Галина Пудкова
Экологический кружок «Юный эколог» в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
I полугодие.
Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего детского возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства : семья, сверстники, различные типы дошкольных образовательных учреждений.
К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Публикация «Экологический кружок „Юный эколог“ в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.
К 5-6-ти годам у детей формируется представления о связи явлений природы с деятельностью человека. Они понимают, что для жизни растений и животных необходимы определенные условия. Расширяются и усложняются поручения взрослых: дети могут помогать сажать и поливать растения, комнатные цветы, кормить домашних животных.
Цели и задачи экологического кружка
• подвести к понятию, что человек, это тоже часть природы;
• воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
• показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
• воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
• подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
• воспитание правильного поведения в природе.
Перспективный план на учебный год
Сентябрь.
Занятие 1. Тема: «Осенние хлопоты человека».
Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.
Материал: иллюстрации с изображением уборки урожая, цветная бумага, ножницы.
Аппликация. А теперь, ребята, мы заготовим с вами овощи на зиму. И они сохраняться в таком виде надолго.
Занятие 2. Тема: «Овощи и фрукты на нашем столе»
Цель: уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья человека, учить приготовлению салата.
Материал: натуральные или искусственные плоды овощей и фруктов, карандаши и бумага для рисования.
Занятие 3. Тема: «Как правильно поливать растение»
Цель: закрепить знание структуры трудового процесса. Обучить детей практическим навыкам ухода за комнатными растениями. Воспитывать отношение к растениям как к живым существам.
Материал: комнатные растения требующие разные потребности. Лук для посадки в комнатном огороде. Лейки, грабельки для рыхления почвы.
Предварительная работа: система опытов по ознакомлению с потребностями растений (почвенное питание, свет, тепло, влага).
Занятие 4. Тема: «Корова и коза – домашние животные»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные, что человек заботится о домашних животных, а они ему приносят пользу. Расширяем кругозор.
Материал: серии картинки о жизни коровы и козы, пластилин.
Октябрь.
Занятие 1. Тема: «Куда бежит река?»
Цель: познакомить детей с особенностями водоемов на примере рек (озер).Развивать желание заботиться о чистоте рек и озер.
Материал: рисунки с изображением водоемов, краски, кисти, бумага, голубые ленты, ткань голубого цвета.
Занятие 2. Тема : «Это волшебница вода»
Цель: познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег и т. д., показать разнообразие стояния воды в окружающей среде.
Материал: рисунки с изображением воды в разном состоянии. Краски, кисточки, бумага для рисования.
Занятие 3. Тема: «Ходит капелька по кругу»
Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. Расширяем кругозор.
Материал: мисочка с водой, сахар, соль, лед, карандаши, краски и бумага для рисования.
Занятие 4. Тема: «Кто живет в реке»
Цели: познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Материал : рисунки с изображением подводного мира, пластилин.
Ноябрь.
Занятие 1. Тема: «Вода нужна всем»
Цель : дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркну
ть, что разные живые организмы нуждаются в разном количеством в разном количестве воды.
Материал :растения из живого уголка, аквариум. Горох, блюдце, вата.
Занятие 2. Тема : «Как дикие животные готовятся к зиме.»
Цель: формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условиям. Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение.
Материал: картинки с изображением зимующих зверей, цветные карандаши и бумага для рисования, дидактическая игра «Когда это бывает»
Занятие 3. Тема: «Уходит осень золотая».
Цель: уточнить представления детей об осени, развивать у детей художественное восприятие, умение слушать литературные произведения.
Материал : картинки с изображением осени, раскраска «Осень в лесу», карандаши, гербарий.
Занятие 4. Тема : «Беседа о лесе»
Цель: уточнить и расширить представление детей о лесе. Воспитывать интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.
Материал :репродукции картин с изображением леса и лесных животных, лесных ягод, грибов.
Декабрь.
Занятие 1. Тема : «Письма заболевшим детям»
Цель : воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровый ребенок красиво выглядит, воспитывать внимательное отношение к близким людям- взрослым и детям.
Материал : книга К. Чуковского «Айболит», зеркало, чистая бумага, конверты, изопринадлежности.
Занятие 2. Тема : «Где птицы живут?»
Цель : воспитывать у детей желание заботиться о птицах, дать понять детям, что было бы если на Земле исчезли птицы.
Материал : изопринадлежности, рисунки с изображением птиц.
Занятие 3. Тема : «Как живут растения зимой»
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о приспособлении растений к сезонным явлениям. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла,влаги почвы для роста растений.
Материал : картинки на тему «Растения зимой», изопринадлежности.
Занятие 4. Тема : «Сохраним елку – красавицу лесов»
Цель : воспитывать у детей желание защищать природу.
Материал : плакат о природе, изопринадлежности.
Планируемый результат:
• Расширение и уточнение знаний детей о природе и экологии.
• Организация экологических пространств в детском саду.
• Составление экологических «маршрутов в природу».
Список использованной литературы:
• Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
• Рыжова Н. А. «Волшебница вода»
• Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»
• Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
• Поляков В. В «Основы безопасности жизнедеятельности»
• Малашенкова В. П., Борцова Л. В, Неволина Н. Н. «Экологические недели»
• Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»
• Шорыкина Т. А «Какие звери в лесу»
• Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»
• Волочкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология»
• Авдеева Н. Н, Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность»