Татьяна Коломийченко
Эффективная социализация ребёнка в дошкольной образовательной организации через использование современных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
ЭФФЕКТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Т. В. Коломийченко
Тема моего выступления обусловлена тем, что возрастная группа, в которой я работаю, включена в экспериментальную деятельность на уровне дошкольного учреждения, связанную с апробацией вариативных образовательных программ. В её рамках начиная со второй младшей группы, реализуется вариативная примерная основная образовательная программа «Тропинки», выпущенная под редакцией Владимира Товиевича Кудрявцева. В методическое обеспечение программы включено методическое пособие «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации», автором которого является старший научный сотрудник Института социологии РАН РФ Наталья Петровна Гришаева. Она разработала новые технологии социализации ребенка – дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
Публикация «Эффективная социализация ребёнка в дошкольной образовательной организации через использование современных технологий» размещена в разделах
Понятие «социализация» появилось в дошкольной педагогике не так давно, заменив более традиционной понятие «социальное воспитание дошкольников». Социализация в современной дошкольной педагогике представляет собой «процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом». Другой автор Г. М. Андреева считает, что социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Н. П. Гришаева указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает что, новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс. Задачами социального развития дошкольников являются :
Освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
Развивать умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;
Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива», «Я - мальчик или девочка», «Я – житель России» и др. ;
Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.
В настоящее время вниманию педагогов представлены следующие авторских технологии :
1. клубный час позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится;
2. ежедневный круг рефлексии предполагает обсуждение детьми насущных проблем в группе;
3. ситуации месяца позволяют детям освоить социальные роли (я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин);
4. заключительные праздники по ситуации месяца подводят итог тому, чему дети научились за месяц;
5. проблемные педагогические ситуации предполагают их самостоятельное разрешение детьми;
6. дети-волонтеры (разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим);
7. волшебный телефон, своеобразный детский «телефон доверия»;
8. социальные акции призывают ребенка «выйти за рамки» детского;
9. развивающее общение (технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый»);
10. новые способы и технологии привлечения родителей в жизнь сада.
Представленные технологии могут использоваться как все вместе, так и каждая отдельно.
Вашему вниманию я представлю две из них: «Рефлексивный круг» и «Клубный час».
Ежедневный рефлексивный круг проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми. Он включает в себя разговор с детьми в течение 5-10 минут. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился в одном и том же месте, чтобы впоследствии дети самостоятельно могли обсуждать свои проблемы в кругу. Предлагаем темы для обсуждений: Чем мы сегодня будем заниматься? Что произошло у нас интересного в группе вчера? Кого мы можем назвать справедливым, добрым и др. Эта технология позволяет стимулировать речевую активность, мыслительные возможности, учит излагать свои мысли, развивать самостоятельность суждений и т. д.
Очень интересный и эффективным в образовательном плане является технология «Клубный час». Для реализации данной педагогической технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность, самим проводить «мастер-классы» в течение клубного часа, а так же предлагать новую тематику клубных часов.
Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа» :
«Свободный» клубный час, когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;
«Тематические» клубный час, которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;
«Деятельностный» клубный час, когда в его основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.
Заранее предварительно обсуждаются и определяются:
тематика «Клубных часов», перспективный тематический план клубного часа на полугодие;
периодичность и длительность мероприятий, как правило, 1 раз в месяц. Одним из главных условий проведения клубного часа является его длительность, а именно не менее 1 часа, т. к. в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт.
определяются правила поведения детей во время «Клубного часа»;
разрабатываются организационные моменты проведения клубного часа;
определяется порядок начала программы клубного часа. Сколько групп будет участвовать в клубном часе.
После завершения мероприятия все дети - участники с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе клубного часа и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности.
После проведения каждого клубного часа на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, достижениями, обсуждают возникшие трудности и пути их решения.
Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью подобных технологий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей (группа в детском саду, кружок, или будущий школьник, а также что немаловажно у детей с помощью данного компонента расширяются представления о социуме, осваивать новые знания и представления.
Освоение авторских технологий эффективной социализации ребенка проходит в детском саду постепенно, по мере готовности детей, родителей, пополнения материалов и оборудования развивающей предметно-пространственной среды и материально-технического оснащения программы «Тропинки»
Использованная литература :
1. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н. Ф. Голованова. - М. : Речь, 2004. – 272 с.
2. Гришаева Н. П Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М. : Вентана – Граф, 2015. – 184 с.
3. Гришаева Н. П., Струкова Л. М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // https://profpsy.ru/user-articles.html?view=article&id=217
4. Проект вариативной примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» / под редакцией В. Т. Кудрявцева. – М. : Вентана – Граф, 2015. – 166 с.