МААМ-картинки

Взгляды А. Р. Лурии на проблемы изучения нарушенного психического развития

Никольская Ирина Николаевна
Взгляды А. Р. Лурии на проблемы изучения нарушенного психического развития

Взгляды А. Р. Лурии на проблемы изучения нарушенного психического развития.

Александр Романович Лурия  — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского.

Профессор(1944, доктор педагогических наук (1937, доктор медицинских наук (1943, действительный член Академик Педагогических наук (1947, действительный член АПН СССР(1967, принадлежит к числу выдающихся советских психологов, получивших широкую известность своей научной и педагогической деятельностью.

Публикация «Взгляды А, Р, Лурии на проблемы изучения нарушенного психического развития» размещена в разделах

Общая структурно-функциональная модель мозга — концепция мозга как материального субстрата психики, разработанная А. Р. Лурии на основе изучения нарушений психической деятельности при различных локальных поражениях центральной нервной системы. Согласно этой модели мозг разделён на три основных блока, которые имеют собственное строение и роль в психическом функционировании: 1-й блок Энергетический

(блок регуляции уровня активности мозга).

1-ый блок:

- ретикулярная формация ствола мозга;

- неспецифические структуры среднего мозга;

- Диэнцефальные отделы;

- лимбическая система;

- медиобазальные отделы коры лобных и височных долей.

Если болезненный процесс станет причиной отказа в нормальной работе 1-го блока то в следствии будет понижение тонуса коры головного мозга. У человека становится неустойчивым внимание; Появляется патологически повышенная истощаемость, сонливость. Мышление теряет избирательный, произвольный характер, который оно имеет в норме. Эмоциональная жизнь человека изменяется, он либо становится безразличным, либо патологически встревоженным.

2-й  блок: приём, переработка, хранение экстероцептивной информации.

2-й блок:

- зрительный анализатор;

- слуховой анализатор;

- кожно-кинестетический анализатор.

1. Лобная, 2. Височная, 3. Затылочная, 4. Теменная.

Корковые зоны слухового, зрительного и кожно-кинестетического анализаторов  расположены в височных, теменных и затылочных долях мозга. Сюда можно включить и центральные части вкусовой и обонятельной модальности. В основе данного блока лежат первичные проекционные зоны коры головного мозга, выполняющие задачу идентификации стимула. Основная функция первичных проекционных зон — тонкая идентификация свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения.

Нарушения второго блока. В пределах височной доли приводят к нарушению слуха. Поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности, осязания (больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений.

Поражения в затылочной области и прилегающих участков мозговой коры — ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации.

3-й блок:

- программирование;

- регуляция;

- контроль.

Занимается формированием планов действий. Локализуется в передних отделах полушарий мозга, расположенных впереди от передней центральной извилины (моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга, в основном в лобный долях.

Поражения данного отдела мозга ведут к нарушениям: опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям.

Целесообразное поведение заменяется инертным, стереотипным либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления.

Публикации по теме:

Использование приемов арт-терапии для социально-эмоционального развития дошкольников с задержкой психического развития Воспитатель ГБДОУ № 18 комбинированного вида Пушкинского р-на СПб Шитова Е. П. Вовсе не обязательно затевать грандиозные проекты, чтобы.

Консультация для родителей «Развитие детей с задержкой психического развития. Особенности развития детей с ЗПР» «Консультация для родителей "Развитие детей с задержкой психического развития"» Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый.

Взгляды современных педагогов и психологов на развитие мелкой моторики «Взгляды современных педагогов и психологов на развитие мелкой моторики» Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой.

Консультация для родителей «Задержка психического развития» Не секрет, что на многих родителей такая аббревиатура, как ЗПР, наводит страх, они изо всех сил сопротивляются таким диагнозам, упорно доказывая,.

Настольная игра для изучения цветов и развития мелкой моторики «Разноцветные пушистики»Настольная игра для изучения цветов и развития мелкой моторики «Разноцветные пушистики» Игра для детей второй младшей и средней группы. Одновременно изучать цвета и развивать мелкую моторику, играя с детьми в простую и.

Ребенок с задержкой психического развития Ребенок с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста учитель-дефектолог Бурцева Г. И. Что такое ЗПР? Задержка психического.

Результаты нарушенного досуга Сегодня трудности в обучении испытывают многие дети. Об этом пишут и и нейропсихологии, и физиологи и логопеды. Жизнь мелькает перед нашими.

Система дидактических игр как средство развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития в старшем 1. Теоретические аспекты развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте. Современный.

Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Живой уголок как средство развития коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития Коммуникативная сфера личности представляет собой общение и взаимодействия человека с другими людьми. Общение является ведущим условием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взгляды А. Р. Лурии на проблемы изучения нарушенного психического развития
Опубликовано: 8 декабря 2019 в 14:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД