Лучший педагог года

Эффективное использование специализированного оборудования для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью

Ольга Постика
Эффективное использование специализированного оборудования для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью

Подготовила воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 1 «Ласточка»

Постика Ольга Александровна

Елизово, 2022

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

В ФЗ № 273 «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012г. и ФГОС ДО продиктованы требования о получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Публикация «Эффективное использование специализированного оборудования для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью» размещена в разделах

Опираясь на опыт работы в группе компенсирующей направленности, в которой обучаются воспитанники с ТМНР, мы отметили, что ежегодно цели и задачи воспитания и обучения меняются в зависимости от контингента детей, именно по этой причине существует необходимость приобретать и осваивать на практике, современные и более эффективные технологии, для достижения поставленных целей и задач.

В 2021-2022 учебном году в нашем детском саду, в группе компенсирующей направленности, воспитываются 9 детей с ОВЗ, имеющие множественные нарушения в развитии: задержка психического развития, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, умственная отсталость, нарушения слуха и зрения, а также тяжелые нарушения речи.

Состав группы неоднородный по возрасту и уровню развития. Все воспитанники группы имеют ярко выраженные индивидуальные особенности. Взаимодействуя с воспитанниками, мы сталкиваемся со специфическими особенностями моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, интеллектуального, речевого, социально-коммуникативного развития детей.

У детей нарушена интеллектуальная работоспособность, имеются серьезные нарушения общей и мелкой моторики, дети испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, наблюдается недоразвитие сенсомоторной сферы. У некоторых наших воспитанников отсутствуют выраженные эмоциональные проявления – они вялы, пассивны, другие проявляют несдержанность, неконтролируемую агрессию. Зачастую, дети не проявляют потребности в продуктивном взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Продуктивное взаимодействие с детьми реализуется только в индивидуальной форме или при работе в малой группе – 2-3 ребенка.

У большинства детей затруднен процесс коммуникации: присутствует серьезные нарушения функций речи, трудности в понимании обращенной речи, ограничен как активный, так и пассивный словарный запас.

У некоторых воспитанников группы прослеживается интерес к игровой деятельности, сюжетно-ролевой игре, однако игра не развернутая, не соответствует возрасту.

В свободной деятельности воспитанники не самостоятельны, безынициативны, без помощи взрослого не могут найти себе занятие.

Культурно-гигиенические навыки сформированы недостаточно, а зачастую и вовсе отсутствуют, детям требуется постоянный контроль со стороны взрослого. У многих детей сниженный аппетит, выраженная избирательность в еде, либо отсутствует чувство насыщения.

Основная часть воспитанников с трудом соблюдают правила безопасного поведения, требуется постоянный контроль со стороны взрослого.

Таким образом, у детей с ТМНР отмечаются психомоторная расторможенность, возбудимость, синдром дефицита внимания и гиперактивности, импульсивность, чувство тревоги, агрессии, а также отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи.

Неоценимым помощником в преодолении проблем обучения детей с ОВЗ становится специализированое оборудование.

Исходя из выше перечисленного, нами были поставлены следующие цели и задачи на 2021-22 учебный год:

Цель работы: создание условий для позитивной социализации и всестороннего развития ребенка с ОВЗ в видах деятельности, адекватных его психофизиолгическим особенностям; всестороннее развитие потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств посредствам использования специализированного оборудования.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы при использовании специализированного оборудования :

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;

• развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений;

• развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности;

• физическое и моторно-двигательное развитие;

сенсорное развитие: вестибулярные и кожно-кинестетические ощущения, зрительное, слуховое и тактильное восприятие;

формирование пространственно-временных представлений и ориентировок: ощущение собственного тела в пространстве, квазипространственные представления.

Для достижения поставленных целей и задач, мы используем следующее специализированное оборудование, которое является незаменимым и эффективным в работе с воспитанниками нашей группы: балансиры; фитболы; «Дом совы»; интерактивная светозвуковая панель «Лестница света 12 ячеек».

Описание и применение оборудования :

Использование балансиров способствует развитию ловкости и равновесия. Занятия на балансире воздействуют на мозжечок, который отвечает за эмоциональную и умственную составляющие, координацию движений, память и речь.

Систематически применяя в работе балансир с детьми ТМНР можно прогнозировать следующие улучшения:

- уровень концентрации внимания;

- все виды памяти;

- развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения;

- математические и логические способности;

- анализ и синтез информации;

- работу эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения на специальных коррекционных занятиях, проводимых логопедами, психологами, дефектологами, а так же воспитателем во время индивидуальной работы с воспитанником.

В нашей работе мы применяем балансир перед началом коррекционных занятий. В свою работу мы включаем упражнения на равновесие, координацию движения, что существенно повышают результативность. Во время упражнений, балансируя на доске, ребенок удерживает положение своего тела и выполняет определенные задания, которые постепенно становятся сложнее. Работая с балансиром можно включать определенные атрибуты: мяч-маятник, мячики, мешочки и т. д.

Применение данного оборудования показано при следующих состояниях: ЗРР разной степени тяжести; ЗПР; синдром дефицита внимания и гиперактивности; аутизм и другие состояния аутистического спектра; отставания в развитии моторики и координации, в том числе при ДЦП; несовершенство работы вестибулярного аппарата; поведенческие нарушения; несобранность, повышенная отвлекаемость; нарушения осанки.

Результаты занятий на балансировочной доске:

- улучшится моторно-зрительная координация;

- двигательные и интеллектуальные способности ребенка синхронизируются;

- улучшится концентрация внимания;

- разовьётся пространственное воображение;

- повысится уровень интеллекта.

В своей работе мы также используем фитбол, он применяется в основном для занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей. А также с помощью фитбол-гимнастики происходит развитие и коррекция психомоторной, речевой и эмоциональной сфер детей с ОВЗ. Мы стараемся объединить работу инструктора по физической культуре, педагога – психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и воспитателя в единую систему. Сочетание работы специалистов и педагогов дает дополнительные возможности для развития каждого ребенка, в основном с речевыми нарушениями.

Занятия с мячом:

- укрепляют мышцы спины и брюшного пресса;

- создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки;

Кроме того, происходит тренировка

- сердечно-сосудистой, дыхательной системы;

- развивается выносливость;

- повышается подвижность и гибкость позвоночника;

- упражнения на мяче способствуют развитию силы;

- заряжают энергией, усиливают кровообращение и обмен веществ.

Одна из задач фитбол гимнастики в дошкольном возрасте - развитие речи. В нашей работе занятия при помощи фитбола помогают заинтересовать детей, закрепить правильное звукопроизношение. Мы проводим упражнения, сидя на фитболе, выполняя речевую гимнастику, и всё это в сочетании с согласованными движениями рук и ног. Также упражнения выполняются и в других исходных положениях. Стихи и речёвки коррекционной направленности, которые нам рекомендует учитель-дефектолог в сочетании с упражнениями на фитболе способствуют развитию речи детей дошкольного возраста, вырабатывают интонационную выразительность, ритмичность.

В начале 2020-21 учебного года в нашей группе появилось новое оборудование – «Дом Совы». Это уникальное пространство, где ребенок, а также взрослый познает свой внутренний и окружающий мир через движение. Это безопасное место, где можно познавать свои движения, возможности тела. Двигательная чувствительность активирует стимуляцию кожных рецепторов, от которых в мозг поступают импульсы о новых впечатлениях. Кожная чувствительность способствует появлению различных эмоций. Все это благотворно влияет на формирование образа своего тела, осознания себя в этом мире.

Занятия, которые проводятся в «Доме Совы» рекомендованы при проблемах двигательной системы, ДЦП легкой формы, аутистических расстройствах, задержках развития.

Специальные упражнения нагружают зрение, слух, тактильное восприятие, вестибулярный аппарат. Особенность в том, что все снаряды висят в воздухе. Меняя способы подвешивания от неподвижного до раскачивающего горизонтально, закручивающего вокруг вертикальной оси, пружинящего вверх-вниз, можно регулировать нагрузку. Это позволяет выбрать уровень сложности упражнений с учетом потребностей ребенка. Взрослый не навязывает свои правила, а строит диалог с ребенком. Такое взаимодействие ребенка с педагогом предполагает чередование спонтанных движений и действий, выполняемых по заданию взрослого.

Применяя оборудование «Дом Совы», мы пользуемся главным принципом, не навязать свои правила, а построить диалог с ребенком.

Благодаря сенсорно - динамическому комплексу «Дом Совы», мы помогаем детям преодолеть проблемы: двигательной активности; нарушения навыков общения; ДЦП легкой формы; гиперактивности; аутистических расстройств; тревожности, агрессивности.

Сенсорно-динамический комплекс «Дом Совы» включает в себя следующие подвесные снаряды:

• Бревно - выполняет множество функций от качелей до боксерской груши.

• Бочка - можно использовать как в лежачем, так и в подвешенном состоянии. Дети могут качаться или кружиться как в центрифуге.

• Тоннель совы - данный тренажер является очень полезным для детей так как позволяет детям учиться самостоятельному перемещению по неустойчивым поверхностям, развивая вестибулярный аппарат, зрительную и моторную систему. Снаряд подходит для детей неактивных, неуверенно двигающихся; детей, которые боятся и не желают играть в подвижные игры. Или, наоборот, активные дети, постоянно врезающиеся, бегающие.

• Саволет - сенсорный гамак из специальной тянущейся ткани. Тренирует вестибулярную систему. По всей поверхности тела образуется равномерное давление, позволяет лучше ощущать свое тело, руки, ноги. Это важно для координации, ориентировки в пространстве, развивает ловкость, силу и фантазию.

• Яйцо совы – дает ощущение безопасности и комфорта.

• Платформа - подвесной снаряд для занятий по методу сенсорной интеграции. Данный снаряд мы используем для игр и развивающих занятий. Он помогает укрепить опорно-двигательный аппарат, способствует профилактике нарушении осанки и плоскостопия. Подходит детям, которые боятся потерять прочную опору под своими ногами и слишком осторожны. Также помогает детям формировать схему тела и свое положение в пространстве.

• Светозвуковая панель с интерактивным управлением «Лестница света» - предназначена для зрительной и звуковой стимуляции, проведения интерактивных игр, выработки причинно-следственных связей и педагогической работы по вызыванию речи. Принцип работы: количество зажигающихся световых ячеек (всего их 12) зависит от громкости издаваемых вокруг звуков. Панель используется для индивидуальных и групповых занятий с детьми.

Наш опыт свидетельствует о том, что в результате использования ресурсов созданной предметно-пространственной среды нашей группы, у детей значительно повышается интерес к занятиям.

Всё перечисленное нами оборудование направлено на уменьшение гиперактивности, релаксацию, снятие стресса, дополнительную стимуляцию к речи. Оно помогает справиться с навязчивыми детскими страхами; улучшить память и внимание; понизить утомляемость; снизить агрессивность и конфликтность; мотивирует детей к познанию и исследованию окружающего мира; активизирует речь и творческий потенциал; выявляет таланты, развивает воображение.

Постоянное пополнение среды групповой комнаты специализированным оборудованием делает коррекционную деятельность интересной, комфортной, эмоционально-обогащенной и, конечно, развивающей.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционного физкультурного оборудованияИспользование нетрадиционного физкультурного оборудования Доброе утро, уважаемые коллеги!Дошкольный возраст - это важный период в формировании человеческой личности и прочных основ физического.

Фотоотчёт «Использование нестандартного физкультурного оборудования»Фотоотчёт «Использование нестандартного физкультурного оборудования» Большое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется физическому развитию детей. Согласно ФГОС дошкольного образования образовательная.

Использование нестандартного оборудования в дошкольных учрежденияхИспользование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях. Лидия Волкова. "Весёлые лужицы". Цель:Развитие мышц нижних конечностей,.

Использование нетрадиционного оборудования для профилактики плоскостопияИспользование нетрадиционного оборудования для профилактики плоскостопия В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.

Использование нетрадиционного оборудования в дыхательной гимнастике для физического развития детейИспользование нетрадиционного оборудования в дыхательной гимнастике для физического развития детей Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление. Как помочь малышу меньше болеть простудными заболеваниями? Как.

Использование нетрадиционного оборудования в режимных моментахИспользование нетрадиционного оборудования в режимных моментах От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Использование оборудования для развития физических качеств детей старшего возрастаИспользование оборудования для развития физических качеств детей старшего возраста Физические качества – индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные.

Консультация «Использование нестандартного спортивного оборудования и физическое воспитание детей младшего возраста»Консультация «Использование нестандартного спортивного оборудования и физическое воспитание детей младшего возраста» Целью физического воспитания является воспитание здорового, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии.

Мастер-класс «Использование нестандартного оборудования «Змея» для двигательной активности детей»Мастер-класс «Использование нестандартного оборудования «Змея» для двигательной активности детей» Мастер-класс. Использованием нестандартного оборудования для двигательной активности детей. «Змея». Цель: Использование нестандартного.

Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике»Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике» Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективное использование специализированного оборудования для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 06:50
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД