Папки-передвижки

Эффективные формы взаимодействия с семьёй

Кичаева Татьяна
Эффективные формы взаимодействия с семьёй

Мы живём в современном мире, где пресса, телевидение, фильмы, интернет, телефоны, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями.

Существует проблема, волнующая педагогов, психологов, родителей. У одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, повышенная гиперактивность, суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание, речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрально-игровая деятельность, самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Свою выдумку, впечатление из жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он старается подражать тому, что видел, что его заинтересовало и получает огромное эмоциональное наслаждение.

Публикация «Эффективные формы взаимодействия с семьёй» размещена в разделах

В процессе театрально-игровой деятельности у детей формируется устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствуется навык воплощать в игре определённые переживания. Театрально-игровая деятельность выявляет детей, проявляющих выдающиеся способности, даёт прекрасные возможности для их развития, побуждает ребёнка к созданию новых образов, развивает мышление, речь (монологическую, диалогическую, связную, образную, память, целеустремлённость, усидчивость, физические навыки через имитацию движений различных образов. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Семья – это первый коллектив ребёнка, в котором он получает формирование межличностных отношений. Именно в семье закладываются первые оценочные представления, моральные устои, прививаются культурные манеры поведения.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Для всестороннего развития гармоничной личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Задача детского сада – «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании и обучении ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья совместно способствовали раскрытию способностей и возможностей ребёнка.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из условий необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, предполагает непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Родители в процессе реализации проекта являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнка и педагога, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребёнка.

Для развития свободной творческой личности ребёнка и организации продуктивного взаимодействия и общения с родителями мною был разработан и реализован долгосрочный образовательный проект «Театр для всех».

Основными задачами в рамках реализации проекта являлось установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника; создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержание уверенности в собственных педагогических возможностях; повышение компетентности родителей в вопросе организации театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста; создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения детей и родителей на основе общего дела.

Совместная театрально-игровая деятельность – это уникальный вид сотрудничества, где все равны: ребёнок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Немало важным является то, что у родителей во время этой игры появляется большой интерес к жизни их детей в группе. Их интересуют вопросы, которые касаются внутреннего мира ребёнка, отношения с окружающими и так далее.

Одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта является грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая становится основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании развивающей предметно-пространственной среды мною учитывались основные принципы:

• индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;

• особенности эмоционально-личностного развития;

• интересы, склонности, предпочтения, возможности семьи.

В группе совместно с родителями создан центр «Артистенок». Весь материал размещён так, чтобы дети могли самостоятельно пользоваться им, а также пополнять центр результатами своей продуктивной деятельности.

В соответствие с возрастными особенностями детей обновляются и пополняются материалы центра: атрибуты для театрализации, разные виды театров («Пальчиковый», «Би-ба-бо», «Театр марионеток», «Забавные перчатки» и др.). Мною разработана картотека игр и упражнений на развитие мимических движений, подобраны детские книги о театре и оборудована «Библиотека театра», созданы альбомы с фотографиями детей и родителей, принимавших участие в постановках, с рисунками детей. Касса театра постоянно пополняется билетами и программками спектаклей, на которые ребёнок ходил с семьёй. Родители активно шьют костюмы, накидки, изготавливают декорации, рисуют афиши. Пользуется успехом «Журнал отзывов» о постановках. Свою благодарность родители воспитанников выразили в статье «Необычный театр», опубликованной в газете «Заполярная правда» в рубрике «Забавная полянка».

В ходе реализации проекта мной были подобраны и использованы эффективные педагогические формы работы сотрудничества с семьёй.

Одна из современных форм вовлечения родителей в образовательный процесс – это совместные встречи в рамках проведения «Утра радостных встреч», замечательной традиции основной образовательной программы детского сада.

Начиная проект со второй младшей группы, я расширила рамки традиции и, обсудив на родительском собрании возможности родителей, один раз в месяц, для более лёгкой адаптации детей к детскому саду предложила проводить мини-постановки спектаклей с постепенным включением в театрально-игровую деятельность детей. Была создана инициативная группа родителей, которая подбирала репертуар постановок (инсценировки стихов, русские народные сказки, сценки). Вместе с родителями обсуждали сценарии, роли, виды театра и т. д. Сначала были трудности, так как родители ещё только начинали знакомиться друг с другом. Первый показ был организован в первую половину дня – драматизация русской народной сказки «Репка». Во время рассказывания сказки родители надевали маски героев и выполняли движения по тексту. Дети были в восторге, они увидели родителей в другом амплуа. Приведя ребёнка в детский сад, родители оставались с детьми в группе, играли вместе с детьми и для детей. Такой детско-родительский союз дал положительные плоды. Дети стали охотно и с желанием посещать группу.

Начиная со средней группы, мы стали создавать постановки для межгрупповых встреч. Иногда такие встречи проходили во вторую половину дня, мы с ребятами их назвали «День радостных встреч». В выходные дни родители с детьми учили слова будущих постановок (они были не очень длинными и лёгкими, а в понедельник приглашали ребят из другой группы, показывали мини-спектакли, мини-пьесы, драматизации стихотворений и т. д. в зависимости от возраста ребят, которых приглашали на спектакль.

В старшем дошкольном возрасте я с воспитанниками стала придумывать и сочинять пьесы, направленные на нормы морального поведения и разыгрывать их вместе с родителями.

Традиция «Утро радостных встреч» в рамках проекта прижилась в моей группе, дети играют в театр, ставят самостоятельно спектакли, с нетерпением ждут родителей для совместного творчества.

Для формирования коммуникативных навыков и умений у детей, повышения педагогической компетентности родителей мной была создана интересная форма взаимодействия с родителями в рамках Дня открытых дверей в детском саду «Я сегодня воспитатель!».

Накануне, мы с родителями обсуждали организацию деятельности с детьми в этот день. Родители становились непосредственными участниками образовательной деятельности, а я их куратором. При проведении непосредственно образовательной деятельности родители выступали в роли воспитателя. Для позитивного настроения с самого утра они наряжались и «превращались» в различных сказочных персонажей, а значит, говорили и действовали от их имени. Также родители проводили различные дидактические и подвижные игры, мини спектакли, изготавливали поделки по теме недели, читали произведения разных жанров и мн. др.

Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьёй и детским садом.

Ещё одна эффективная форма работы с семьёй – это «Театральная ярмарка». Ярмарку с нетерпением ждали и дети, и родители, и педагоги детского сада. Проведение мероприятия требовало большой предварительной подготовки. На родительском собрании я рассказывала родителям о предстоящем мероприятии, вместе с инициативной группой родителей разрабатывали план, составляли сценарии, распределяли роли и обязанности при проведении ярмарки, обсуждали театрализованных персонажей, костюмы и атрибуты одежды, изготовление поделок, оформление декораций зала и др. Делали приглашения для сотрудников детского сада и детей групп старшего дошкольного возраста. В день проведения «Театральной ярмарки» зал был оформлен в русском стиле, на столах разложены бутафорские угощения, поделки, сделанные своими руками. Все участники были одеты в костюмы соответствующие ролям (медведя, петрушек, русских матрёшек, уточки, гусочки, барашка и т. д.). В зале царила доброжелательная атмосфера, гости присутствовавшие на ярмарке, участвовали в театрализованном представлении вместе со всеми участниками. Такая встреча способствовала тесному объединению всех участников образовательного процесса.

Традиционной формой работы с родителями стала форма «Встречи с сотрудниками детского сада», которая включает проведение поздравительных мероприятий для сотрудников детского сада на «День воспитателя и дошкольного работника», «День Рождения детского сада» и другие праздники.

Примерно за месяц до начала мероприятия инициативной группе родителей я сообщала о предстоящем празднике. Родители совместно с музыкальным руководителем готовили мини-спектакли. Вниманию сотрудников детского сада родители представляли шуточный спектакль «Репка», спектакль «Путешествие по сказкам», сочинённую одним из родителей инсценировку «Как хорошо живётся в «Сказке», инсценировку «Теремок». В постановках активно принимали участие и дети. Актёры не только порадовали всех присутствующих, но и показали высокое мастерство по вокалу и артистизму.

Каждый год весной в нашем детском саду проходит неделя «Театральная весна». Родители моей группы охотно откликались на предложение вместе с детьми поставить сказку. Примерно в конце января начинали планомерную подготовку.

Сценарий постановок читали и обсуждали вместе, распределяли роли. Рисовали рисунки по сказке, чтобы дети лучше прочувствовали настроение и характер героев, оформляли декорации, как бы моделируя спектакль. Репетиции проходили в игровой форме, слушали музыку для разных сцен спектакля, которая создавала настрой, помогала лучше передать образ героя и создать необходимую атмосферу. Украшали помещение, готовили подарки гостям, афишу для спектаклей, программки, билеты на спектакль, включая таким образом детей в сюжетно-ролевую игру «Театр». Спектакли сначала показывали детям младшего дошкольного возраста, затем приглашали детей старшего дошкольного возраста, заключительным этапом были показы спектаклей родителям, не принимавшим участие в постановке спектакля и сотрудникам детского сада.

В рамках традиционного конкурса детского сада дизайнерских находок «Новогодняя модница» дети вместе с родителями готовили новогоднее представление около ёлки. Оформляли групповое помещение и ёлку в едином стиле «В гостях у Снежной королевы», «Русская ярмарка», «Золотой петушок» (по мотивам сказок) и др. На протяжении пяти лет группа держит своё первенство за победу в конкурсе.

Также использую другие формы взаимодействия с родителями : конкурс поделок совместного творчества детей и родителей «Карнавальная маска», на котором родители представили различные варианты масок театрального искусства, созданные ими в условиях домашнего досуга; театральные встречи «Любимые сказки», где они рассказывали при импровизированных свечах волшебные сказки; литературная викторина «В гостях у сказки», на которой дети и родители показали эрудицию и знания сказочного жанра; игры-драматизации по рассказам детских писателей. Такие встречи способствовали установлению тёплых отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми.

Хочется особенно отметить, что в результате реализации проекта «Театр для всех» дети овладели связной, грамматически правильной речью, коммуникативными навыками, у детей раскрылись артистические способности, обогатился моральный опыт.

В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек, но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, художников, гримёров, партнёров в совместных выступлениях со своими детьми.

Сколько тёплых слов и огромной благодарности говорят родители по окончанию спектакля или праздника! И я всегда отвечаю им тем же. Эту «волшебную ниточку» взаимодействия между педагогами и родителями, родителями и детьми нельзя прерывать ни в коем случае, а вести её на протяжении всего творческого процесса. Главное не разрушить чувства праздника в душе ребёнка!

Для улучшения качества образовательного процесса опыт работы по использованию эффективных педагогических технологий при взаимодействии с семьями воспитанников по театрально-игровой деятельности будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений. Он поможет сориентировать педагогов на более тесное взаимодействие с родителями, раскрыть родительский потенциал по воспитанию детей, сделать общение с родителями интересным и занимательным.

Список литературы

1. Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. «Работа с родителями в ДОУ» – М., 2005.

2. Данилина Т. А., Зуйкова М. Б. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ» – М., 2004.

3. Кириенко Т. М. Сотрудничество с семьёй. Семинар для педагогов /Т. Кириенко // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – с. 7-9.

4. Подызбина С. «Взаимодействие ДОУ и семьи посредством театрализованной деятельности» – М. : 2014.

5. Спичак Н. Курс на сотрудничество с родителями /Спичак Н. // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – с. 14.

6. Сухарева Л. С. – Х. : Основа: Триада, 2008. –128 с.

7. Сухарева Л. С. Заботимся вместе. Работа с родителями дошкольников / – 2008. – с. 128.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Эффективные формы привлечения родителей к деятельности ДОУ» Слайд №2 «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Консультация для молодых педагогов на тему «Эффективные принципы взаимодействия с родителями» Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному.

Мастер-класс для педагогов «Эффективные формы работы с родителями»Мастер-класс для педагогов «Эффективные формы работы с родителями» Все мы знаем, что семья играет значимую роль в воспитании ребенка и современная семья нуждается в профессиональном сопровождении и поддержке.

Модель взаимодействия детского сада с семьёй Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого.

Организация взаимодействия с семьёйОрганизация взаимодействия с семьёй Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых.

Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ Педагогическая статья «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ» Дети-инвалиды испытывают повышенную необходимость.

Семинар-практикум «Эффективные формы работы с родителями» ПЛАН СЕМИНАРА. 1. Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду. (вступительное словоо взаимодействии семьи и детского сада.

Консультация для воспитателей «Эффективные формы взаимодействия с родителями» Статья «Консультация для воспитателей «Эффективные формы взаимодействия с родителями» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Эффективные формы работы по пожарной безопасности с детьми дошкольного возраста Понятие безопасности прочно вошло в жизнь человека и представляет серьезную проблему современности. Расширение пространства, в котором проявляет.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников «Все мы родом из детства». Всё – и хорошее, и плохое – человек получает в семье, именно она играет важную роль в формировании его личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные формы взаимодействия с семьёй
Опубликовано: 12 октября 2019 в 11:26
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД