук: катание шариков, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание различных предметов из одной кучки в другую. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки:

«Сорока – белобока», «Ладушки» и др. В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук провожу систематически. Небольшие стишки, потешки, песенки перекладываю на пальцы, то есть придумываю несложные движения для пальцев кистей рук. Все пальчиковые гимнастики подобраны к лексическим темам. Для изображения предметов, явлений природы, животных, птиц подобраны фигурки с небольшим стихотворным сопровождением. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, приносили радость. Постепенно кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Благотворное воздействие на развитие движений и кисти и пальцев рук оказывает самомоссаж, графические упражнения, занятия изобразительной деятельностью, лепкой, ручным трудом, игры со счетными палочками, пробками, орехами, карандашами, выкладывание букв из различных материалов, шитье, плетение.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика - это инсценировка каких-либо рифмованных стихов, потешек, историй при помощи пальцев. В группе создана игротека по лексическим темам, изучаемым в группе по развитию речи. К каждой теме разучивается своя пальчиковая гимнастика. Она используется на других занятиях тематической недели (ФЭМП, коррекционных занятиях, лепке, рисовании и др.).

Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев дает ряд преимуществ: их речь ритмизуется движениями, делается более четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.

В ходе пальчиковых игрдети «конструируют» из пальцевразличные предметы, изображают птиц, животныХ. цветы, деревья. Такая игровая деятельность вызывает у них интерес, мобилизует их внимание, играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

Выполнение фигурок из палочек.

В этих играх наши помощники – обыкновенные счетные палочки. детям предлагаются фигурки со мтихотворным сопровождением. Они необходимы для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ предмета. Эти задания помогут ребенку развить внимание, воображение.

Сначала дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные фигуры. В процессе игры ребенок может проявлять свою фантазию и сделать свою картинку.

При составлении фигур из палочек можно проводить следующие занятия:

1. Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.

2. Если фигура выполнена из палочек разного цвета, сосчитать палочки каждого цвета.

3. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет.

4. Сосчитать углы, входящие в фигуру.

Выкладывание букв.

Выкладывание букв из различных материалов-серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнения действий по образцу. Занятие разбивается на несколько этапов. Сначала воспитатель знакомит ребека с буквой. Затем ребенку предлагается провести пальцем по букве, обклееной мелкими бусинками. После этого ребенок копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится их читать.

Для этого вида работ я использую: мозаику, пуговицы, семена огурцов, дыни, арбуза, тыквы, крупу, косточки вишни, сливы, фасоль, толстые нитки.

Все занятия с мелкими предметами выполняются под контролем воспитателя.

Слово.

Буква «К» съедобная, Буква «З» готова-

Из печенья сдобного. Из семян фруктовых.

Буква «У» из желудей, «Я» из пуговок сложили,

Что в шкатулочке моей. Слово «Кузя» получили.

Графические упражнения.

Существует много графических упражнений, способствующих развитию мелкой мотороки и координации движений рук, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом в школе.

«Дорожки»: широкие, узкие, прямые, извилистые, горизонтальные, вертикальные.

«Штриховка». Для штриховки использую трафареты по лексическим темам. Дети обводят фигурки и штрихуют их. Виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, круговая, по контуру, точками, сердечками, горошком и др.

Рисование.

Рисование – занятие, любимое всеми детьми. Чем чаще ребенок держит в руках кисть или карандаш, тем легче ему будет выводить свои первые буквы и слова. В группе дети рисуют на доске, в центре песка, бумаге, закрашивают рисунки в раскрасках, обводят рисунки по контуру, дорисовывают вторую половину. На улице дети рисуют на асфальте, песке. Это развивает не только мелкую моторику, но и творческое воображение, зрительную память, цветоощущение.

Аппликационная лепка.

Она очень нравится детям. Пластилин размазывается пальцами до контура, нанесенного заранее рисунка. Затем поверхность рисунка выравнивается, украшается более мелкими деталями пластилином другого цвета. Такой вид работы проводится и в свободное время, и как часть занятия.

Шитье, плетение.

Пришивать пуговицы, вышивать на пяльцах, плести коврики мы учим не только девочек, но и мальчиков. Такие занятия укрепляют мышцы рук, учат терпению, сосредоточенности. Каждое занятие с иголкой проходят под контролем взрослого.

Игры с крупой, карандашом, бусами.

Дети любят перебирать семена дыни, тыквы, арбуза, гороха, фасоли. С удовольствием перебирают крупы, угадывают с закрытыми глазами, используют на аппликации, во время ручного труда.

Шестигранный карандаш перекатывают между ладонями, катают между пальцами, по столу, поднимают карандаш двумя пальцами.

Бусины переносят из одной коробки в другую, нанизывают на проволоку, нитку.

Рассказываем стихи руками.

Между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью. Не случайно так гордятся родители своими детьми, которые читают наизусть стихи А. С. Пушкина, С. В. Михалкова, С. Я. Маршака. И как страдают те родители, чей ребенок не может запомнить стихи, как не стараются при этом все домашние.

Почему дети плохо запоминают текст? Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями.

При разучивании стихов довольно часто используют принцип «повторенье – мать ученья». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память, необходимо призвать на помощь другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. Но самая сильная память – эмоциональная. Поэтому, разучивание стихов должно быть делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха осязаемым, видимым, представляемым.

Дейл Карнеги дает свои советы (законы) по улучшению памяти. «Первый «закон» памяти – получить глубокое, яркое впечатление о том, что хотите запомнить. Прежде всего, старайтесь получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Вот почему следует учитывать важность «разыгрывания» и «проживания».

Стихи – особая стихия, насыщенная образами, чувствами, разнообразными ритмами, эмоциями, и основная задача воспитателя – удивить красотой поэзии, заразить желанием заучить не по принуждению, а потому, что нельзя пройти мимо красоты, заключенной в них.

Алгоритм разучивания прост. Сначала воспитатель выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить (цель «разучить» он ставит перед собой, а не перед детьми). Главное, чтобы это была игра. Все это полезно для развития памяти, речи, эмоциональной сферы. И у взрослого с детьми общение получается позитивным.

Разучивание стихов, сопровождающихся движением, не только развивает речь, но и развивает у ребенка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, активизирует мыслительную деятельность ребенка.

Публикации по теме:

Закономерности развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане.

Игра «Твистер» как средство развития мелкой моторики рук и двигательного рефлекса у детейИгра «Твистер» как средство развития мелкой моторики рук и двигательного рефлекса у детей Представляю вашему вниманию "Пальчиковый твистер" как развитие мелкой моторики рук у детей. О пользе такой игры, думаю, говорить особо.

Фотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаФотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" (В. А. Сухомлинский). "Рука - это инструмент всех инструментов" (Аристотель). В этом учебном.

Художественное творчество как одно из средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Художественное творчество — "это волшебница, сведущая в целебных чарах", она "избавляет от ужаса существования" и "нелепости бытия". Ф.

Консультация для родителей о взаимосвязи развития мелкой моторики с развитием речевой функции «Пальчики «помогают» язычку» Консультируя родителей по вопросам речевого воспитания дошкольников, я интересуюсь, играет ли их ребёнок дома с пуговицами, косточками;.

Квиллинг для развития мелкой моторики рук у детей 5–6 летКвиллинг для развития мелкой моторики рук у детей 5–6 лет Квиллинг это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные.

Нетрадиционное использование предметов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаНетрадиционное использование предметов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста В быту существует большое количество предметов, которые мы используем по прямому назначению. Но многие из них могут оказать помощь дошкольникам.

Нетрадиционные техники развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста АННОТАЦИЯ В статье указывается на взаимосвязь развития мелкой моторики и общей умелости руки и моторной стороны речи. Описывается значение.

Взаимосвязь ручной моторики и мелкой моторики рук с развитием речи детей Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Георг Вильгельм Фридрих Гегель). В последние годы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речевой функции детей
Опубликовано: 22 марта 2017 в 21:20
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речевой функции детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Леонова (УИ 1027215) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД