Папки-передвижки

Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников

Нестерова Татьяна Сергеевна
Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников

Задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;

- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

Ход мастер класса:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я продолжу тему экологического

Публикация «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников» размещена в разделах

воспитания и в своем мастер-классе постараюсь вас познакомить с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Игра с залом- на экране появляются картинки.

- что общего между этими картинками? (экология)

- что общего между этими картинками? (сказка)

- как можно объединить эти два слова? (Экологическая сказка)

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы

знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям.

Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла?

Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.

А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.

Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологичны» : в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания.

Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать?

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Задание участникам мастер-класса.

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу».

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под

нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса.

Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, -Давайте ее поймаем.» (на выполнение задания отводится 3 мин)

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год

опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

А теперь я предлагаю вам обыграть экологическую сказку «Ежик и заяц».

Ведущий: Жил был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему навстречу бежит заяц.

Ежик: «Здравствуй зайчик! Ты почему такой грустный?»

Заяц: «Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри, какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

Ежик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

Ежик: «Ага,зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья,

трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».

Ежик: «А давай проверим»?

Заяц: «И как же это мы будем проверять»?

Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от меня».

Заяц: «Ой, спасибо ежик ты настоящий друг»!

Ежик: «Зайчик и ты мне подари цветы».

Заяц: «Да запросто, держи».

Ежик: «А теперь зайчик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем

каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты зайчик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

Заяц: «Хорошо ежик.

Ведущий: Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.

Ежик: Зайчик, ты, что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться». Заяц: «Да чему ежик- то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?

Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

Сейчас я предлагаю вам дополнить уже существующую сказку.

Алгоритм составления сказок.

1. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место

обозначается каким-либо словом.

ПР: лес.

2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места.

3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека:

хвастливые, важный, веселые, грустный. Наделять объекты нужно

разноплановыми характеристиками.

4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди

5. Описывается случай.

6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по

отношению к случаю.

7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта.

8. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к

разным:

9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная.», «История, которая произошла там - то.», «Как кто - то учился мудрости».

Зайчик и Медвежонок

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

Итак, мы с вами посмотрели и послушали сказки наших коллег, но какие же этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:

1 Чтение сказок.

2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

3 Театрализация сказок.

4. Исправление ошибок в сказках.

-Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно

работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое,

увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной

деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.

- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:

«Вы – талантливы все»!

Список литературы:

1. Баринова Е. В. Учимся любить природу/Е. В. Баринова -Пособие. для

детских садов, Ростов – на –Дону Феникс,2014.

2. Фадеева Г. А. Экологические сказки /Г. А Фадеева. - Волгоград: учитель,2003.

3. Корнилова В. М Экологическое окно в детском саду /В. М. Корнилова-

Воспитатель. Москва 2008.

4. Смирнова В. В. Тропинка в природу/В. В. Смирнова. - санкт- Петербург 2001.

5. Рыжова Н. А. Экологические рассказы, сказки и праздники /Н. А. Рыжова. -

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры и здорового образа жизни у воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС  ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО Мурыгина И. В., воспитатель.

Круглый стол с родителями «Проблема формирования экологической культуры ребёнка» Цели: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей.

Мастер-класс «Сказка как метод формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ» Сказка как метод формирования социально- коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Цель: презентация опыта работы со сказкой в формировании.

Моделирование и модель как основной метод формирования представлений о времени Начиная со средней группы, появляется возможность использовать различные модели. В моделях – квадратах, кружках – обычно цветом символизируется.

Организация игровой деятельности, как условие формирования гендерной культуры Гендерное воспитание  — совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям в проблемах социализации и становления личности, с.

Сказка как метод экологического воспитания дошкольника Сказка как метод экологического воспитания дошкольника Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его.

Театральная студия как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников Сообщение Наша театрализованная студия «Чародеи» существует уже 2-ой год. Основная цель направлена на формирование основ экологической.

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольниковТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших.

Сценарий выступления на МО «Интерактивные средства обучения воспитанников как метод реализации коммуникативных технологий» В наше стремительное время небывалого развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и.

Экологические акции как форма работы с детьми и родителями по формированию экологической культуры и образованияЭкологические акции как форма работы с детьми и родителями по формированию экологической культуры и образования Детский сад «Василёк» - это образовательное учреждение, в котором экологическое образование и воспитание дошкольников, является приоритетным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников
Опубликовано: 9 августа 2018 в 23:01
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД