Папки-передвижки

Эффективность использования сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР

Рыгунова Куннэй Викторовна
Эффективность использования сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР

Рыгунова Куннэй Викторовна

учитель-логопед МБДОУ

Детский сад №14 «Журавлик»

г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Аннотация: статья посвящена проблемам выявления и развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР с использованием сюжетно-ролевых игр. Исследование проведено на базе МБДОУ Д/С №14 «Журавлик» г. Якутска Республики Саха (Якутия). Автор выявила положительную динамику в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР с использованием сюжетно-ролевых игр.

Публикация «Эффективность использования сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, развитие коммуникативных навыков, сюжетно ролевая игра.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне [3].

Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

За короткий период раннего и дошкольного детства, как отмечают И. В. Дубровина, М. И. Лисина, ребенок овладевает тремя типами общения: эмоциональное общение, общение на основе понимания, общение на основе речи [2].

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и т. д.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим.

Опытно экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР проводилась на безе МБДОУ Д/С №14 «Журавлик» г. Якутска. В эксперименте приняли участие 12 детей дошкольного возраста с ОНР: 6 детей составили контрольную группу и 6 детей - экспериментальную группу.

На данном этапе мною поставлена цель: определить уровень сформированности коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать методики для выявления уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР.

2. Разработать диагностический комплекс и провести обследования.

3. Провести качественный и количественный анализ полученных результатов и сделать вывод о степени сформированности коммуникативных навыков у детей с ОНР.

Исходя из цели и задач исследования, был подобран адекватный диагностический инструментарий:

Методика №1. «Рукавички» (Г. А. Цукерман) [5].

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Методика № 2 «Диагностические ситуации» (Галигузова Л. Н.) [1].

Ситуация 1. «Пассивный взрослый»

Цель: выявление предпочитаемого ребенком вида деятельности (общение с взрослым или индивидуальная предметная деятельность) и формы общения (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное или ситуативно-личностное); определение уровня инициативности ребенка в общении.

Ситуация 2. «Совместная игра со взрослым».

Цель: выявление уровня ситуативно делового общения ребенка со взрослым, активной и пассивной речи ребенка.

Ситуация 3. «Совместное разглядывание картинок»

Цель: выявление уровня развития внеситуативно познавательного общения и речи ребенка.

Методика №3 «Интервью» (Дыбина О. В.) [4].

Цель: выявить умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста с ОНР недостаточно сформированы. Это послужило основанием для разработки содержания экспериментальной работы на формирующем этапе.

Целью программы являлось развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР с использованием сюжетно ролевых игр.

Задачами программы выступали:

1. Формирование умения вступать в контакт у детей дошкольного возраста с ОНР.

2. Повышение активности и инициативности в общении со взрослыми и сверстниками.

3. Формирование навыков реагирования на поведение партнера по общению.

4. Повышение речевой активности детей в общении.

5. Формирование навыков использования различных средств общения.

Экспериментальная работа проводилась с детьми дошкольного возраста с ОНР экспериментальной группы. Организация экспериментальной работы осуществлялась 2 3 раза в неделю. Проведение сюжетно ролевых игр осуществлялось как в первой, так и во второй половине дня в зависимости от сетки занятий в данной группе.

Реализация программы осуществлялась поэтапно. Всего мною было выделено три этапа работы (подготовительный, основной, заключительный) и составлен перспективный план сюжетно ролевых игр по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР.

Для проверки эффективности проведенных мероприятий мною была проведена повторная диагностика уровня развития коммуникативных навыков старших дошкольников. При этом использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что в экспериментальной группе после серии проведённых занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков с использованием сюжетно-ролевых игр улучшились показатели и значительно обогнали контрольную группу. Значит, гипотеза исследования полностью подтвердилась, коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР с использованием сюжетно-ролевых игр будет эффективной, если:

- систематически использовать сюжетно ролевые игры в соответствии с возрастом и уровнем развития речи дошкольников с ОНР;

- в процессе проведения сюжетно ролевых игр создавать проблемные ситуации, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР;

- разработать совместный план коррекционно педагогической работы с воспитателем по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР.

[i]Список литературы [/b][/i]

1. Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития ребенка. – М. : Мозаика – Синтез, 2013. – 176 с.

2. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. – М. : Педагогика, 1986. – 143 с.

3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

4. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : Мозаика – Синтез, 2010. – 64 с.

5. Цукерман Г. А. Диагностируем коммуникативные УУД: методика Рукавички. – Нижний Новгород, 2013.

Публикации по теме:

Введение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игрВведение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игр .

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Бытовая техника из картонных коробок для сюжетно-ролевых игр дошкольниковБытовая техника из картонных коробок для сюжетно-ролевых игр дошкольников Благодаря гендерному воспитанию детей дошкольного возраста зависит успешное формирование ребёнка как личности. Гендерное воспитание детей.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Консультация для родителей о развитии ребенка в процессе сюжетно-ролевых игрКонсультация для родителей о развитии ребенка в процессе сюжетно-ролевых игр Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника. Младший дошкольный возрастЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника. Младший дошкольный возраст В дошкольном возрасте основным видом деятельности дошкольника является игра, с помощью которой происходит формирование всех сторон личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективность использования сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР
Опубликовано: 27 января 2021 в 10:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД