ольга коковина
Экологическая беседа «Как зимуют звери». Конспект интегрированного занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к сезонным условиям.
2. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.
3. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.
4. Воспитывать познавательный интерес детей к жизни природы.
Материал: картины: «Зайцы в зимнем лесу», «Белки спасаются от куницы», «Волчья стая зимой», «Медвежья берлога», «Лиса. Зима», лист ватмана со следами различных зверей.
Публикация «Экологическая беседа „Как зимуют звери“, Конспект интегрированного занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход беседы : Почемучка приглашает детей отправиться погулять в зимний лес. Ребята одевают теплые шубы, шапки и отправляются в путешествие.
Воспитатель: Зимний лес тих и спокоен. Но вот тянется длинная цепочка маленьких следов на снегу (лист ватмана с нарисованными следами).
Дети вместе с Почемучкой определяют, кому принадлежат следы: у зайца – два широких кружочка и два маленьких один над другим, белки, волка, лисы.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, какие изменения происходят в жизни животных в течении лета и осени, которые помогают животным пережить зиму? (накопление жировых отложений, смена кожных покровов – линька (у белки серебристо-серая шубка, у зайца – белая).
Воспитатель:- Зачем звери меняют свои шубки? (новые шубки густые, теплые, зайца не видно на белом снегу – защищает его от врагов).
Почемучка предлагает детям отгадать загадку
Кто в берлогу спать ложится
Волк, медведь или лисица?
Воспитатель: - а как вы догадались?
Дети рассматривают картину «Медвежья берлога»
Воспитатель: - Как называется жилище медведя?
- Как медведь зимует? - Питается ли зимой медведь?
- Что случится, если медведь не накопит за осень жировые отложения?
- Когда у медведицы появляются медвежата? (поздней зимой)
- Когда просыпаются медведи? (весной).
Почемучка загадывает следующую загадку:
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки? (еж)
Воспитатель: Какие слова помогли вам найти отгадку?
Дети рассказывают о еже по вопросам
- Как называется жилище ежа? (нора)
- Чем утепляет еж свою нору?
- Где чаще всего еж устраивает свою нору? (под елью)
- Делает ли еж запасы на зиму? (нет)
- Что делает еж зимой? (крепко спит до весны)
- Как еж спасается от врагов? (с помощью колючек)
Почемучка: Молодцы! А теперь следующая загадка
Это что за шалунишка
Рвет с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает? (белка)
Воспитатель: как вы догадались?
Выставляется картина «Белки спасаются от куницы»
Вопросы: - как выглядит белка (пушистый хвост, острые когти, серебристый мех, острые зубки)
- Как называется жилище белки? (дупло)
- Чем питаются белки на деревьях? (орехи, семена хвойных деревьев, грибы, почки, ягоды, плоды деревьев и кустарников, может поймать мышь-полевку)
- Где белка устраивает свое гнездо? (чаще в хвойных деревьях, делает 2-3 гнезда)
- Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям (цепкие коготки на лапках)
- Что защищает белку от холода? (запасы еды, теплый, густой мех)
- Какие враги есть у белки? (куницы, лисы, ястребы, филины, совы)
- Как белка спасается от врагов? (прячется среди густых ветвей и в дупле)
- Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост? (кисточки спасают от обморожения, хвост – своеобразный руль и парашют)
Почемучка: следующая загадка?
Живет в лесу, путает следы
Боится волка и лисы (заяц).
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться?
Выставляется картина «Зайцы в зимнем лесу»
Вопросы: - Почему заяц меняет окраску на зиму? (более теплая, маскировочная окраска)
- З айцы утепляют свои норы? (у него нет домика, он спит под кустом в пушистом снегу)
- Чем питается заяц зимой? (сеном, корой деревьев)
- Что ему в этом помогает? (острые зубы)
- Зачем заяц скачет за лосями? (подбирает молодые побеги осин)
- Как он спасается от врагов? (бегством, может затаиваться, петлять)
- Что ему в этом помогает? (длинные задние ноги) скорость 80км/ч
- Почему говорят «заяц не трус, себя бережет?» (им присущи выдержка и осторожность, находчивость, стремительность)
Почемучка: Здорово! Обо всех животных вы знаете!
Но следующие загадки посложнее
Есть у нас такой обычай
Ходим стаей за добычей
Прячемся у темной елки,
Кто мы лисы, или волки? (волки)
- Как вы догадались? Картина «Волчья стая зимой»
Вопросы: - Как выглядит волк? (крупный, большая голова, хвост большой, пушистый, хорошее зрение, чуткие уши)
- Почему волка называют хищником? (он охотится на других животных)
- Что помогает ему в добывании пищи? (хорошее острое зрение, чуткие уши, хороший нюх, выносливость (могут не есть 2-3 дня, долго выслеживать добычу)
- Почему волка называют «санитар леса»? (забивают прежде всего слабых и больных животных)
- На кого охотятся волки зимой? (оленей, лосей, кабанов, зайцев)
- Почему волк может быстро и долго бегать? (сильные, длинные ноги)
- Что означает выражение «волка ноги кормят» (не ждет добычу в засаде, а бегает за ней)
- Почему волк на зиму окраску не меняет, остается серым? (волк сливается с тенями, самый удачный цвет для зимы)
Почемучка: Послушайте загадку еще про одного зверя,
Всех зверей она хитрей.
Шубка рыжая на ней. (лиса)
- По каким признакам вы догадались?
Картина «Лисы зимой»
- Почему говорят, лиса – всему лесу краса? (очень красивая шубка, густой блестящий хвост, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапки стройные, тонкие).
- Как меняется лисий наряд зимой? (становится пышней и теплей)
- Как называется жилище лисы? (нора)
-Чей дом может занять лиса? (барсука)
- Чем питается лиса зимой? (мышами, зайцами, курами)
- Как ведут себя волк и лиса во время охоты? (лисы незаметно подкрадываются, заметают следы, а волк может долго гнаться за добычей, лиса – в одиночку, а волк – стаей)
- Кто быстрее бегает, волк или лиса? Почему? (волк, у него ноги длинные)
Почемучка: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, как звери подготовились к зиме.
Предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний» ( правило: выбери лишнее слово и объясни, почему)
Медведь, заяц, лиса, волк (меняет окраску)
Лиса, волк, заяц, белка (делает запасы на зиму)
Почемучка благодарит ребят и прощается с ними.